УДК 159.9

Программа психологического сопровождения, направленная на снижение уровня внутриличностных конфликтов женщин среднего возраста

Бухаленкова Алла Александровна – магистрант Московского Института Психоанализа.

Киселева Елена Николаевна – кандидат психологических наук, преподаватель Московского Института Психоанализа.

Аннотация: В статье рассматривается программа психологического сопровождения с применением коучинговых технологий направленная на снижение уровня внутриличностных конфликтов, прошедшая апробацию и эмпирическое исследование ее эффективности в рамках исследования внутриличностных конфликтов женщин среднего возраста с разным самоотношением, доказанной гипотезой снижения уровня внутриличностных конфликтов влияющей на повышение уровня самоотношения.

Ключевые слова: Внутриличностные конфликты, самоотношение, самооценка, самоуважение, программа психологического сопровождения.

В последнее время в исследованиях внутриличностных конфликтов приобретает актуальность гендерный подход, ориентированный на выявление особенностей психических состояний женщин определенного возраста, имеющих типичные для определенной социальной ситуации проблемы с хронической усталостью, неудовлетворенностью, нервными срывами, выполняющими различные социальные роли в семье, в профессии [6].

Принимая во внимание такой аспект, как возрастные кризисы, особенно кризис среднего возраста, является ожидаемым явлением при исследованиях внутриличностных конфликтов, что представляет интерес для изучения психических состояний именно в период среднего возраста, когда происходит трансформация личности, внесение изменений во все сферы жизни [1].

Таким образом, опираясь на научный интерес к теме самоотношения, внутриличностных конфликтов женщин нами было проведено исследование внутриличностных конфликтов женщин среднего возраста, в котором женщины вступают в новый этап жизни, у них происходят процессы кризиса среднего возраста [4].

На основании эмпирического исследования внутриличностных конфликтов женщин среднего возраста с разным самоотношением нами была разработана, апробирована программа психологического сопровождения с применением коучинговых технологий, направленная на снижение уровня внутриличностных конфликтов женщин среднего возраста, проведено эмпирическое исследование ее эффективности [5].

На основании полученных данных исследования внутриличностных конфликтов и самоотношения женщин среднего возраста мы можем сделать вывод о том, что при снижении показателей конфликтности и самообвинения, при увеличении показателей самоценности, самоуверенности, саморуководства, открытости, зеркального Я и при сокращении расхождения между реальным и идеальным Я будет повышаться уровень самоотношения.

Цель и задачи программы: снижение уровня внутриличностных конфликтов и изменение самоотношения женщин среднего возраста.

Целевая аудитория: женщины среднего возраста от 35 до 45 лет, состоящие в браке, или разведены, состоящие, и не состоящие в отношениях, имеющие и не имеющие детей.

Формат: групповой среднесрочный коучинг, рассчитанный на общее время 25 часов, встречи раз в неделю в программе Zoom, продолжительность встречи 2,5 часа, всего 10 встреч в течение 2,5 месяцев.

Ожидаемые результаты: снижение уровня и степени выраженности внутриличностных конфликтов за счет изменения самоотношения, повышения самооценки, разрешения конфликтов долженствования, мотивации.

Размер группы: 16 человек.

Структура программы: программа состоит из 3-х компонентов:

  1. Трансформационный коучинг, основанный на модели нейролингвистических уровней, позволяющий проработать убеждения, ценности [3];
  2. Коучинг изменений, позволяющий найти ресурсы для мотивации и движения к изменениям себя, в основе которого лежит модель SCORE [3]
  3. Стратегический коучинг, основанный на коучинговой модели GROW, ставящий задачей повысить мотивацию в наиболее важных для изменения сферах жизни, которые были выявлены при применении коучингового инструмента Колесо Баланса и сформировать план действий к изменению в этих сферах [2].
  4. Особенности программы:
  5. За основу программы взята коучинговые модели SCORE и GROW, на каждой встрече прорабатывается одно понятие модели;
  6. Работа с каждым из нейролингвистических уровней ведется последовательно в течение 4-х встреч, на каждой встрече проясняя текущее состояние S (Symptom), того, что происходит сейчас на рассматриваемых уровнях;
  7. Инструмент Колесо Баланса применяем на встрече, где проясняем текущее состояние S (Symptom) и, находим желаемое состояние O (Outcome) модели SCORE;
  8. На встречах работы с ресурсами R (Resourse) и причинами текущего состояния С (Cause) модели SCORE, применяем метафорические ассоциативные карты (МАК);
  9. В блоке стратегического коучинга применяем модель GROW.

Схема программы психологического сопровождения представлена на рис.1

Рисунок1

Рисунок 1. Схема программы психологического сопровождения с применением коучинговых технологий

Структура программы психологического сопровождения с применением коучинговых технологий приведена в Табл.1

Таблица 1.

Блок

Занятие

Задача

Теоретическое и практическое наполнение

Вводный блок

Занятие 1

1.Знакомство, контракт;

2. Цели, задачи программы;

3.Индивидуальный запрос на программу

1.Знакомство, контракт, расписание и длительность встреч;

2. Обоснование, цели, задачи программы;

3.Формирование индивидуального запроса на программу, определение точки А (запрос); шкалирование

Продолжение таблицы 1

Блок

Занятие

Задача

Теоретическое и практическое наполнение

Основной блок

1.Трансформационный

коучинг НЛУ,

2. коучинг изменений

SCORE

Занятие 2 текущее состояние S (Symptom) модель SCORE

1.Определение текущего состояния; 2. Выявление наиболее значимых сфер жизни; 3. Определение Себя и Окружения, Своих Действий и Поведения в Окружении

1.Составление Колеса Баланса, определение точки А, соответствующей текущей ситуации в каждой сфере жизни, шкалирование; 2. Выделение наиболее важных сфер жизни, где выявлены низкие значения по шкалированию;

2. Работа с пирамидой логических уровней Р.Дилтса (НЛУ) в выбранной одной (не более 3-х) сфер на уровнях пирамиды (НЛУ): Окружение, Обстоятельства, Действия, Поведение 3. Инструменты: Техника Круги Близости Мереллин Мюррей; вопросы, МАК универсальные (метафорические карты)

Основной блок

1.Трансформационный

коучинг НЛУ,

2.Коучинг изменений

SCORE

Занятие 3 текущее состояние S (Symptom)модель SCORE

1.Определение Стратегий поведения и Действий

1.Продолжение работы с важными сферами жизни: работа с пирамидой логических уровней Р.Дилтса (НЛУ) в выбранной одной (не более 3-х) сфер на уровнях пирамиды (НЛУ) Компетенции, Стратегии.

2. Инструменты: вопросы, МАК универсальные (метафорические карты)

Продолжение таблицы 1

Блок

Занятие

Задача

Теоретическое и практическое наполнение

Основной блок

1.Трансформационный

коучинг НЛУ,

2.коучинг изменений

SCORE

Занятие 4 текущее состояние S

(Symptom) модель SCORE

1Выявление убеждений и ценностей

1.Продолжение работы с важными сферами жизни: работа с пирамидой логических уровней Р.Дилтса (НЛУ) в выбранной одной (не более 3-х) сфер на уровнях пирамиды (НЛУ) Убеждения, Ценности.

2. Инструменты: вопросы, МАК универсальные (метафорические карты)

Основной блок

1.Трансформационный

коучинг НЛУ,

2.Коучинг изменений

SCORE

Занятие 5 текущее состояние S (Symptom) модель CORE

1.Определение своей Идентичности и Миссии

1.Продолжение работы с важными сферами жизни: работа с пирамидой логических уровней Р.Дилтса (НЛУ) в выбранной одной (не более 3-х) сфер на уровнях пирамиды (НЛУ). НЛУ Идентичность, Миссия, Видение;

2.Инструменты: вопросы, МАК универсальные, портретные (метафорические карты)

Основной блок

1.Трансформационный

коучинг НЛУ,

2. Коучинг изменений

SCORE

Занятие 6 желаемое состояние O (Outcome) модель SCORE; эффекты E (Effect) модель SCORE

1.Нахождение желаемого состояния в каждой сфере жизни 2. Определение предполагаемых изменений в жизни, их влияние на окружение 3. Определение новых стратегий, поведения, действий

1.Работа с Колесом Баланса, желаемое состояние, наилучшая сфера жизни для изменений, изменения в сферах жизни, 2. Какие эффекты (E) внешние возникнут от изменения жизни, шкалирование

3.Работа с пирамидой логических уровней (НЛУ) Выявление новых стратегий поведения и действий для получения изменения жизни.

Продолжение таблицы 1

Блок

Занятие

Задача

Теоретическое и практическое наполнение

Основной блок

1.Трансформационный

коучинг НЛУ,

2. Коучинг изменений

SCORE

Занятие 7 причины текущего состояния С (Cause) модель SCORE; ресурсы R (Resourse) модель SCORE

1.Выявление Причин текущей ситуации. 2. Нахождение Ресурсов для изменения поведения, стратегий, действии

1.Работа с Причинами текущего состояния проводиться с помощью метафорических ассоциативных карт МАК универсальные; Инструменты арт-коучинга: техника мандала визуализации: рисование круговой мандалы текущего состояния

2. Работа с Ресурсами для изменения текущего состояния проводиться с помощью метафорических ассоциативных карт (МАК) ресурсные; Инструменты арт-коучинга: рисование полученного ресурсного состояния (в свободной форме).

Основной блок

3.Стратегический

Коучинг

Модель GROW

Занятие 8Цель G (Goal); модель CROW

Реальность R (Reality) модель GROW

1.Определение цели из одной (максимум 3-х) сфер жизни,

наиболее актуальной, 2. Определение факторов текущей реальности, влияющее на достижение цели.

1.Определение наиболее важной одной сферы

(максимум 3-х) изменения в которой затронут другие сферы жизни.

2. Определение цели (G)в наиболее важной сфере по модели SMART -S-конкретная; -M-измеримая; -А-достижимая; -R-значимая; -T-ограниченная по времени 3. Определение того, что уже есть на данный момент (R) в конкретной одной (максимум 3-х) рассматриваемой сфере жизни При постановке цели и рассмотрения реальности принимаем во внимание Колесо Баланса, составленное ранее

Продолжение таблицы 1

Блок

Занятие

Задача

Теоретическое и практическое наполнение

Основной блок

3.Стратегический

Коучинг

Модель GROW

Занятие 9 Возможности O (Options) модель GROW; ДействияW (Will) модель GROW

1.Нахождение возможных путей для достижения цели. 2.Составление плана действий и определение первого шага

1.Поиск возможностей (O) для решения задачи, применяемые инструменты: Модель Уолта Диснея (критик, мечтатель, реалист) МАК.

2. Определение конкретных действий и первого шага. Техника моделирование

будущего.

3.Применение метафорических ассоциативных карт (МАК) универсальные.

Заключительный блок

Занятие 10

1.Определение итоговых результатов относительно первоначального запроса на программу. 2.Обсуждение ценности программы и изменений в жизни.

1.Шкалирование относительно запроса на программу, определение точки В;

2.Результаты;

3.Ценности;

4.Какие изменения в жизни; Подведение итогов.

Следует отметить, что перед проведением апробации программы мы выделили две группы: экспериментальную, в которую вошли женщины, давшие согласие на участие в коучинговой программе, в количестве 16 человек, и контрольную группу, женщины в количестве 16 человек, не участвовавшие в программе и прошедшие повторное тестирование. Респонденты экспериментальной группы, участники коучинговой программы, после ее окончания прошли повторное тестирование.

Сравнительный анализ полученных данных по первому исследованию между экспериментальной и контрольной группами был проведен до начала программы при помощи U-критерия Манна Уитни, применяемого при малых выборках при отсутствии нормального распределения сравниваемых данных.

Сравнительный анализ показателей внутриличностной конфликтности до и после после проведения программы в экспериментальной группе показал у 75% участников снижение общего уровня внутриличностной конфликтности (р<0,01), с изменением в структурах внутриличностной конфликтности: у 81% участников в структуре долженствования (р<0,05), у 75% участников в структуре мотивации (р<0,01), 88% участников произошли изменения в структуре самооценки (р<0,01), при этом у 69% произошло снижение уровня морального конфликта (р<0,05) (Рис.3)

Рисунок2

Рисунок 3. Результаты сравнительного анализа по показателям внутриличностной конфликтности в экспериментальной группе, до и после проведения программы.

Сравнительный анализ экспериментальной группы между результатами первого и второго исследования показал, что у 94% участников программы произошли изменения в степени выраженности внутриличностного конфликта, при этом у 75% снизился общий уровень внутриличностной конфликтности, изменив конфликтные структуры, связанные с самооценкой у 88%, долженствования 81%, мотивации у 75%, снизился моральный конфликт у 69% участников, при этом сократилось расхождение между реальным и идеальным Я у 94%. Можно наблюдать, что в результате прохождения программы изменился уровень самоотношения у 94%, повысилась самоценность у 94% участников, изменилось зеркальное Я у 81%, при этом произошло снижение показателей компонентов самоотношения: снижение показателей конфликтности у 88 % и самообвинения у 81% участников.

Стоит отметить, что по результатам сравнительного анализа контрольной группы до и после проведения второго исследования, изменений по показателям внутриличностной конфликтности в контрольной группе не произошло (р>0,05)

Программа с применением коучинговых технологий направленная на снижение уровня внутриличностных конфликтов женщин среднего возраста эффективна. Проведенное эмпирическое исследование показало снижение уровня внутриличностных конфликтов и изменение самоотношения женщин среднего возраста.

Список литературы

  1. Волк М.И. Внутренний конфликт и ресурсы гармонизации психологического благополучия личности / М.И. Волк, Э. А. Каминская Б. И. Тальбиева [Текст] // Мир науки. Педагогика и психология. —2021. —№2— Т.9. — С.1-10.
  2. Дауни М. Эффективный коучинг//М.Дауни. — М.:Добрая книга, 2014. — 276 с.
  3. Дилтс Р. НЛП-2: Поколение Next//Р.Дилтс, Д.Делозье —Спб.; Питер, 2012. —254 с.
  4. Киселева Е. Н. Особенности самоотношения женщин среднего возраста, проживающих стресс / Е. Н. Киселева, О. А. Гордеева [Текст] //Инновации. Наука. Образование. — 2022. — №51. — С.1517–1527.
  5. Киселева Е. Н. Практическое руководство по созданию психологических программ //Е. Н. Киселева, О. В. Ермаченкова, Э.Г. Пудж, А. Ф. Кузнецова, Л.Н. Горягина. – М.: Русайнс, 2023–224 с.
  6. Сухарева В. А. Психологические факторы риска перехода внутриличностных конфликтов в кризисные состояния женщин на рубеже между средним и пожилым возрастами / В. А. Сухарева, Л. В. Шибаева [Текст] // Вестник ЮУрГГПУ. — — №10. — С.156-165.