УДК 159.9.075

Взаимосвязь профессиональной самореализации и самоотношения у женщин молодого возраста

Солнцева Анастасия Дмитриевна – магистрант Московского института психоанализа

Киселева Елена Николаевна – кандидат психологических наук Московского института психоанализа

Аннотация: Исследование особенностей самоотношения у женщин молодого возраста во взаимосвязи с уровнем профессиональной самореализации имеет важное значение в современном обществе, где вопросы личностного развития, самоопределения и профессиональной самореализации становятся все более актуальными в связи с изменениями в ролевых ожиданиях и социальных нормах. Профессиональная самореализация является важным аспектом жизни молодых людей и их становления, а самоотношение при этом играет важную роль в формировании личности и определяет ее поведение, отношения с окружающими и успех в жизни. В исследовании приняли участие 63 женщины в возрасте от 20 до 35 лет, средний возраст участниц составил 28 лет.

Ключевые слова: молодая женщина, самоотношение, профессиональная самореализация, замкнутость, самоуверенность, саморуководство, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность.

Целью исследования являлось изучение взаимосвязи между уровнем профессиональной самореализации у женщин молодого возраста и их самоотношением. На основе проведения теоретического анализа по данному вопросу была установлена гипотеза о том, что существует взаимосвязь профессиональной самореализации и её компонентов с компонентами самоотношения женщин в возрасте 20-35 лет.

Для решения поставленной цели и гипотезы были выбраны следующие методики исследования:

  1. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева [5];
  2. Психодиагностическая методика «Тип и уровень профессиональной самореализации» Е.А. Гавриловой [4].

Понятие профессиональной самореализации рассматривается в рамках различных научных подходов, объединяя внутренние и внешние аспекты, личностные и социальные факторы, а также образовательные и культурные аспекты, определяющие процесс достижения профессиональной самореализации.

Проанализировав подходы различных авторов к определению данного понятия [1, 2, 3 и др.] и объединив их, мы пришли к выводу, что процесс профессиональной самореализации – это процесс развития и использования своих способностей, талантов и пристрастий в сфере труда и профессиональной деятельности, с целью достижения личного успеха, удовлетворения и самоподтверждения. Это понятие подразумевает, что человек не только получает доход от своей работы, но также испытывает удовлетворение от осуществления своих талантов и интересов. Профессиональная самореализация также включает в себя соответствие личных ценностей и стремлений с профессиональными целями и достижениями. При этом данное активное стремление личности к развитию в рамках ее профессиональной деятельности учитывает влияние не только профессиональных навыков и внешних социальных факторов на этот процесс, но и личностные качества, в том числе и самоотношение.

Проблеме самоотношения посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных авторов. Среди наиболее крупных исследователей самоотношения можно отметить С.Р. Пантилеева, В.В. Столина, И.И. Чеснокову, И.С. Кона, В.В. Мясищева, Н.И. Сарджвеладзе, Е.Т. Соколову, Р. Бернса, С. Куперсмита, М. Розенберга, Р. Вайли и др. Не смотря на разнообразие подходов к понятию самоотношения, можно сделать вывод, что самоотношение, самооценка и образ тела составляют так называемую Я-концепцию, которая определяет, как в итоге личность воспринимает себя в окружающей среде. Эти аспекты взаимосвязаны и влияют на эмоции, психологическое состояние и поведение, что естественным образом отражается и на самореализации личности.

В рамках исследования мы опирались на модель самоотношения С.Р. Пантилеева, в рамках которой он предлагает иерархически-динамическую систему самоотношения, где каждая модальность эмоционального отношения может занимать ведущее место в иерархии самоотношения, определяя его содержание и выраженность. Он подчеркивает, что структурные компоненты самоотношения (замкнутость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность и самообвинение) могут менять свое положение в зависимости от социальных ситуаций и этапов жизни человека [5].

По результатам эмпирического исследования определено, что у молодых женщин в большинстве своём уровень профессиональной самореализации можно отнести к реализации ролей и норм в организации, который означает что личность направлена на успешное и эффективное выполнение своих профессиональных обязанностей, следует установленным правилам и нормам организации, а также соответствует ожиданиям, предъявляемым к его роли в рабочем коллективе (выявлен у 78% от выборки). Данный уровень можно отнести в целом к среднему уровню развития профессиональной самореализации. Высший уровень профессиональной самореализации обнаружен только у 3% молодых женщин в выборке. Распределение выборки по уровням профессиональной самореализации представлено на рисунке 1.

image001

Рисунок 1. Распределение выборки исследуемых женщин по уровню профессиональной самореализации, %.

Наиболее выраженным компонентом в её структуре у женщин данной выборки является феноменологический компонент (21,27±5,22), который включает в себя различные аспекты, описывающие как внешние, так и внутренние проявления профессиональной самореализации. Внешние проявления могут быть связаны с видимыми публичными результатами профессиональной деятельности, такими как карьерный успех, профессиональная репутация, выполнение поставленных задач и т.д. (рисунок 2).

image002

Рисунок 2. Уровень профессиональной самореализации и её компонентов у женщин молодого возраста по результатам диагностики по методике «Тип и уровень профессиональной самореализации» Е.А. Гавриловой, в баллах.

В то же время, внутренние проявления могут включать психологические аспекты, такие как удовлетворенность трудом, личное чувство успешности, мотивация к достижению профессиональных целей, чувство собственной компетентности в рабочей среде и другие. Высокий уровень профессиональной самореализации через этот компонент может быть связан с повышенной продуктивностью, мотивацией, улучшенными результатами работы, а также общим удовлетворением как от рабочего процесса, так и от профессионального роста.

Наименее выраженным целевой компонент (18,92±3,75), который в структуре профессиональной самореализации включает в себя конкретные цели, ценности и мотивы индивида в контексте его профессионального пути. Этот компонент помогает интегрировать личные амбиции и цели с универсальными ценностями и смыслами, связанными с профессиональным ростом. Целевой компонент определяет, какие цели и ценности становятся основой для выбора, приоритетов и направления профессионального развития.

По уровню выраженности каждого из компонентов определяется тип профессиональной самореализации. Согласно полученным данным распределение выборки по данному показателю выглядит следующим образом (рисунок 3).

image003

Рисунок 3. Распределение выборки исследуемых женщин по типу профессиональной самореализации, в %.

У 48% женщин тип профессиональной самореализации носит характер формального выполнения деятельности, что может указывать на ситуацию, когда человек выполняет свои профессиональные обязанности и роль, но может испытывать отсутствие личного удовлетворения или вовлеченности в работу. В этом случае выполнение рабочих обязанностей скорее является формальным действием, несмотря на отсутствие личного энтузиазма или истинного интереса к профессиональной деятельности.

Такой тип профессиональной самореализации может быть связан с выполнением работы по привычке или из-за внешних обстоятельств (например, из-за финансовой необходимости), нежели чем из-за внутренней мотивации или удовлетворения. В результате, человек может в значительной степени игнорировать свои личные амбиции, цели и ценности в рабочем контексте, ограничиваясь лишь формальным выполнением должностных обязанностей без активного стремления к личностному росту или профессиональному развитию.

При этом в большинстве своём женщины молодого возраста имеют средний уровень развития компонентов самоотношения (рисунок 4).

image004

Рисунок 4. Распределение выборки исследуемых женщин по уровню компонентов самоотношения по результатам диагностики по методике С.Р. Пантилеева, в %.

У 48% молодых женщин высокие уровень самоуверенности. Такие лЛюди с высоким уровнем самоуверенности обладают верой в свои способности, уверенностью в себе и своих действиях. Они часто стремятся к поставленным целям, умеют принимать сложные решения, не боясь провалов, и готовы к действиям в новых ситуациях.

У 56% женщин наблюдаются высокие значения по показателю самоценность, который отражает уровень самоуважения и уверенности в своей ценности как личности. Люди с высокой самоценностью обычно ощущают себя важными, достойными уважения, и не подвержены чрезмерной самокритике.

Для 43% молодых женщин характерен высокий уровень саморуководства, которым обладают люди со способностью принимать решения и действовать независимо, без необходимости постоянного контроля или указаний со стороны других. Они часто имеют развитую внутреннюю мотивацию и целенаправленность.

29% от выборки имеют высокий уровень самопринятия, который характеризуется гибкостью и способностью принять себя такими, какие они есть, со всеми своими достоинствами и недостатками. Это способствует психологической уверенности и способности к адаптации.

Однако, у 10% женщин можно наблюдать высокие значения по компоненту «самообвинение». Такие люди видят в себе прежде всего недостатки, кто готов поставить себе в вину все свои промахи и неудачи. Проблемные ситуации, конфликты в сфере общения актуализируют сложившиеся психологические защиты, среди которых доминируют реакции защиты собственного «Я» в виде порицания, осуждения себя или привлечения смягчающих обстоятельств. Установка на самообвинение сопровождается развитием внутреннего напряжения, ощущением невозможности удовлетворения основных потребностей.

У 8% выявлен высокий уровень внутренней конфликтности. Высокие значения по данному показателю соответствуют человеку, у которого преобладает негативный фон отношения к себе. Он находится в состоянии постоянного контроля над своим «Я», стремится к глубокой оценке всего, что происходит в его внутреннем мире. Развитая рефлексия переходит в самокопание, приводящее к нахождению осуждаемых в себе качеств и свойств. Отличается высокими требованиями к себе, что нередко приводит к конфликту между «Я» реальным и «Я» идеальным, между уровнем притязаний и фактическими достижениями, к признанию своей малоценности. Истинным источником своих достижений и неудач считает преимущество себя.

Также можно отметить то, что у 32% молодых женщин высокий уровень замкнутости. Высокие значения отражают выраженное защитное поведение личности, желание соответствовать общепринятым нормам поведение и взаимоотношений с окружающими людьми. Человек склонен избегать открытых отношений с самим собой; причиной может быть или недостаточность навыков рефлексии, поверхностное видение себя, или осознанное нежелание раскрывать себя, признавать существование личных проблем.

Для 32% молодых женщин характерно высокое отраженное самоотношение, которое характеризует внутреннее отражение взглядов других людей на себя. Люди с высоким отраженным самоотношением могут быть более чувствительны к мнению окружающих, их оценке и реакциям на свои поступки.

Таким образом, представленная выборка молодых женщин обнаруживает высокий уровень собственной ценности и уверенности, что указывает на позитивное отношение к себе и наличие достаточной уверенности в своих собственных способностях, качествах и ценностях. Эти черты часто свидетельствуют о здоровом самоощущении личности и высоком самоотношении. Однако важно отметить, что у некоторых участниц присутствуют признаки самообвинения, замкнутости, высокого уровня конфликтности и высокой чувствительности к оценкам других.

Каждый из этих аспектов самоотношения влияет на поведение, отношения с окружающими и самопонимание личности, формируя ее уникальный психологический портрет.

Проведенный корреляционный анализ при помощи ранговой корреляции Спирмена показал, что большинство компонентов, входящих в структуру самоотношения статистически значимо взаимосвязаны с уровнем профессиональной самореализации у молодых женщин (рисунок 5).

Анализ позволил обнаружить прямую взаимосвязь между показателем профессиональной самореализации и самоуверенностью (0,510; р=0,01), саморуководством (0,438; р=0,01), отраженным самоотношением (0,348; р=0,01), самоценностью (0,339; р=0,01) самопривязанностью (0,406; р=0,01). Так же обнаружена обратная взаимосвязь между показателем профессиональной самореализации и внутренней конфликтностью (-0,611; р=0,01) и самообвинением (-0,420; р=0,01) (рисунок 5).

image005

Рисунок 5. Результаты корреляционного анализа между профессиональной самореализацией и самоотношением (корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя)).

То есть, чем выше положительные показатели самоотношения тем выше и успешнее профессиональная самореализация. С другой стороны, обнаруженные обратные связи между уровнем профессиональной самореализации и показателями внутренней конфликтности, самообвинения могут указывать на то, что негативное самовосприятие и внутренние конфликты могут мешать успешной карьерной самореализации.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Уровень профессиональной самореализации у большинства женщин молодого возраста подчинен ролям и нормам в организации, что означает их ориентированность на успешное и эффективное выполнение профессиональных обязанностей. При этом большинство женщин проявили характер формального выполнения деятельности, что указывает на ситуацию, когда рабочие обязанности выполняются формально, без внутреннего удовлетворения или вовлеченности в работу.
  2. Результаты исследования указывают на формирование положительного самоотношения у большинства женщин молодого возраста. Они проявляют высокую самоценность и самоуверенность, что говорит о положительном отношении к себе и уверенности в своих способностях. Однако, некоторые женщины испытывают высокий уровень самообвинения и внутренней конфликтности, что может указывать на негативное отношение к себе и сложности в самооценке. Также выявлено, что некоторые женщины склонны к замкнутости и избеганию открытых отношений с самими собой.
  3. Из проведенного анализа следует, что у молодых женщин имеются статистически значимые связи между уровнем профессиональной самореализации и большинством компонентов самоотношения. Прямые связи обнаружены между уровнем профессиональной самореализации и самоуверенностью, саморуководством, самопривязанностью, отраженным самоотношением и самоценностью. Кроме того, обнаружены обратные статистически значимые связи между уровнем профессиональной самореализации и внутренней конфликтностью и самообвинением. Однако не обнаружены взаимосвязи с замкнутостью и самопринятием.

Таким образом, доказана гипотеза о взаимосвязи между компонентами самоотношения и уровнем профессиональной самореализации у женщин молодого возраста.

Список литературы

  1. Афанасенкова, Е.Л. Уровни развития профессиональной реализации личности / Е.Л. Афанасенкова // Статья в сборнике «Актуальные проблемы психологии личности». Екатеринбург. – 2018. – Том 15. – С.25-34
  2. Ашкинадзе, И.И. Формирование стратегии профессиональной самореализации студента-заочника: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. – Москва, 2004. – 157 с.
  3. Гаврилова, Е.А. Индивидуально-психологические особенности руководителей с высокой успешностью профессиональной самореализации / Е. А. Гаврилова // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2010. – Том 16. – С.158-162
  4. Гаврилова, Е.А. Психодиагностическая методика «Тип и уровень профессиональной самореализации» разработка, описание и психометрия / Е. А. Гаврилова // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». – 2015. – № 33. – С. 19-34
  5. Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991 – 100 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: