УДК 347.9

Пути совершенствования механизма исполнения судебных актов в Российской Федерации

Алексеева Елена Александровна – кандидат юридических наук, доцент кафедры «Частное и публичное право» Курганского государственного университета

Петрова Елизавета Александровна – магистрант Курганского государственного университета

Аннотация: В статье рассматриваются возможности повышения эффективности исполнения судебных актов в Российской Федерации. В статье сделан вывод, что необходимо создание и последующее развитие общего информационного ресурса, на котором будут размещаться исполнительные документы, а также акты суда в электронном формате. Создание подобного информационного ресурса упростит процедуру реализации судебных актов. Также является значимым создание общего информационного поля, в котором принимают участие суды, а также мировые судьи, на основании реализации принудительного исполнения судебных решений в электронном формате органами ФССП РФ. Наличие ресурса, позволяющего оперативно обновлять информационную базу судебных актов, а также произведенных по ним исполнительных действий, позволит решить проблему длительных сроков исполнения судебных актов, а также позволит расширить возможности реализации судебного акта добросовестным должникам.

Ключевые слова: судебные приставы, исполнительное производство, судебная система, исполнение судебных решений, долговые обязательства.

Федеральная служба судебных приставов (далее – ФССП РФ) является составляющей публичного управления, которая реализует поставленные задачи увеличения результативности деятельности с помощью модернизации применяемых информационных технологий.

Необходимые задачи были предусмотрены Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 (далее – Стратегия развития) [2]. Также Указ предусматривал необходимость общего регулирования на государственном уровне, в том числе использования инфраструктуры Правительства РФ в электронном формате, а также государственными органами с помощью постепенного перехода к новым способам информационного обмена.

Кроме этого, в 2008 году ФССП РФ разработала и запустила в действие официальный сайт по адресу www.fssprus.ru. Применение интернет-ресурсов соответствовало требованиям Положения о ФССП РФ, которое было утверждено Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 [3].

В дальнейшем с помощью объединения сайтов территориальных структур на портале ФССП РФ был сформирован общий стиль оформления и предоставления информации. В том числе начала работу общая поисковая система и набор применяемых сервисов.

Процесс регистрации общей автоматизированной системы ФССП РФ был реализован в рамках государственной программы «Развитие судебной системы России на 2007-2012 годы» [4].

С учетом ч. 4 чт. 6.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» [1] информационные данные относительно исполнительного производства относятся к открытой информации. Причем указанные данные считаются таковыми до момента, когда будет прекращено или же признано оконченным исполнительное производство по делу. При этом случаи объявления розыска ребенка либо имущества должника, в том числе его самого, признаются исключениями.

Центральная база, включающая в себя данные об исполнительных производствах, должна ежедневно актуализироваться и включать сведения, которые являются актуальными. Наличие актуальных данных в центральной базе будет способствовать реализации на Едином портале госуслуг предоставления в интерактивном формате сведений для предприятий и физических лиц.

Помимо этого, будет существовать возможность получения данных о долговых обязательствах, а также оформления квитанции для дальнейшей оплаты необходимой суммы.

При обращении к банку данных физические лица могут получать сведения о наличии задолженности по исполнительным листам. После этого без комиссии возможна оплата долга, либо оформление квитанции для оплаты в дальнейшем. На официальном ФССП РФ на постоянной основе любой пользователь может обратиться за данными в единый информационный банк.

Стоит подчеркнуть мероприятия, которые реализуются ФССП РФ для увеличения результативности своей деятельности. Так, создание общего информационного источника является важным направлением дальнейшего развития необходимого взаимодействия между гражданами и государственными структурами.

С учетом разработанной Стратегии развития ФССП РФ в настоящее время продолжает реализовывать действия по становлению информационного пространства.

Для оптимизации порядка получения информации, которая является общедоступной в рамках исполнительного производства, утвержден Приказ от 27.12.2017 № 676 [5].

На основании данного Приказа увеличены возможности получения информации, которая является общедоступной, с помощью обращения в банк данных.  Информацию можно получить помимо официального сайта ФССП РФ, в том числе при применении системы взаимодействия между ведомствами в электронном виде, а также наличия доступа к интерфейсу программирования приложений в интернете.

Подобные изменения, с нашей точки зрения, будут поддерживать возможность получения должниками сведений в короткие сроки, включая информацию о возбуждении исполнительного производства по делу. При этом добросовестные должники получат возможность исполнить долговые обязательства в установленный период.

Однако, несмотря на положительные результаты по решению вопроса исполнения судебных решений и реализации деятельности ФССП РФ в сфере обмена сведениями, важно продолжить модернизацию законодательного регулирования.

Для этого необходимо разрешение задач:

  • модернизация и увеличение объема функционала личного кабинета, размещенного на ЕПГУ;
  • формирование общего ресурса, на котором размещаются исполнительные документы и акты суда в электронном формате, что упростит процедуру их реализации;
  • наличие подключения к общей структуре документооборота в электронном формате для всех участников, в том числе государственных органов, задействованных в данном вопросе при исполнении судебных решений;
  • предоставление большего объема возможностей для взыскателя и должника.

Также является значимым создание общего информационного поля, в котором принимают участие суды, а также мировые судьи, на основании   реализации принудительного исполнения судебных решений в электронном формате органами ФССП РФ.

Отмеченные задачи с учетом существующих реалий возможно реализовать с помощью формирования общего ресурса, имеющего электронный формат. На данном ресурсе должны быть расположены исполнительные документы, равно как и судебные акты.

К примеру, после выдачи исполнительного листа либо вынесения судебного акта, документы в электронном формате размещаются в общем ресурсе. Применение подобного алгоритма не допустит возможности предъявления фальсифицированных сведений.  Как показывает практика, такие случаи, к сожалению, часто встречаются. Также при срочном исполнении решения суда документ, подлежащий исполнению госорганами, автоматически размещается на сайте данных учреждений для дальнейшего исполнения, в том числе в роли должника по делу.

Также важно увеличить назначение личного кабинета на ЕПГУ и модернизировать его. Кроме этого, необходимо сформировать возможность обращения с исполнительным документом в электронном виде в территориальный орган ФССП РФ, банк, либо предприятие, где осуществляет трудовую деятельность должник. Органы, реализующие исполнение на постоянной основе, должны иметь возможность получения сведений о ходе исполнения документа.

Перечисленные меры обуславливают возможность самостоятельных действий должника на добровольной основе осуществить реализацию исполнительного документа либо судебного акта, в том числе обратиться к источнику финансирования с заявлением о необходимости удержания средств для данных целей [6].

В дальнейшем следует продолжить модернизацию законодательных норм о деятельности ФССП РФ в информационной среде, учитывая существующие реалии.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в ред.25.12.2023) // СПС Консультант Плюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71450/?ysclid=ltdwvwlr1u129971584 (дата обращения: 08.02.2024).
  2. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы" // СПС Консультант Плюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/?ysclid=ltdwwh5fzm229302979 (дата обращения: 08.02.2024).
  3. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316 (в ред. 22.01.2024) "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" // СПС Консультант Плюс. –URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49895/?ysclid=ltdwwv5kib855674560 (дата обращения: 08.02.2024).
  4. Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 N 583 (ред. от 01.11.2012) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007–2012 годы» // СПС Консультант Плюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63101/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/?ysclid=ltdwxd16t8315888286 (дата обращения: 08.02.2024).
  5. Приказ от 27.12.2017 № 676 (в ред. 18.09.2023) «О внесении изменений в Порядок создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде, утвержденный приказом Федеральной службы судебных приставов от 12.05.2012 № 248» // Официальное опубликование правовых актов. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201801120010?ysclid=ltdwy16t1v821295137 (дата обращения: 08.02.2024).
  6. Шемарыкина Д.А. Совершенствование деятельности ФССП России в информационном пространстве / Д.А. Шемарыкина // Юридическая наука. – 2019. – № 3. – С. 51-54.

Интересная статья? Поделись ей с другими: