УДК 159.9.075

Взаимосвязь профессиональной самореализации с уровнем стресса

Кривко Мария Валерьевна – магистрант Московского института психоанализа

Киселева Елена Николаевна – кандидат психологических наук Московского института психоанализа

Аннотация: Профессиональная самореализация олицетворяет степень достижения личностных и профессиональных целей, удовлетворенность своей деятельностью, самооценку и чувство собственного значимости в рабочей сфере. На этапе прохождения всех уровней профессиональной самореализации человек, должен стремиться достичь гармонии между внутренними и внешними условиями личной жизни и профессиональной деятельности. Однако, жизнь современного человека сопряжена с большим количеством стресс-факторов, а уровень стресса является важным аспектом работоспособности человека, влияющим как на физическое, так и на психическое здоровье. Исследование позволяет понять, каким именно образом стресс взаимосвязан с процессом самореализации в профессиональной сфере. В исследовании приняли участие 148 человек, в возрасте от 25 до 55 лет, основная выборка состоит из сотрудников в возрасте от 35 до 45 лет (58%), 18% в возрасте 25-35 лет и 24% в возрасте 45-55 лет. В большинстве своём участники находятся в браке, подавляющее большинство генеральной совокупности имеет высшее образование, со стажем до 5 лет.

Ключевые слова: самореализация, профессиональная самореализация, стресс, потенциал личности, ресурсы, удовлетворенность.

Целью исследования являлось изучение взаимосвязи между уровнем профессиональной самореализации у сотрудников организации и их уровнем стресса.

Для решения поставленной цели были выбраны следующие методики исследования:

  1. Психодиагностическая методика «Тип и уровень профессиональной самореализации» Е.А. Гавриловой [5].
  2. Методика «Шкала психологического стресса – PSM-25» Лемура-Тесье-Филлиона в адаптации Н.Е. Водопьяновой [3].

Сущность, структура профессиональной самореализации личности, факторы и условия, стимулирующие и сдерживающие этот процесс, проанализированы в работах таких учёных, как Л.И. Божович, Ю.Н. Галагузовой, Е. И. Горячевой, В. С. Ильин, Е. А. Климова, А. И. Крупнова, Н. Б. Крыловой, И. А. Липского, В. А. Сластенина, Г. К. Селевко, И. В. Цветковой и других.

Область исследований, связанных с профессиональной самореализацией, действительно является важной и одной из наиболее разработанных в психологии. Профессиональная самореализация рассматривается как сознательный, целенаправленный процесс раскрытия потенциала и опредмечивания сущностных сил личности в контексте ее профессиональной деятельности. Этот процесс связан с тем, как человек использует свои способности, навыки, таланты, ценности и интересы для достижения успеха и удовлетворения в профессиональной сфере. Профессиональная самореализация позволяет личности реализовать свой потенциал, найти свое место в обществе, достичь ценности и удовлетворения через свою работу.

При рассмотрении самореализации в контексте профессионального развития личности отдельного внимания заслуживает концепция Э.Ф. Зеера. В этой концепции самореализация определена как сознательно осуществляемая личностью деятельность, нацеленная на решение возникающих жизненных проблем и практически реализуемая в повседневной жизни. Согласно данному подходу, практическая самореализация способствует самоизменению индивида, развитию его способностей и формированию компетентности в различных сферах жизни, включая профессиональные аспекты. Таким образом, Э.Ф. Зеер подчеркивает, что самореализация не ограничивается только профессиональными аспектами, но включает в себя более широкий спектр жизненных сфер [6]. Такой подход к самореализации подчеркивает активное участие личности в процессе своего развития и реализации, обращая внимание на роль практической деятельности в формировании личностных качеств и профессиональной компетентности

В определении В.Д. Шадрикова провоцируется идея профессиональной самореализации через реализацию творческого потенциала в процессе трудовой деятельности как формы самоактуализации индивидуальных ресурсов личности. Это подчеркивает значимость труда как средства саморазвития и проявления личности [9].

Е.А. Гаврилова выделяет интегральную динамическую характеристику профессиональной самореализации, которая отражает индивидуальность субъекта труда в процессе и результате его профессиональной деятельности и транслирует содержание личности другим людям и культуре через созидательные и коммуникативные процессы. Это отражает не только внутренний процесс самореализации, но и ее внешнее проявление и влияние на окружающую среду [4].

Ю.И. Пучкова подчеркивает важность использования и развития всесторонних способностей личности как целостности в рамках профессиональной деятельности, что подчеркивает значимость разностороннего развития и использования личностных ресурсов в процессе профессиональной самореализации [8].

По мнению Е.А. Зубковой, профессиональная самореализация представляет собой осуществление внутренних сил человека в рамках конкретной профессиональной деятельности, включая способности, потребности, знания и навыки. Это подчеркивает важность использования внутренних ресурсов личности в контексте ее профессионального развития [7].

О.О. Богатырева отмечает постоянное динамическое взаимодействие процессов личностной самореализации и профессиональной самореализации, выделяя карьерный рост как объективный параметр профессиональной самореализации и удовлетворенность профессиональной деятельностью как субъективный параметр. Такое определение подчеркивает связь между личностной самореализацией и профессиональным ростом, а также внутренними и внешними аспектами данного процесса [2].

Согласно определению И.И. Ашкинадзе, профессиональная самореализация предполагает наличие адекватной взаимосвязи между индивидуальными и социальными целями и идеалами, личностными, физическими и социально-психологическими качествами, профессиональными умениями, знаниями и навыками, осмыслением своей социальной роли, профессиональной компетенцией и их проявлением в профессиональной деятельности. Это определение подчеркивает комплексный и многоаспектный характер профессиональной самореализации [1].

Разнообразие определений и подходов к профессиональной самореализации подчеркивает сложность и многогранность данной характеристики. Представленные авторы выделяют различные аспекты и уровни профессиональной самореализации, что отражает ее комплексность и интегральность в различных сферах жизни человека.

Общими чертами всех этих подходов являются акцент на индивидуальности, внутренних ресурсах, адекватности профессиональной деятельности личностным особенностям, социальным целям и удовлетворенностью профессиональной деятельностью. На наш взгляд внутренние ресурсы и уровень их развития играет одну из ключевых ролей в профессиональной самореализации.

За последние несколько лет жизнь современного человека кардинально изменилась. Все вошедшие в нашу жизнь перемены были не типичны, не сопоставимы с прежним опытом и, естественно, сопряжены с высоким уровнем стресса. Ближайшее будущее не сулит глобальной смены тенденций с точки зрения снижения количества различного рода изменений и потрясений, что позволяет сделать предположение о том, что будет сохраняться высокий уровень стресса как в обществе в целом так и в рамках отдельно взятой организации, и отдельного индивида. А значит такой фактор как стрессоустойчивость будет играть в жизни человека и организации в целом всё большее значение.

Для отдельного человека умение эффективно управлять стрессом может оказаться решающим для его физического и психологического благополучия, а также для достижения профессиональных и личных целей. Решение вопроса насколько эти показатели и каким образом тесно взаимосвязаны и являлось целью эмпирического исследования.

Анализируя данные, полученные при помощи методики «Тип и уровень профессиональной самореализации» Е.А. Гавриловой (рисунок 1), мы можем сделать вывод, что у основной части выборки, а именно у 91%, профессиональная самореализация находится на уровне организации ролей и норм.

image001

Рисунок 1. Распределение показателей уровня профессиональной самореализации.

Этот уровень характеризуется тем, что большинство сотрудников организации сосредоточены на выполнении своих обязанностей в соответствии с рабочими ролями и установленными стандартами. Сотрудники, сконцентрированные на данном уровне, могут предпочитать ясные инструкции и четко определенные рамки деятельности и могут испытывать достаточно комфортное эмоциональное состояние благодаря четкой структуре и ясности в своей работе.

Профессиональная самореализация на уровне смысложизненных и ценностных ориентаций выявлена у 7%. Данный уровень характеризуется тем, что респонденты ориентированы на более глубокие аспекты работы, связанные с их личными ценностями, смыслом жизни и самореализацией через профессиональную деятельность. Люди на этом уровне могут быть более мотивированы и вовлечены в работу, искать смысл и удовлетворение не только в выполнении обязанностей, но и в самом процессе труда.

Только у 2% выявлен «индивидуально-исполнительский уровень» профессиональной самореализации.

В целом показатели профессиональной самореализации показывают заинтересованность в своей профессиональной деятельности и в выполняемых ими обязанностей. При этом у большинства из них сильнее проявлен целевой компонент профессиональной самореализации (у 70% респондентов), выраженность феноменологического компонента характерна для 56%, а ресурсного для 43% (рисунок 2). Что может говорить о том что респонденты в меньшей степени удовлетворены ресурсной составляющей своей работы, которая в себя включает энергетические ресурсы, такие как мотивация труда, уровень притязаний, воля, эмоции и чувства, а так же ресурсы самосознания, а именно рефлексия, самооценка и профессиональная «я-концепция».

image002

Рисунок 2. Распределение компонентов профессиональной самореализации.

На рисунке 3 представлены результаты, полученные при помощи методики «Шкала стресса PSM-25»).

image003

Рисунок 3. Распределение показателей уровня стресса.

В соответствии с полученными результатами мы можем определить, что 78% генеральной совокупности опрошенных имеют низкий уровень стресса, у 21% респондента уже средний его уровень и есть 1% с высоким уровнем стресса.

Корреляционный анализ между показателями уровня стресса и профессиональной самореализации при помощи критерия Спирмена показал наличие между ними обратной взаимосвязи (рисунок 4).

image004

Рисунок 4. Результаты корреляционного анализа между показателями уровня стресса и компонентами и уровнем профессиональной самореализации (р=0,05).

То есть чем ниже уровень стресса, который может быть связан не только с профессиональной деятельностью, тем выше уровень профессиональной самореализации у человека и наоборот Таким образом, полученные результаты подтверждают наше предположение о том, что существует взаимосвязь между профессиональной самореализацией и уровнем стресса.

При этом наиболее тесная взаимосвязь выявлена с целевым компонентом профессиональной самореализации, который отражает степень соответствия между желаемыми и достигнутыми профессиональными целями, включающими как материальные, так и психологические аспекты удовлетворенности от работы.

Стоит также понимать, что данная взаимосвязь носит двусторонний характер, что позволяет также сделать вывод о том, что чем более четко сформулированы и осознаны профессиональные цели у индивида, тем меньше склонность к развитию стрессовых состояний в процессе их достижения. Люди, ориентированные на конкретные и значимые цели, обладают большей уверенностью в своих способностях, более целеустремлены и могут лучше справляться с негативными эмоциями, возникающими в процессе трудовой деятельности. Поэтому развитие профессиональной самореализации через ясное определение целей, их поэтапное достижение и постоянное самосовершенствование может также стать важным фактором в снижении уровня организационного стресса у работников и повышении их общего благополучия. Поддержка со стороны руководства, создание условий для профессионального роста и саморазвития играют важную роль в формировании позитивного профессионального опыта и снижении уровня стресса на рабочем месте, что будет способствовать снижению общего уровня стресса в целом.

Взаимосвязь стресса с другими компонентами профессиональной самореализации также позволяет сделать вывод, что снижение его уровня будет способствовать их повышению, что в целом положительно скажется на общем уровне профессиональной самореализации.

Список литературы

  1. Ашкинадзе, И.И. Формирование стратегии профессиональной самореализации студента-заочника: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Рос. гос. соц. ун-т. – Москва, 2004. – 26 с.
  2. Богатырева, О.О. Личностные факторы профессиональной самореализации: автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Богатырева Ольга Олеговна; [Место защиты: Психол. ин-т Рос. акад. образования]. – Москва, 2009. – 25 с.
  3. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. – СПб: Питер, 2009. – 329 с.
  4. Гаврилова, Е.А. Психологические факторы профессиональной самореализации руководителей коммерческих организаций : автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.03 / Гаврилова Евгения Александровна; [Место защиты: Твер. гос. ун-т]. – Тверь, 2010. – 26 с.
  5. Гаврилова, Е.А. Психодиагностическая методика «Тип и уровень профессиональной самореализации» разработка, описание и психометрия / Е. А. Гаврилова // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». – 2015. – № 33. – С. 19-34
  6. Зеер, Э.Ф. Взаимосвязь самоактуализации, параметров психологического времени и характеристик личности на этапе профессиональной подготовки / Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков, М.В. Зиннатова // Научный диалог. – 2017. – № 12. – С. 419-435.
  7. Зубкова, Е.А. Особенности семейной и трудовой самореализации личности: автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Кур. гос. ун-т. – Курск, 2006. – 21 с.
  8. Пучкова, Ю.И. Профессиональная самореализация женщины в современных социокультурных условиях России: автореферат дис. ... кандидата социологических наук: 22.00.06 / Пучкова Юлия Игоревна; [Место защиты: Кур. гос. техн. ун-т]. - Курск, 2007. – 23 с.
  9. Шадриков, В.Д. Профессиональные способности: [монография] / В.Д. Шадриков. – М.: Университетская книга, 2010. – 319 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: