УДК 159.9.07

Взаимосвязь внутриличностных конфликтов женщин среднего возраста и самоотношения

Бухаленкова Алла Александровна – магистрант Московского Института Психоанализа.

Киселева Елена Николаевна – кандидат психологических наук, преподаватель Московского Института Психоанализа.

Аннотация: В статье рассматриваются основные концепции внутриличностных конфликтов женщин среднего возраста и самоотношения. Рассматриваются подходы применяемые в исследованиях самоотношения. Приводятся результаты сравнительного и корреляционного анализа проведенного эмпирического исследования внутриличностных конфликтов женщин среднего возраста с разным самоотношением. Описана взаимосвязь внутриличностных конфликтов женщин среднего возраста.

Ключевые слова: внутриличностные конфликты, самоотношение, самооценка, самоуважение, эмоционально-оценочная система.

Актуальность темы внутриличностных конфликтов женщин среднего возраста обусловлена изменением статуса женщины в последние десятилетия, она становиться более активной, появляется много различных стрессовых факторов: социальная неустроенность, дисгармоничные обстоятельства в разных сферах жизни женщины вызывают больше напряжения, и в области психологии появляется все больше статей и научных работ по изучению внутриличностных конфликтов, выявлению ресурсов для преодоления этих состояний [13].

В результате анализа последних исследований можно сказать, что тема внутриличностных конфликтов активно рассматривается и проведенное нами исследование взаимосвязи внутриличностные конфликтов женщин среднего возраста и самоотношения имеет теоретическую и практическую значимость.

Психологическая наука не пришла к однозначному определению внутриличностных конфликтов, однозначно то, что есть столкновение между различными структурами: что сталкивается и с чем-различные исследователи рассматривают это как причину внутриличностной конфликтности, при этом актуальность данного вопроса продолжает интересовать исследователей, в связи с чем, проводятся тренинги, постоянно ищут новые подходы к решению данного вопроса [3].

Острое негативное переживание внутренних конфликтов заставляет людей искать новые способы совладания с собой и удовлетворение своего запроса. Структуры личности, выявленные З. Фрейдом и более сложная структура личности К.Г. Юнга позволяют прийти к выводу, что согласованное взаимодействие всех структур личности позволяет выйти из острой фазы внутриличностного конфликта индивида, при этом считается что теория К.Г.Юнга единственно апробированная концепция в психологической науке, так как К.Г.Юнг проводил посредством своего метода «деятельность по устранению негативных последствий внутриличностного конфликта» [3, c. 211].

Согласно теории А.Адлера влияние установок раннего детства до 5 лет приводит формированию комплекса неполноценности, который впоследствии влияет на возникновение внутренних конфликтов, так как «переживание собственной неполноценности индивида и требований социальной среды» [3, c. 209].

Основатель гуманистического направления Э. Фромм, избегая биологических трактовок подводит возникновение внутриличностных конфликтов к «экзистенциальным проблемам дихотомической природы человека: невозможности осуществить весь потенциал в связи с ограниченностью возможностей внешней среды» [3, c. 209].

Согласно психосоциальному развитию Э. Эриксона личность переживает в каждой стадии своего развития кризис, что и вызывает внутренние конфликты при неразрешимости этого кризиса на определенной стадии, негативные последствия которого проявляются на следующей стадии [3].

Известная концепция А. Маслоу о иерархических потребностях личности при стремлении ее к самоактуализации приводит к внутриличностному конфликту если реальный результат отличается от ожидаемого [3].

С точки зрения современных психологических концепций внутриличностный конфликт связан с обновлением системы ценностей, с быстроменяющимися условиями социальной среды и обусловлен неопределенностью и неустроенностью, потерей эмоционального равновесия при стрессе, согласно К. Роджерсу конфликт вызван противоречием между «осознаваемой ложной самооценкой и самооценкой на неосознаваемом уровне» [11, с.53].

Так, К.Роджерс писал, что «человек не только заключен в тиски бессознательных мотивов, но он является личностью в процессе создания самого себя, личностью, творящей смысл своей жизни и олицетворяющей степень субъективной свободы» [14, c.41].

Наиболее полное определение внутриличностного конфликта описано А. И. Шипиловым, который привел все многообразие подходов к единому определению внутриличностного конфликта, основанием для которого является ценностно-мотивационная сфера, с которой связана внутренняя конфликтность человека, характеризующая взаимосвязи и противоречия личности с собой или внешним миром [1].

Личностные и возрастные кризисы могут сопровождать или углублять внутриличностные конфликты. Исчезновение или смягчение личных и возрастных кризисов возможно при выходе личности на новый уровень восприятия себя, при неспособности разрешить кризисы они могут обостряться [13].

Согласно исследованию, В. А. Сухаревой, Л. В. Шибаевой внутриличностный конфликт может «разрастаться за пределы области его зарождения, из-за низкого уровня осознанности самооценки происходит перенос негативных переживаний на другие области, сферы жизни и виды деятельности» [13, c. 159].

Самооценка как составляющая самосознания женщин способствует возникновению внутриличностного конфликта согласно эмпирическому исследованию Е. А. Даниловой [4].

При этом внутриличностный конфликт проявляется как у женщин с низкой, так и с высокой самооценкой. Для женщин с низкой самооценкой при высоком уровне внутренней конфликтности характерны нравственный тип внутриличностных конфликтов, конфликт неадекватной самооценки, ролевые и адаптационные конфликты. Женщины с высокой самооценкой при низком уровне внутренней конфликтности испытывают внутриличностные конфликты нереализованного желания, ролевые и адаптационные [4].

Внутриличностный гендерный ролевой конфликт более выражен у женщин, имеющих ценностно-смысловую ориентацию «успешной» жизни: согласно исследованию Г.Ф.Шакировой возникающая неудовлетворенность при совмещении разных социальных ролей более присуща женщинам стремящихся к профессиональной самореализациии. Женщины ставящие семейные ценности выше или наравне с рабочими имеют менее выраженный внутриличностный гендерный ролевой конфликт [15].

Выполнение различных ролей женщину приводит к состоянию стресса, эмоциональной перегрузке и выгоранию, невозможность удовлетворить свои интересы в семейной жизни после напряженных рабочих дней приводит женщину в состояние выбора и внутриличностного конфликта [10].

Внутриличностный конфликт выявляется на уровнях мотивационно-ценностном, нравственно-моральном, ролевом, адаптационном и уровне неадекватной самооценки, выделенных А.И.Шипиловым [1].

Внутриличностные конфликты согласно Б.Д. Карвасарскому исследуют согласно степени выраженности внутриличностного конфликта между: потребностями к независимости и получению помощи, опеки, потребностями к доминированию и подчинению, потребностью быстрых достижений и отсутствием способности к усилию и настойчивости, потребностью в достижениях и страхом неудачи, уровнем притязаний и уровнем достижений, стремлением к удовлетворению собственных потребностей и требованиями окружающей среды, нормами и сексуальными потребностями, собственными поступками и нормами, нормами и агрессивными тенденциями, уровнем доверенных задач и собственными возможностями [7].

Отношение человека к самому себе характеризуется множеством понятий, с течением времени определения которых вылились в понятие самоотношение, исследователи глубинных психологических процессов применяют различные определения и подходы к понятию самоотношение.

Выделяют структурные единицы самоотношения: биологические (отношение к внешности, физиологическим возможностям), психологические (отношение к сенсомоторным, интеллектуальным, эмоциональным способностям и особенностям, к волевым качествам и результатам своей деятельности), социальные (отношение к своему статусу, к ожиданиям и отношению к себе других людей) [12].

Согласно М. Розенбергу отношение к себе личности выражается в самоуважении, которое выражается как совокупность мыслей и чувств индивида со ссылкой на себя как на объект. Помимо самооценки, самоэффективность или мастерство и самоидентификация являются важными частями самооценки [16].

Самоотношение, выражающееся в самооценке личности и эмоциональном отношении к себе взаимодействует с саморегуляцией, самоконтролем, самопознанием и включает в себя самопознание, самооценку, самоконтроль, саморегуляцию, эмоциональное отношение к себе, при этом являясь основой для этих понятий [9].

Согласно С.Р.Пантилееву самоотношение это Я-концепция, определяемая как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Обобщенное одномерное образование, отражающее более или менее устойчивую степень положительности или отрицательности к самому себе [12].

Самоотношение по структурному содержанию разделяют на оценочное самоотношение и ценностно-эмоциональное самоотношение, которые связаны с разными личностными характеристиками, имеющие различные психологические механизмы, образующие единую систему саморегуляции личности [8].

За основу эмоционально-ценностной системы самоотношения принимают предыдущий опыт личности в эмоциональной сфере, ценностный аспект, отображаемый в отношении индивида к себе, в соответствии с предъявляемыми к самому себе требованиями качеств личности [8].

Самоотношение женщин в период среднего возраста может меняться в связи со стрессовыми факторами: неблагоприятная экономическая ситуация, гормональные перестройки, проблемы в семье или профессиональной деятельности, переоценка ценностей приводят к перестройке системы самоотношения. При высоких показателях самоуважения, самопринятия, ощущения собственной ценности женщины легче справляются со стрессовыми ситуациями, чем женщины склонные к самоуничижению, самообвинению, не берущие ответственность за принятие решений [5].

Кризис середины жизни влияет на самоотношение женщины: происходят изменения к своему Я, характеризующиеся сильными переживаниями, свидетельствующими об изменениях в системе самоотношения, где наиболее распространены реакции либо преувеличения собственной значимости, либо самоуничижения, которые соответствуют глубокой внутренней работе по формированию новой системы самоотношения [5].

Женщины в период кризиса среднего возраста ощущают баланс между своими возможностями и предъявляемыми требованиями окружения, при этом низкие значения компонентов самоотношения самоуничижение, внутренняя конфликтность и самообвинение могут свидетельствовать о непризнании собственной вины, перенесении ответственности за ситуации на других, при этом сохраняется позитивное отношение к себе, защищая собственное Я [5].

Компоненты самоотношения такие как открытость, низкая внутренняя конфликтность, самопринятие могут менять целостное видение женщиной прошлого, настоящего и будущего, влияют на способность менять психологические защиты в критических ситуациях для наилучшего изменения и трансформации себя и ситуации, при этом ориентируя женщину на себя, свои ценности [5].

В рамках исследования внутриличностных конфликтов женщин среднего возраста с разным самоотношением были использованы методики из разных подходов: для определения самоотношения используем одномерный подход, в котором понятие самоотношения понимается как степень развития самоуважения и методику М.Розенберга, как простую, эмпирически доказанную и имеющую высокие показатели конвергентной и дискриминативной валидности [2].

Методика иерархически-динамической модели самоотношения С.Р.Пантилеева применима в рамках функционального подхода, как обладающая высокими показателями валидности и надежности [2].

Структурный подход имеет ряд факторов, требующих исследований взаимосвязи частных и глобальных самооценок и самоотношения. Отражающая эту концепцию тест различий между реальным, и идеальным-Я Г.М. Батлера и Г.В.Хейга.

Исследование компонентов самоотношения по методике С.Р.Пантилеева затрагивает аспекты внутриличностных конфликтов, изучаемые в ценностно-мотивационном подходе, нашедшее отражение через методику А. Н. Шипилова [7].

Глубина внутриличностных конфликтов проявлена через тест для выявления уровня внутриличностной конфликтности Б.Д.Карвасарского [7].

В исследовании взаимосвязи внутриличностных конфликтов женщин среднего возраста с разным самоотношением приняли участие женщины среднего возраста в количестве 60 человек в возрасте от 35 до 45 лет.

При характеристике выборки следует отметить особенности группы по семейному положению: 45% респондентов - находятся замужем, 28,3% - в отношениях, 15% не состоят в отношениях, 11,7% - находятся в разводе.

Согласно полученным данным 58% женщин в возрасте от 35 до 45 лет имеют средний уровень внутриличностной конфликтности, при котором личности свойственна устойчивость, адаптивность к новому, гибкость в непредвиденных ситуациях, 30% опрошенных имеют низкий уровень внутриличностной конфликтности, при котором переживания возникают в редких ситуациях, личность имеет высокие волевые качества, человек обладает целеустремленностью, настойчивостью, легко адаптируется, может контролировать эмоции, для 12% респондентов характерен высокий уровень внутриличностной конфликтности, при котором возникают сложности с адаптацией, нерешительность, личности свойственны эмоциональность, повышенная тревожность, ответственность и обязательность

При этом, среди опрошенных женщин, имеющих низкий уровень внутриличностной конфликтности (36%), наиболее распространен мотивационный конфликт (82%), моральный (75%), нереализованного желания (55%), ролевой (47%), адаптационный (33%), неадекватной самооценки (20%).

При среднем уровне внутриличностной конфликтности наиболее характерен конфликт неадекватной самооценки (75%), адаптационный (62%), ролевой (52%), нереализованного желания (40%), моральный (22 %), мотивационный (17%)

Для высокого уровня внутриличностной конфликтности, которым обладают 12% опрошенных женщин, характерны конфликты нереализованного желания, неадекватной самооценки, адаптационный (по 5%), моральный (3%), мотивационный и ролевой (по 1%).

Наиболее конфликтные структуры личности среди женщин при низком уровне внутриличностной конфликтности, связанные с мотивацией (97%), долженствованием (90%), самооценкой 88%, при среднем уровне наиболее выражены структуры, связанные с самооценкой (12%), долженствованием (10%), при меньшей мотивации (3%), чем в группе с низким уровнем.

Исследование по методике для исследования самоуважения по тесту М.Розенберга показывает уровень самоотношения личности к себе, и согласно исследованию, 84% женщин со средним самоотношения способны к положительной самооценке себя, и 16% женщин имеют высокий уровень самоотношения, зависящий от личных успехов, меняющиеся от успехов или неудач, результаты теста не показали низкий уровень самоотношения (0%) среди респондентов.

При исследовании самоотношения по методике С.Р.Пантилеева выявлено, что при высоком уровне самоотношения самоценность выражен у 72% женщин, аспект самопринятие выражен у 56%, саморуководство 55%, самоуверенность 30%, зеркальное Я 25%, открытость 20%, при самопривязанности 16%, внутренней конфликтности 10%, самообвинении 1% показывает более активные структуры самоотношения аутосимпатия и самоуничижение, что может говорить о внутренней конфликтности, негативных эмоциональных состояниях и закрытости.

При среднем уровне выражены результаты по шкалам открытость 80% женщин самопривязанность 77% женщин, зеркальное Я (67%), внутренняя конфликтность (63%), самообвинение (60%) при самопринятии выраженном у 43% женщин, саморуководство (40%), самоценность у 25% характеризуют наиболее активные факторы самоотношения аутосимпатия и самоуважение при повышенной рефлексии, осознании своего образа Я, что говорит о менее выраженном факторе самоотношения самоуничижение.

При низком уровне самоотношения наиболее выражены фактор самоуничижение: самообвинение 39% женщин и конфликтность у 27% женщин, при факторе самоуважение распределеленной по шкалам: самоуверенность (10%), зеркальное Я (8%), самопривязанность (7%), саморуководство (5%) при менее активном факторе аутосимпатии , выраженном по шкалам самопринятии (1%), самоценности (1%) и открытости (0%) характеризует личность, знающую себя, имеющую адекватную самооценку, склонных рефлексии и предрасположенную к взятию вины на себя при неудачах.

Сравнительный анализ между группами с разным уровнем самоотношения, при отсутствии нормальности распределения данных был проведен с помощью U-критерия Манна-Уитни. Распределение на две группы общей выборки респондентов получили на основании результатов, полученных в результате обработки результатов методики М.Розенберга: шкалы на выявления уровня самоотношения: в группу 1 со средним уровнем самоотношения вошли 50 человек, в группу 2 с высоким уровнем самоотношения вошли 10 человек.

Согласно результатам проведенного сравнительного анализа двух групп, выявлено, что в группе 1 со средним уровнем самоотношения общий уровень внутриличностных конфликтов значительно выше, чем в группе 2 (p<0,01), при этом наиболее выражены структуры, связанные с самооценкой, долженствованием (p<0,01)и мотивацией (p<0,05) в группе 1 со средним уровнем самоотношения, чем в группе 2 с высоким уровнем самоотношения, с преобладанием ролевого конфликта (p<0,01),морального и неадекватной самооценки (p<0,05).

Для исследования взаимосвязи самоотношения и внутриличностных конфликтов далее нами при помощи критерия Спирмена был проведен анализ, который показал наличие заметной обратной связи между уровнем самоотношения и внутриличностными конфликтами, при этом общий уровень внутриличностной конфликтности (-0,63), с заметно выраженными моральным (-0,54), ролевыми (0,54) конфликтами, заметной обратной связью структур мотивации (-0,58), долженствования (-0,59), неадекватной самооценки (-0,56), при заметной обратной взаимосвязи между степенью выраженности внутриличностного конфликта (-0,56) и уровнем самоотношения. Умеренная обратная корреляционная связь наблюдается между наличием конфликтов нереализованного желания (-0,46), неадекватной самооценки (-0,37), мотивационного конфликта (-0,34) и уровнем самоотношения (Рис.1)

Рисунок3

. Рисунок 1. Результаты корреляционного анализа уровня самоотношения и внутриличностных конфликтов, степенью их выраженности.

В результате корреляционного анализа выявлено, что общий уровень внутриличностной конфликтности имеет обратную заметную связь с уровнем самоотношения и умеренную связь с компонентами самоотношения: самопринятие (-0,41), саморуководство (-0,38), самоуверенность (-0,37), самоценность (- 0,35), при этом наблюдается прямая заметная связь между общим уровнем внутриличностной конфликтности и компонентами самоотношения: конфликтность (0,67), самообвинение (0,55), при наличии заметной связи между общим уровнем внутриличностной конфликтности и расхождениях между реальным и идеальным Я (0,62), из чего следует, что при изменении уровня самоотношения и его компонентов самоценность, самоуверенность, саморуководство, самопринятие, конфликтность и самообвинения общий уровень внутриличностной конфликтности может быть изменен.(Рис.2)

Рисунок4

Рисунок 2. Результаты корреляционного анализа внутриличностной конфликтности и уровня самоотношения, его компонентов и расхождением между реальным и идеальным Я

Проведенный статистический анализ результатов с помощью U-критерия Манна-Уитни и корреляционный анализ с помощью критерия Спирмена показал взаимосвязь внутриличностных конфликтов женщин среднего возраста с самоотношением: снижение уровня внутриличностных конфликтов влияет на повышение уровня самоотношения, и повышение уровня внутриличностных конфликтов влияет на снижение уровня самоотношения. При изменении уровня самоотношения и его компонентов конфликтности, самообвинения, и повышение самоуверенности, открытости, самоценности, саморуководства снижается уровень и степень выраженности внутриличностных конфликтов.

Результаты, полученные при исследовании внутриличностных конфликтов и самоотношения женщин среднего возраста, могут быть применимы в дальнейших исследованиях внутриличностных конфликтов и самоотношения, при создании психологических и коучинговых программ для женщин среднего возраста, направленных на снижение внутриличностных конфликтов и повышение самоотношения [6].

Список литературы

  1. Анцупов А.Я.Конфликтология: учебник 7 изд. [Текст] /А.Я. Анцупов, А.И.Шипилов. — С-Пб.: Питер, 2023. — 560 с.
  2. Астрецов Д.А. Методологические подходы к изучению самоотношения в психологии / Д.А. Астрецов [Текст] // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2015. — №1. — Т.8. — С. 62–78
  3. Васильев А. С. О психологической природе внутриличностного конфликта / А. С. Васильев [Текст] // Мир науки, культуры и образования. — 2010. —№ 4 (23). — С. 207–211.
  4. Данилова Е. А. Особенности внутриличностных конфликтов у женщин с разным уровнем самооценки [Текст] / Е. А. Данилова // Статья в сборнике трудов конференции. — Ереван, Российско-Армянский университет, 2020. — С. 215–222
  5. Киселева Е.Н. Особенности самоотношения женщин среднего возраста, проживающих стресс / Е. Н. Киселева, О. А. Гордеева [Текст] //Инновации. Наука. Образование. — 2022. — №51. — С.1517-1527.
  6. Киселева Е. Н. Практическое руководство по созданию психологических программ //Е. Н. Киселева, О. В. Ермаченкова, Э.Г. Пудж, А. Ф. Кузнецова, Л.Н. Горягина. – М.: Русайнс, 2023–224 с.
  7. Клиническая психология. Учебник для вузов. 5-е изд. [Текст] / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2023. –896 с.
  8. Колышко A.M. Психология самоотношения: Учеб. пособие [Текст] / А.М.Колышко. — Гродно: ГрГУ, 2004. — 102 с.
  9. Кукулите Т.Г. Основные подходы к изучению самоотношения личности в зарубежной психологии / Т. Г. Кукулите [Текст] // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. —2011. — №1(31). — С.127-132.
  10. Кулагина Н. В. Внутриличностный гендерный конфликт профессиональной роли у работающих мужчин и женщин: состояние проблемы и некоторые пути её решения / Н. В. Кулагина [Текст] // Психолог, 2013. — № 2. — С.138-228.
  11. Лобанова Н. Е. Психологическая характеристика внутриличностного конфликта /Н. Е. Лобанова [Текст] // Инженерные технологии и системы. — Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», 2011г. — №2. — С. 51–53.
  12. Психология самосознания. Хрестоматия. [Текст]. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000. — 672 с.
  13. Сухарева В. А. Психологические факторы риска перехода внутриличностных конфликтов в кризисные состояния женщин на рубеже между средним и пожилым возрастами / В. А. Сухарева, Л. В. Шибаева [Текст] // Вестник ЮУрГГПУ. — — №10. — С.156-165.
  14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности [Текст]: перевод. — СПб.: Питер, 2021. — 608с.
  15. Шакирова Г. Ф. Особенности внутриличностного гендерного ролевого конфликта у мужчин и женщин в условиях современного общества [Текст]: дисс. канд.психол.наук / Г.Ф. Шакирова. — Казань, 2011. — 178с.
  16. Maslow A.H. Motivation and personality. — New York: Harper & Row publishers, 1970. —370 p.