УДК 331.101, 159.9
Влияние стресса на человека и способы борьбы с ним
Чжэн Мэнэнь – бакалавр факультета иностранных языков Юго-Западного университета в г. Чунцин, Китай.
Аннотация: В данной статье рассмотрены вопросы влияния стресса на человека и способы борьбы с ним. Рассмотрено понятие «стресс» и его основные последствия на организм человека. Изучены основные виды стресса. Рассмотрены основные причины стресса человека и его основные последствия. Изучены основные стадии развития стресса у человека. Подчеркивается важность использования в борьбе со стрессом техники дыхания и релаксации организма. Автор статьи подчеркивает важность снижения стрессовых ситуаций для организма человека. Разработан алгоритм по борьбе со стрессом человека в современных условиях.
Ключевые слова: стресс, влияние, человек, способы борьбы, снижение, общество.
Актуальность темы исследования заключается в том, что жизнь современного человека и общества в целом подвержена стрессам, которые негативно сказываются на здоровье людей. Стрессовое состояние оказывает влияние не только на физическое тело, но и на психику человека. Это заставляет людей нервничать, переживать, раздражаться и т.д. Стресс сопровождается сильным напряжением организма, мобилизацией внутренних сил противостоять внутренним и внешним факторам среды. Длительные стрессовые ситуации могут привести к серьезным патологическим расстройствам, депрессиям, болезням. Следовательно, основной задачей является поиск эффективных путей решения проблемы снижения стресса в обществе на основе современных методик и подходов.
Под стрессом следует понимать определенное психоэмоциональное состояние, которое вызывает перенапряжение организма вследствие действия на него неблагоприятных факторов внутренней и внешней среды.
В 21 веке, в веке высокопрогрессивных и быстроразвивающихся технологий, стремительного и насыщенного темпа жизни, стресс — стал ежедневным «спутником» большинства работников [4, с.344].
Причинами этому стали быстрый темп жизни, спешка, отсутствие полноценного отдыха, перегруженность делами и работой. Стресс возникает с того момента, как человек только проснулся. Так, необходимо успеть на работу, успешно и эффективно отработать рабочий день, добраться домой, выполнить свои семейные обязательства и т.д. Такой постоянный ритм жизни постепенно сказывается на состояние здоровья человека и его психике.
По видам стресс делится на: хронический, острый, информационный, внутриличностный, учебный, финансовый, общественный, социальный и другие (Рисунок 1).
Рисунок 1. Основные виды стресса [1, с.417]
Рассмотрим основные причины стресса человека, к которым можно отнести следующие:
- психическое и физическое переутомление;
- однообразная обстановка, монотонность;
- плохая экология и неправильное питание;
- отсутствие умеренной физической нагрузки организма (сидячий образ жизни);
- психологические факторы (например, конфликты в семье и на работе, переживания);
- внутренне недовольство уровнем жизни, обстановкой, своими личными успехами и достижениями в труде;
- хронические заболевания и болезни человека;
- дисгармония в отношениях и т.д.
Стрессовые ситуации приводят к ряду негативных последствий, которые выражаются в нарушении сна, повышении артериального давления, страхам, паническим атакам, беспокойствам и т.д. Самыми тяжелыми последствиями стресса является алкогольная и наркотическая зависимость человека.
Важно отметить, что часто люди, испытывающие стресс, начинают воспринимать ситуацию, как крайне неизбежную. В данном случае им кажется, что решить проблему невозможно и нет сил с ней бороться. Однако, используя правильные подходы, включающие в себя успокоение ума, физическое расслабление, переключение мыслей во многом помогает справиться с возникшей ситуацией.
Психологический стресс имеет, как положительные стороны, так и отрицательные. Так, например, кратковременный стресс запускает серию положительных реакций организма человека в том числе выработку основных важных гормонов таких, как адреналин, кортизол, а также активизирует силы человека и иммунитет. Вследствие этого у человека могут наблюдаться следующие реакции:
- повышение физических сил и умственных способностей;
- улучшение памяти и быстроты реакций;
- улучшается работа внутренних органов;
- повышается скорость обмена веществ и метаболизм;
- повышается острота органов чувств и т.д.
С другой стороны, длительный стресс приводит к различным сбоям в организме человека, потере энергии и сил, упадку настроения и депрессиям.
Существуют определенные стадии развития стресса у человека. На первой стадии у человека возникает тревожность, связанная с определенной ситуаций в жизни, которая проявляется в неумении справляться со стрессом, управлять своим поведением и мыслями. Очень часто в такой ситуации человек теряет контроль над собой, возникают страхи, беспокойство, переживания и т.д.
На второй стадии возникает сопротивление сложившейся ситуации. Снижается синтез основных гормонов, человек в какой-то мере расслабляется и пытается найти выход из стрессовой ситуации, принять решение.
На третьей стадии происходит истощение организма. Снижается иммунитет, ослабевают защитные функции человека, происходят нарушения в работе внутренних органов (учащается сердцебиение, повышается давление), что вызывает в коечном итоге психическое и физическое истощение.
Во многих случаях справиться со стрессом человек может самостоятельно путем расслабления, успокоения, отдыха, а также приема успокоительных препаратов натурального или лекарственного происхождения. Также существуют самые простые и доступные методы борьбы со стрессом для каждого человека: ведение здорового образа жизни, правильное питание, полноценный сон и отдых, закаливание, прогулки, времяпровождение в кругу близких и родных людей, отказ от вредных привычек и т.д. В других случаях требуется помощь специалистов-психологов, которые используя необходимые методики и приемы помогут решить проблемы стресса и предотвратить его последствия. Важно отметить, что подход к каждому человеку должен быть сугубо индивидуальным, поскольку все ситуации являются разными и специфическими по содержанию и причинам, а также реакция людей на те или иные события является различной [3, с.180].
Считаем, что к современным методам борьбы со стрессами можно отнести дыхание и релаксацию организма. Например, дыхание способствует расслаблению гладкой мускулатуры мышечной массы, насыщению клеток организма кислородом, что способствует расширению сосудов и устранению их спазмов. В свою очередь это приводит к снятию стрессовой ситуации, успокоению, расслаблению организма в целом.
К техникам релаксации можно отнести массаж, медитацию, ароматерапию. Такие техники также помогают снять переутомление организма, раздражительность, накопленную в течение дня, депрессию.
Таким образом, необходим поиск эффективных путей решения проблемы снижения стресса человека и общества в целом в современных условиях. В данной статье разработан алгоритм по борьбе со стрессом человека, наглядно представленный на Рисунке 2.
Рисунок 2. Алгоритм по борьбе со стрессом человека
[Разработано автором]
Считаем, что разработанный алгоритм позволит не только снизить уровень стресса, но и создать дополнительные условия для его минимизации в будущем. Это позволит выработать стрессоустойчивость, укрепить физическое и психическое здоровье, а также быстро адаптироваться к изменяющейся окружающей обстановке.
Можно сделать вывод, что влияние стресса на человека оказывает, как положительное, так и отрицательное воздействие. Профилактика возникновения стрессовых ситуаций поможет предотвратить ряд негативных последствий на психику и физическое здоровье человека, укрепить его силы и энергетику.
Список литературы
- Гречушников Е. Ю. Влияние стрессовых ситуаций на здоровье человека // Молодой ученый. 2022. № 16 (411). С. 417-420.
- Мочалова Я.В. Влияние образования на формирование личности // Актуальные проблемы развития науки и современного образования. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. С. 246-247.
- Куликова Т.И. Психология стресса // Международный журнал экспериментального образования. 2021. № 7. С. 180-181.
- Путинцева А. В. Стресс на рабочем месте и его влияние на сотрудника / А. В. Путинцева // Молодой ученый. 2021. № 17 (359). С. 344-346.