УДК 343.3

Проблемы по противодействию коррупции органами прокуратуры

Алексеева Анастасия Алексеевна – студент бакалавриата Самарского университета государственного управления «Международный институт рынка».

Минеева Виктория Николаевна – студент бакалавриата Самарского университета государственного управления «Международный институт рынка».

Научный руководитель Изжеурова Екатерина Александровна – доцент кафедры конституционного и административного права Международного института рынка.

Аннотация: Данная статья затрагивает ключевую тему – значимость и продуктивность деятельности прокуратуры Российской Федерации в отстаивании борьбы против коррупционной преступности, в которой проанализированы статистические данные, касающиеся уровня поданных исков, штрафов, а также масштабов убытков, наносимых коррупционными преступлениями на территории страны. На основе данных анализа подробно подчеркивается важность роли, которую играет прокуратура в противостоянии коррупции, а также акцентируется внимание на необходимости усиления мероприятий по ее предотвращению в дальнейшем.

Ключевые слова: коррупция, прокуратура, органы власти, органы государственного управления, противодействие коррупции, нормативно-правовые акты, антикоррупционная экспертиза, ущерб от коррупции, борьба с коррупцией.

Согласно статье 1 Федерального закона "О прокуратуре РФ", прокуратура Русской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, которые производят надзор за соблюдением Конституции Русской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в строгом соответствии со своими возможностями, также исполняющих иные функции [4].

Противодействие коррупции представляет из себя одну из приоритетных задач гос политические деятели и главнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Русской Федерации, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его обязательного соблюдения.

Органы прокуратуры производят свою антикоррупционную деятельность на основе Конституции Русской Федерации, международных соглашений, Федерального закона от 17 января 1992 г. 2202-1 О прокуратуре Русской Федерации, Федерального закона от двадцать пять декабря 2008 г. 273-ФЗ О противодействии коррупции, утверждаемого(енного) Президентом Русской Федерации Государственного плана противодействия коррупции и иных законодательных актов.

В строгом соответствии со статьей 36 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции в 2007 году на платформе органов прокуратуры Русской Федерации сделаны спец подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (дальше СППК). А именно, в Генеральной прокуратуре Русской Федерации образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Подобные СППК созданы в прокуратурах субъектов Русской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратурах.

С целью гарантии независимости и самостоятельности таких подразделений для их работников предусмотрена особенная процедура предназначения и освобождения от должности, но также особый порядок привлечения к ответственности.

Тем вот самым на платформе органов прокуратуры РФ сотворена независящая, вертикально встроенная структура, призванная обеспечить полный практикует противодействию коррупции и устойчивая к вероятному давлению снаружи со стороны представителей всех ветвей власти. Установленные для тружеников подразделений гарантии независимости дозволяют отлично и действенно исполнять возложенные функции, несмотря на уровень проверяемого органа.

В строгом соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 273-ФЗ О противодействии коррупции противодействие коррупции включает в себя::

  • предостереженье коррупции и следующее устранение ее обстоятельств (профилактика коррупции);
  • борьба с коррупцией (выявление, предостереженье, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений);
  • минимизация и ликвидация последствий коррупционных проявлений.

В этих целях СППК выполняются ряд задач, включая ПО укреплению ее позиции как главный площадки по трансграничному сотрудничеству в области противодействия коррупции, отмыванию денег, киберпреступности, включая преступное внедрение в коррупционных схемах криптовалют и других виртуальных активов.

Основная задач антикоррупционной работы заключается в том, чтоб минимизировать распространение коррупции до такового уровня, который не мешает развитию сообщества, охране прав граждан и ублажению их актуальных потребностей. Главной сочиняющей этого процесса является обеспечение наказания коррупционеров и воздаянье государству причиненного ущерба. Одним из главных направлений работы является деактивация беззаконно нажитых средств и прочих активов. Тут мы можем вспомнить слова мудрейшего Аристотеля, который произнес: "Основным принципом любой правильной системы правления обязано быть то, чтоб личикам на общественных должностях было недоступно обогащение".

Это свидетельствует о том, что бывший заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства приобрел эти активы на необоснованные доходы. Прокуратура республики Башкортостан выступила в защиту интересов государства и потребовала описания и продажи указанных активов. Недавно Уфимским районным судом было удовлетворено данное исковое заявление, и активы будут принудительно изъяты и обращены в доход государства. Это строгий и важный шаг в рамках борьбы с коррупцией и незаконными сделками должностных лиц. Контроль расходов и декларирование доходов играют важную роль в обеспечении прозрачности и честности в государственном управлении. Прокуратура, занимаясь подобными делами, помогает осуществлять этот контроль и наказывать тех, кто нарушает законы и злоупотребляет своим положением. Такие меры подтверждают серьезное отношение к борьбе с коррупцией в России и усиление контроля за деятельностью государственных служащих. Прокуратура будет продолжать проводить аналогичные проверки и выявлять незаконные сделки, чтобы вернуть незаконно полученные средства в доход государства и пресечь коррупционные практики. [9].

Прокуроры активно раскрывают скрытое имущество государственных служащих, используя широкий спектр информационных источников о финансовом положении официальных лиц, которые обязаны соблюдать соответствующие ограничения во время своей службы. Отличными помощниками в этой работе являются информационные ресурсы таких учреждений, как Росреестр, Федеральная налоговая служба, Росфинмониторинг и другие ведомства. Благодаря доступу к этим базам данных, процесс получения оперативной информации о доходах, активах и банковских счетах контролируемых лиц в России осуществляется эффективно и быстро.

Сокрытие незаконных доходов с помощью их вывода за границу - распространенная тактика уклонения от ответственности, основывающаяся на сложности доступа к необходимой информации в иностранных юрисдикциях. Прокуратура налаживает сотрудничество с соответствующими органами других государств с целью снижения привлекательности таких махинаций для коррупционеров, устанавливая режим максимальной прозрачности операций с имуществом для прокуроров.

Вопросы о полноте взыскания денежных средств, полученных незаконным путем от коррупционеров, остаются на пике общественного внимания.

В 2021 году прокуроры, участвующие в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве по делам о коррупции, сумели взыскать в бюджет огромную сумму – 727,5 миллиона рублей. Эта цифра превышает аналогичный период прошлого года на шестикратное количество (115 миллионов рублей). Безусловно, проделанная работа не осталась незамеченной, и в казну также поступили средства от административных штрафов, наложенных за коррупционные правонарушения, на сумму 376 миллионов рублей. Этот показатель превышает аналогичный период предыдущего года на 80 миллионов рублей. В итоге, систематическое и целеустремленное борьба с коррупцией оказывается все более успешной и приносит видимые результаты. [11].

В России существуют масштабные коррупционные правонарушения, которые не подпадают под уголовное преследование. Каждый год прокуроры выявляют и пресекают 250-300 тысяч таких нарушений. Значительная часть случаев связана с нарушением запретов и ограничений, установленных антикоррупционным законодательством для должностных лиц и служащих. Одним из распространенных проступков является неверное декларирование доходов и расходов, наличие счетов в зарубежных банках и занимание предпринимательской деятельности.

Примером такой коррупционной практики может служить увольнение заместителя министра сельского хозяйства Саха (Якутия) из-за представления недостоверных сведений о доходах. В течение трех лет он умышленно умалчивал о наличии одного из своих расчетных счетов в банке, на который за это время поступило около 18 миллионов рублей. Этот случай является ярким примером пренебрежения законом и невыполнения обязанностей должностным лицом [13].

В числе эффективных механизмов борьбы с коррупцией - права прокурора, предоставленные ему ч. 2 ст. 37 УПК РФ.

Данная статья может быть использована в качестве источника информации о возбуждении уголовного дела по факту хищения 10 миллионов рублей из федерального бюджета. Статья содержит подробности о том, как генеральный директор организации, при участии чиновников министерства транспорта и автомобильных дорог самарской губернии, получил оплату за невыполненные работы по госконтракту на строительство мостового перехода. Региональному министерству транспорта и автомобильных дорог причинен ущерб в размере 10 миллионов рублей [12].

Однако, кроме так называемой внешней антикоррупционной деятельности прокуратуры не менее важна борьба с коррупцией внутри самой прокуратуры.

Неоспоримо, в прокуратуре существуют отделы, специализирующиеся на предотвращении коррупционных и других правонарушений, которые призваны выявлять случаи неправомерного поведения среди сотрудников. В области интересов кадровых подразделений находятся вопросы достоверности информации о доходах и расходах прокуроров, урегулирования конфликта интересов и несоблюдения прокурорами своих обязанностей в целях борьбы с коррупцией. Кроме вышеупомянутых оснований, существуют также дополнительные основания для наказания правоохранительных органов в случае нарушения присяги прокурорским служащим.

Прокуроры активно осуществляют регулярные проверки поднадзорных организаций для проверки их соблюдения требований законодательства о обязательном уведомлении работодателем о трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих. С помощью современных информационных баз, прокурорам удается получать данные о лицах, уволившихся со службы, и сравнивать их с информацией органов, которые начисляют обязательные платежи для работающих граждан. Сравнивая эти факты, прокуроры выявляют работодателей, которые не соблюдают требования закона об уведомлении предыдущего нанимателя о заключении с бывшим служащим трудового или гражданско-правового договора, чтобы предотвратить конфликт интересов. В результате, юридические лица могут быть оштрафованы на сумму до полумиллиона рублей, а новый работник, выходец из государственных и муниципальных структур, рискует потерять свою новую работу.

Только за 2022 год были установлены факты представления неполных (недостоверных) сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера более чем 900 прокурорами.

Однако для граждан РФ общедоступной статистики числа прокуроров, привлеченных к уголовной ответственности за коррупционное преступление в настоящий момент не существует.

Безусловно, достоянием общественности иногда все же становятся факты коррупционного поведения сотрудников прокуратуры. Однако они не отражают полной картины происходящего в системе прокуратуры, которая декларируя гласность своей деятельности, как один из основополагающих принципов деятельности, на деле же является достаточно закрытой структурой.

Стоит отметить, что законодатель наделил прокуроров особым правовым статусом: ст. 42 ФЗ «О прокуратуре» не допускает задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления. Прокурор не может быть привлечен к административной ответственности. Статья 448 УПК РФ предусматривает особый механизм возбуждения уголовного дела, делающий процесс привлечения к уголовной ответственности прокуроров разных уровней достаточно громоздким [3].

Такое законодательство весьма необычно и редкостно, являясь исключительным средством для обеспечения должного исполнения профессиональных обязанностей определенных лиц. Все мировые практики признают правовой иммунитет только у дипломатов.

Согласно Конституции РФ, некоторые лица, включая президента РФ, бывшего президента и судей, обладают неприкосновенностью. Никакие оговорки, содержащие возможность расширения круга лиц или мер принуждения, не содержатся в законах ФЗ или ФКЗ [1]. В соответствии с теорией иерархии законов, это можно сделать только путем внесения соответствующих изменений в саму Конституцию. Это означает, что нормы, установленные в законах, имеющих меньшую юридическую силу, являются юридически недействительными. Однако в РФ прокуроры пользуются привилегиями, предоставленными им в ФЗ "О прокуратуре" и УПК РФ, что нарушает принцип "dura lex sed lex" (лат. закон есть для всех), который должен соблюдаться во всех правовых системах и отражать идеал справедливости и равенства перед законом.

В системе прокуратуры Российской Федерации функционирует специализированное подразделение, ответственное за обеспечение безопасности сотрудников. Это подразделение отличается от аналогичных структур в системе органов внутренних дел тем, что его основная задача заключается в охране личной безопасности прокуроров и предотвращении возможных нападений, угроз и нелегальных действий в отношении них.

Таким образом, из вышеизложенного следует, система противодействия коррупции является многогранной. В нее вовлечено большое количество участников. В этой сложной иерархии прокуратура выступает как координатор антикоррупционной деятельности, надзорный орган, следящий за точной реализацией антикоррупционного законодательства, и как орган, пресекающий коррупционные проявления.

В целом, эффективное противодействие коррупции в прокуратуре требует комплексного и координированного подхода со стороны всех заинтересованных сторон. Однако особое значение имеет внедрение принципов открытости и прозрачности работы прокуратуры. Необходимо информировать общественность, предоставляя доступ к официальной статистике о прокурорах, осужденных по статьям 285-293 УК РФ. Подобные меры являются важными в современном обществе, так как способствуют установлению доверия со стороны населения к власти и способствуют развитию демократических принципов в обществе.

Принято решение о введении публичной отчетности для сотрудников прокуратуры по поводу заявлений и жалоб граждан, связанных с коррупцией. Более того, мы видим необходимость переосмыслить положение о правовой неприкосновенности прокуроров, ужесточить контроль над их доходами и расширить круг олицетворяемых лиц, подлежащих декларированию доходов и расходов. Предлагается включить не только семейные связи (супругов и несовершеннолетних детей), но и родителей, братьев, сестер, а также доходы и расходы совершеннолетних детей в этот процесс.

Помимо вышесказанного, необходимо создание специализированного органа, который, работая совместно с ФСБ РФ, занимался бы выявлением внутренней коррупции в системе прокуратуры, прямо подчиняясь Генеральному прокурору РФ.

Считаем, что решение вышеупомянутых проблем и предлагаемые способы их преодоления являются ключевыми аспектами для достижения цели, которая заключается в эффективной борьбе с коррупцией. Данное направление чрезвычайно важно и признается приоритетным в рамках государственной политики, а также составляет основу деятельности органов прокуратуры. В свете этого, мы убеждены, что приведенные проблемы и предлагаемые решения окажут существенное влияние на реализацию данной политики.

Список литературы

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс

    2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.11.2023)

    3. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.11.2023)

  1. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 24.07.2023) "О прокуратуре Российской Федерации" // КонсультантПлюс
  2. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О противодействии коррупции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2023) // КонсультантПлюс

    6. Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 478 (ред. от 26.06.2023) "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы"

  1. Указание Генпрокуратуры России N 35/11, МВД России N 1 от 24.01.2020 (ред. от 13.07.2020) О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности>Приложение>Перечень N 23 преступлений коррупционной направленности

  2. Российская газета URL:https://rg.ru/2009/06/25/korrupcia.html
  3. Новости – Прокуратура Республики Башкортостан URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_02/mass-media/news?item=87292061
  4. Новости - Генеральная Прокуратура РФ URL:https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_cfo/mass-media/news/news-regional?item=85289607
  5. Новости – Генеральная Прокуратура РФ URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=67360817
  6. Генеральная прокуратура РФ URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news/archive?item=67360817
  7. Генеральная прокуратура РФ URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news/archive?item=67360817
  8. Новости 63.ru URL: https://63.ru/text/criminal/2021/06/28/69994553/