УДК 336

Финансовая безопасность России в условиях вхождения в ее состав новых субъектов Федерации: юридические и экономические аспекты

Озов Алан Асланович – студент магистратуры Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы, связанные с обеспечением финансовой безопасности в условиях вхождения в ее состав новых субъектов Федерации. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с объявлением санкций и экономической безопасностью на территории новых регионов.

Ключевые слова: финансовая безопасность, санкции, право, финансовая система, экономическое состояние, финансовый суверенитет, присоединенные регионы.

Для начала полагаем необходимым отметить, что финансовая безопасность российского государства тесно связана с национальной безопасностью в целом. Это не случайно, ведь финансовая система выступает основой эффективного и безопасного функционирования экономики, возникновение угроз в данной области негативно влияет на уровень обеспечения национальной безопасности.

В октябре 2022 года Президентом РФ были подписаны договоры о вхождении в состав РФ новых субъектов: ЛНР, ДНР, Запорожская и Херсонская области [1, 2, 3, 4]. Как заявил глава российского государства, присоединение новых территорий является полностью оправданным с экономической стороны и не окажет негативного влияния на финансовую безопасность страны. Интеграция новых регионов в экономику и финансовую систему России, в настоящее время, особенно актуальна.

 Безусловно, вышеназванное обстоятельство влечет за собой выделение дополнительных бюджетных средств для реализации социально-экономических обязательств, вызванных фактом присоединения новых субъектов, что, в свою очередь, может повлиять на устойчивость и стабильность бюджетной системы страны. Кроме того, следует учесть, что воссоединение России с вышеперечисленными субъектами несет за собой негативные последствия в рамках внешней политики. Как справедливо указывает А. М. Гурович, здесь идет речь не только об обострении отношений с Украиной, но и о внедрении экономических санкций, которые также влияют на финансовую безопасность России, ведь новые субъекты должны быть полностью интегрированы в финансовую систему России [6, с. 695].

Также А. М. Гурович в своем исследовании отмечает, что «для того, чтобы рассчитать необходимое количество бюджетных средств для выделения их субъектам в качестве финансовой поддержки рекомендуется: выполнить мероприятия, которые определяют региональные нормативы для направления бюджетных средств на основные статьи расходов бюджетов субъектов; осуществить анализ потребностей присоединенных к России территориальных образований, нуждающихся в финансировании; аргументировать образующиеся потребности для выделения бюджетных средств; оценить эффективность организации финансового обеспечения новых субъектов Российской Федерации».

В современном мире экономические санкции позволяют оказывать одному государству воздействие на управленческую политику другого государства. А. Д. Джураев также акцентирует внимание на том, что экономические санкции используются в целях оказания политического воздействия на государство, являющееся активным участником внешнеторговых отношений [7, с. 133]. Как справедливо указывает в своем исследовании М. И. Индустриев, чаще всего санкции экономического характера применяются к государствам, которые находятся на более низком уровне экономического развития [8, с. 54].

Поддержание финансового суверенитета и финансовой безопасности российского государства в условиях санкций значительно усложняется, особенно, учитывая тот факт, что в последнее время санкции носят всеобъемлющий, беспрецедентный характер с целью оказания максимально негативного влияния на экономику страны.

Полагаем, что для обеспечения финансовой безопасности и финансового суверенитета в условиях санкций российскому государству необходимо: поддерживать отечественное производство для того, чтобы импортозамещение переходило на новый уровень; оптимизировать банковскую систему; поддерживать спрос внутри страны; осуществлять активную поддержу малого и среднего бизнеса; создавать комфортные условия для развития конкурентоспособных производств.

Интерес представляет собой исследование А. А. Бакулиной, которая указывает, что имеет место быть большой риск вовлечения присоединенных территорий в преступные экономические схемы, что негативно влияет на финансовую безопасность России [5, с. 6]. На территории присоединенных регионов пока отсутствует должный надзор в экономической сфере, следовательно, повышаются риски, связанные с легализацией преступных доходов. Риск отмывания доходов повышается и за счет того, что в связи с проведением специальной военной операции на территории новых регионов России осуществляется реконструкция разрушенной инфраструктуры. А. А. Бакулина справедливо отмечает, что «пристальное внимание Росфинмониторинга должно быть сосредоточено на ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. Интеграция различных подразделений финансовой разведки РФ в новые регионы должна стать первоочередной задачей государства для стабилизации социально-экономического положения, чтобы после окончания специальной военной операции новые территории не оказались центром экономической преступности России».

Тем самым, отметим, что, с одной стороны, необходима максимальная интеграция новых регионов в экономику государства, с другой стороны необходим тщательный контроль за экономическими процессами на территории данных регионов.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, следует вывод о том, что вопрос финансовой безопасности России в свете недавнего присоединения новых регионов является актуальным. Особую опасность для финансовой безопасности России представляют санкции, обращенные по отношению к государству после присоединения новых регионов, а также то, что есть большой риск вовлечения присоединенных территорий в преступные экономические схемы. На территории новых регионов должен осуществляться надлежащий надзор в экономической сфере, а против санкций должны активно применяться противодействующие меры. Все это, безусловно, поможет в обеспечении финансовой безопасности России.

Список литературы

  1. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 5-ФКЗ (ред. от 25.12.2023) «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики» // СЗ РФ. – 2022. – № 41. – Ст. 6930.
  2. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 6-ФКЗ (ред. от 25.12.2023) «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики» // СЗ РФ. – 2022. – № 41. – Ст. 6931.
  3. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 7-ФКЗ (ред. от 25.12.2023) «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области» // СЗ РФ. – 2022. – № 41. – Ст. 6932.
  4. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 8-ФКЗ (ред. от 25.12.2023) «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области» // СЗ РФ. – 2022. – № 41. – Ст. 6933.
  5. Бакулина А. А., Бакулин И. А. Риски вовлечения присоединенных территорий в схемы экономических правонарушений и пути их минимизации / А. А. Бакулина, И. А. Бакулин // Международный бизнес. – 2022. – № 2. – С. 6-12.
  6. Гурович А. М. Проблемные аспекты организации финансового обеспечения новых присоединенных субъектов Российской Федерации / А. М. Гурович // Индустриальная экономика. – 2022. – № 3. – С. 695-698.
  7. Джураев А. Д. Экономические санкции 2022 года в отношении России: принятые решения, последствия и перспективы / А. Д. Джураев // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 6-1(88). – С. 133-137.
  8. Индустриев М. А. Экономические санкции против России: выгоды и издержки / М. А. Индустриев // Вектор экономики. – 2022. – № 4(70). – С. 54-58.

Интересная статья? Поделись ей с другими: