УДК 159.9

Взаимосвязь креативности с тревожностью воспитанников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Фомина Арина Сергеевна – студентка Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета.

Аннотация: статья посвящена проблеме взаимосвязи креативности с тревожностью воспитанников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Проведено эмпирическое исследование выраженности креативности и тревожности воспитанников центра, а также корреляционный анализ полученных результатов, не выявивший наличие достоверной связи между изучаемыми явлениями.

Ключевые слова: креативность, тревожность, неблагополучные семьи, социально- реабилитационный центр, личностные характеристики.

В социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних попадают дети из неблагополучных семей. Г.Г. Бочкарева характеризует семьи с неблагополучной эмоциональной средой как семьи, где родители грубы, неуважительны к своим детям, не имеют эмоционального контакта между членами, равнодушны к нуждам детей с внешним благополучием в отношениях. В таких случаях ребенок стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи, в нездоровой нравственной среде, где ребенок воспитывается социально нежелательные потребности и интересы. Таким образом главная характеристика неблагополучной семьи – её отрицательный, разрушительный эффект в формировании личности ребенка [1].

Именно в такой семье все последствия подобного характера по отношению к своим детям в значительной мере сказываются в виде тех или иных отклонений в поведении и личностном развитии ребенка. Практически каждый ребенок испытывает тревожность, пребывая в неблагоприятной семейной атмосфере. Ребенок испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками.

В настоящее время наблюдается увеличение числа тревожных детей из неблагополучных семей, отличающихся неуверенностью в себе, повышенным волнением, эмоциональной нестабильностью. Проблематика детской тревожности неоднократно рассматривалось в работах таких исследователей, как В.К. Вилюнас, К.Э. Изард, Н.Д. Левитов, Ч.Д. Спилбергер.

В широком смысле слова креативность означает созидательность и готовность к творчеству. Эта способность проявляется практически во всех психических процессах человека, в чувствах и общении.

Креативность может характеризовать личность в целом, отдельные его стороны, продукты деятельности или процесс создания. Все основные достижения людей, преобразующие мир, есть результат их креативности, реализации творческого потенциала. В восприятии проявляется как непредвзятость, умение освободиться от фиксированной установки, активно реагировать на непосредственные впечатления, доставляемые органам чувств; в памяти – как богатство ассоциаций и способность к актуализации скрытых свойств объектов; в мышлении – как способность к нешаблонному анализу, преодолению стереотипов, установлению разнообразных связей между объектами и их свойствами, к обобщению явлений, не связанных между собой очевидной связью; в воображении – как нестандартность создаваемых образов. В чувствах креативность проявляется в тонкости и широкой гамме переживаний, в высоком уровне развития интеллектуальных эмоций, возникающих у человека в процессах мышления и воображения. В общении способствует преодолению барьеров и стереотипов, препятствующих адекватной социальной перцепции, возможности понять внутренний мир и индивидуальность человека; конструктивному разрешению конфликтов, нахождению оптимальных путей и способов взаимодействия [3].

Мнения по поводу тревожности креативных детей расходятся. Одни авторы указывают, что креативным детям характерно состояние высокой тревожности (И.А. Левина, В.М. Слуцкий), другие указывают, что состояние тревожности оказывает негативное влияние на формирование креативности (Т.В. Лаврентьева, Г. Линдсей, Р. Томпсон, К. Халл). Некоторые считают, что формирование креативности может способствовать коррекции тревожности (С.А. Водяха), продуктивное мышление, связанное с достижением нового, порождает положительные эмоции (П.М. Якобсон). По данным А.М. Прихожан [2], многие тревожные дети являются высокоинтеллектуальными, и справляются с тяжелыми заданиями даже лучше своих сверстников. Таким образом получается ситуация замкнутого круга: высокая тревожность влияет на формирование и развитие креативности, но и креативность в свою очередь может оказывать влияние на тревожность.

Для диагностики была сформирована выборка, состоящая из 4 воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних мужского пола возраста от 7 до 9 лет.

Для диагностики показателя креативности мы использовали методику тест креативности П. Торранса «Закончи рисунок», результаты которой представлены на рисунке 1.

f1ed4589dcd551d7

Рисунок 1. Результаты диагностики по методике тест креативности П. Торранса «Закончи рисунок» ( в % )

Полученные эмпирические данные, представленные на рисунке 1, свидетельствуют о том, что у большей части выборки (75%) показатель креативности в норме. Для данных респондентов характерно стремление к самостоятельности, гибкость мышления. У 25% респондентов уровень креативности выше нормы, это характеризует их как людей с умением продуцировать идеи, которые отличаются от общепринятых взглядов, производить разнообразные идеи, а также об умении добавлять детали.

Для диагностики показателя тревожности мы использовали методики: опросник генерализованного тревожного расстройства, ГТР-7. Автор: Р. Спитцер ; Шкала самооценки тревоги. Автор: У. Цунг .

Результаты методики опросник генерализованного тревожного расстройства представлены на рисунке 2.

ee84447c0503716b

Рисунок 2. Результаты диагностики по методике опросник генерализованного тревожного расстройства, ГТР-7 ( в % )

Полученные эмпирические данные, представленные на рисунке 2, свидетельствуют о том, что 50% респондентов характерен минимальный уровень тревожности; для них характерно некоторое снижение активности и ослабление интенсивности позитивных эмоций. У 25% респондентов выявлен умеренный уровень тревожности, для них характерна выраженная подавленность настроения, снижения самооценки. У 25% респондентов был выявлен средний уровень тревожности, из этого можно сделать вывод, что для них характерна пессимистическая оценка прошлого и настоящего, значительное снижение активности и работоспособности.

Результаты диагностики по методике шкала самооценки тревоги представлена на рисунке 3.

a16b15c4b13fe049

Рисунок 3. Результаты диагностики по методике шкала самооценки тревоги ( в % )

Полученный эмпирические данные, представленные на рисунке 3, свидетельствуют о том, что для 50% респондентов характерна слабость, снижение реакции. У 25% респондентов выявлено легкое тревожное расстройство, для них характерны постоянные нарушения сна, проблемы в общении с окружающими. У 25% респондентов выявлено выраженное тревожное расстройство, для них характерно постоянное эмоциональное напряжение, постоянные колебания настроения.

Для обработки данных, полученных в ходе тестирования по методикам тест креативности «Закончи рисунок», опросник генерализованного тревожного расстройства и шкала самооценки тревоги и установления взаимосвязи между креативностью и тревожностью нами в исследовании был использован метод математико-статистической обработки данных – корреляционный анализ К. Пирсона. Результаты представлены на рисунке 4.

b3878b4da5eee1e3

Рисунок 4. Корреляционная плеяда взаимосвязи креативности и тревожности

По результатам корреляционного анализа данных методики тест креативности «Закончи рисунок» и методики опросник генерализованного тревожного расстройства, ГТР-7 мы получили Rэмп = -0,5 (Rкр = 0,7, при p≤0,05), следовательно можно сделать вывод о том, что значимой взаимосвязи между креативностью и тревожностью не выявлено.

По результатам корреляционного анализа данных методики тест креативности «Закончи рисунок» и методики шкала самооценки тревоги мы получили Rэмп = -0,36 (Rкр = 0,7, при p≤0,05), следовательно можно сделать вывод о том, что значимая взаимосвязь между креативностью и тревожностью не выявлена.

По результатам расчетов по представленным методикам можно сделать вывод о том, что значимой взаимосвязи между наличием креативностью и тревожностью не существует.

Список литературы

  1. Легенчук, Д.В. Социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних, подвергшихся насилию : учебное пособие / Д.В. Легенчук, Е.А. Легенчук. — Курган : КГУ, 2021. — 186 с. — ISBN 978-5-4217-0573-4. — Текст : электронный. — URL: https://e.lanbook.com/book/177937 (дата обращения: 03.02.2024).
  2. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2009. – 292 с. —ISBN 978-5-469-01499-7. —Текст : непосредственный.
  3. Силаева, Я.В. Развитие креативности у детей младшего школьного и среднего возраста (на примере муниципального образовательного учреждения начальная школа - детский сад ЦД «Жемчужинка» и средней общеобразовательной школы №7 г. Клин) / Я.В. Силаева // Сервис в России и за рубежом. — 2009. — № 3. — С. 103-107. — ISSN 1995-042X. — Текст : электронный. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/294757 (дата обращения: 05.02.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими: