УДК 159.922

Психолого-педагогические условия формирования эмоционально-волевой сферы у младших школьников с РАС во внеурочной деятельности

Морозова Яна Владимировна – магистрант кафедры Педагогики и психологии дошкольного и начального образования Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых.

Научный руководитель Александрова Людмила Юрьевна доцент кафедры Педагогики и психологии дошкольного и начального образования, кандидат философских наук Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых.

Аннотация: В статье представлен теоретический анализ эффективности подобранных психолого-педагогических условий формирования эмоционально-волевой деятельности у младших школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС) во внеурочной деятельности. Цель: Теоретическое обоснование коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие психических процессов у младших школьников, обучающихся по адаптированной образовательной программе (АООП РАС 8.2). Доказательство того, что психолого-педагогическое сопровождение формирования эмоционально-волевой сферы у младших школьников с РАС во внеурочной деятельности нацелено на развитие психических процессов, а также позволяет лучше перерабатывать и усваивать учебный материал.

Ключевые слова: эмоционально-волевая сфера, расстройство аутистического спектра (РАС), внеурочная деятельность, ФГОС, младшие школьники, коррекционно-развивающая программа.

Одной из актуальных задач психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра является коррекция и развитие их эмоционально-волевой сферы в младшем школьном возрасте. Право на качественное образование для этих детей закреплено законодательно новой редакцией федерального закона «Об образовании» и федеральными государственными образовательными стандартами, где одной из главных задач является обеспечение эмоционального благополучия учащихся и защита их жизни и здоровья.

В соответствии с законом, внеурочная деятельность – это обязательная деятельность, которая имеет воспитывающий и развивающий потенциал. Она является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и организации свободного времени младших школьников. Внеурочная деятельность в начальной школе направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

С учетом вышесказанного, важно выявить психолого-педагогические условия, способствующие формированию эмоционально-волевой сферы у младших школьников с расстройствами аутистического спектра во внеурочной деятельности.

Мы разработали программу внеурочной деятельности под названием «Я познаю свои эмоции» для младших школьников с расстройствами аутистического спектра. Программа направлена на развитие психических процессов у детей, которые обучаются по адаптированной образовательной программе (АООП РАС 8.2). Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю, всего за год планируется провести 33 занятия.

В таблице 1 представлена программа внеурочной деятельности по коррекции эмоционально-волевой сферы младших школьников с расстройствами аутистического спектра. Она включает в себя различные темы, содержание занятий, количество часов, формы организации и вид деятельности. В каждом разделе занятий используются групповая и индивидуальная работа, творческая и игровая деятельность, работа в тетради, самодиагностика, беседа, практическая работа, динамические упражнения, техники саморегуляции и другие методы.

Таблица 1. Программа внеурочной деятельности по коррекции эмоционально-волевой сферы младших школьников с расстройствами аутистического спектра

Тема

Содержание

Кол-во ча-сов

Форма органи-зации

Вид деятельности

1

Введение

Цель: познакомить учеников с классом, создать благоприятные условия для сотрудничества и определить правила взаимодействия.

3

Группо-вая и индиви-дуальная работа

Творческие и игровые занятия, работа с тетрадями

2

Восприя-тие и понима-ние причин эмоций

Определение и выражение эмоций и понимание их причины. Узнавание пяти основных эмоций: радость, гнев, печаль, страх и интерес. Цель этого урока-развить не только представление о различных эмоциональных проявлениях, но и умение произвольно их описывать. Еще одна задача этого раздела - развить у детей способность воспринимать и понимать эмоции в ситуативном контексте, не опираясь на мимику.

10

Группо-вая, индиви-дуальная и фронта-льная работа

Творческие и игровые занятия, работа с тетрадями, самодиагностика, беседа, практическая работа, динамические упражнения, технология саморегуляции

3

Эмоцио-нальная регуляция

Занятия этого раздела способствуют формированию у детей представления о приятных и неприятных эмоциях и их значении в жизни человека. Установки на подавление неприятных и социально порицаемых эмоций сменяются формированием навыков саморегуляции и пониманием необходимости управлять своими эмоциями. Дети учатся распознавать эмоциональную обусловленность поведения, строить предположения о том, как различные эмоции влияют на поведение, и применять элементарные приемы саморегуляции.

8

Группо-вая, индиви-дуальная, фронта-льная

Эмоциональная гимнастика, обсуждение проблемных ситуаций, интерактивная демонстрация, дыхательная практика, творческие и игровые занятия, работа с тетрадями, самодиагностика, беседа, практическая работа, динамические упражнения, техники саморегуляции

4

Социаль-ное взаимо-действие

Этот раздел направлен на развитие способности принимать разнообразие и уважать человеческую индивидуальность. Уроки направлены на развитие коммуникативных навыков. Они включают в себя умение слушать и понимать других, работать в команде, разрешать конфликты, помогать другим и обращаться за помощью. Особое внимание уделяется изучению возможностей влияния на эмоциональное состояние других людей.

12

Группо-вая, индиви-дуальная, фронта-льная

Сказкотерапия, техника саморегуляции, Творческие и игровые занятия, работа с тетрадями

Таким образом, предложенная программа внеурочной деятельности имеет цель – формирование эмоционально-волевой сферы у младших школьников с расстройствами аутистического спектра. Она способствует развитию психических процессов, а также улучшает способность усваивать и перерабатывать учебный материал.

Рекомендации для специалистов по работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра.

Рекомендации составлены на основании исследований И. Ю. Асеевой [1], С. С. Морозовой [5], Е. М. Мастюковой [4], Е. С. Иванова [3], Л. Б. Баряевой [2].

Индивидуальные коррекционные занятия с детьми с РАС проводят дефектолог, логопед, психолог. Они вместе с учителем выявляют причины затруднений у каждого конкретного ребенка, помогают ему подобрать комплекс коррекционных мер, которые обеспечат организацию коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с РАС.

Главными задачами при индивидуальной работе с ребенком с РАС являются:

  1. Организация пространства
  2. Организация и визуализация времени
  3. Организация режима коммуникативного общения

Если организовать при работе с младшими школьниками с РАС в рамках внеурочной деятельности работу со специально подобранными упражнениями, то формирование эмоционально-волевой сферы обучающихся будет проходить более эффективно.

Список литературы

  1. Асеева, И. Ю. Психолого-педагогические условия обучения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе // Проблемы педагогики. 2016. №12 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-obucheniya-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 10.11.2023).
  2. Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева [и др.] – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 320 с.
  3. Иванов, Е.С. Детский аутизм: диагностика и коррекция: учеб. пособие для студ. высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / Е.С. Иванов, Л.Н. Демьянчук, Р.В. Демьянчук. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», – 2004. – 80 с.
  4. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина / под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. – 408 с.
  5. Морозова, С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2007. – 176 с.