УДК 34

Правовое регулирование в сфере борьбы с коррупцией

Бармин Андрей Денисович – студент Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению проблем, связанных с различными проявлениями преступлений коррупционной направленности. Автор раскрывает сущность данного вопроса, анализирует его нормативно-правовое регулирование, а также выявляет актуальные проблемы и предлагает пути их решения.

Ключевые слова: противодействие коррупции, экономическая безопасность, передача взятки, легализация дохода.

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции», коррупция – это «злоупотребление служебным положением, либо дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп или какое-либо другое незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение всех вышеперечисленных действий от имени или в интересах юридического лица». Поскольку коррупция затрагивает все сферы общественной жизни, опасность этого явления нельзя недооценивать. Именно поэтому государство уделяет особое внимание борьбе с коррупцией и активно совершенствует законодательную базу, регулирующую данный вопрос. Подтверждением тому может служить создание в 2008 году Президентского совета по противодействию коррупции. Этот орган занимается, в том числе, разработкой Национального плана противодействия коррупции. Данный документ выпускался 7 раз – в 2008, 2010, 2012, 2014, 2016, 2018, 2021г. Такая частота обновления Плана свидетельствует о том, что органы государственной власти осознают масштаб проблемы и стремятся идти в ногу со временем, постоянно актуализируя цели и пути их достижения. Действующим на данный момент является Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы. Однако, на наш взгляд, не смотря на обширное правовое регулирование вопроса, законодатель оставляет достаточно возможностей для легализации доходов от коррупции. Разберем некоторые из них.

В статье 11 утратившего силу ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственным служащим запрещается "заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности". В пришедшем ему на смену ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" данные виды деятельности также не запрещены. Если  доходы от педагогической и научной деятельности оставляют мало пространства для коррупционной деятельности, то доходы от творческой деятельности вызывают особый интерес. Поскольку цены на произведения искусства устанавливаются их автором или, в ряде случаев, покупателем (например, на аукционе), то установить их объективную цену и ценность не представляется возможным. Таким образом, перед недобросовестными государственными служащими открывается возможность легализовать свои доходы от коррупционных преступлений в любом объеме при помощи продажи картин, фотографий, музыкальных произведений собственного авторства. В данном случае видится целесообразным запретить государственным служащим на время замещения ими должностей гражданской службы и в десятилетний срок после освобождения от замещаемой должности гражданской службы получать доход от творческой деятельности, превышающий более чем на 5% расходы на создание продукта творческой деятельности. Естественно, такое ограничение может не касаться лиц, получавших доход от творческой деятельности до начала замещения ими должности гражданской службы. Для таких лиц разумным было бы ограничение их доходов от обозначенного вида деятельности уровнем среднего дохода за 3 года, предшествовавших началу замещения должности гражданской службы.

Помимо этого, особого внимания заслуживает ФЗ  "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход". В соответствие со статьей 6 указанного ФЗ государственные служащие имеют право получать доход от сдачи в аренду жилых помещений. В четвертой статье уточняется, что доход от данного вида деятельности не может превышать 2,4 миллиона рублей. В месяц это составляет двести тысяч рублей, что в разы превышает среднюю заработную плату госслужащего в РФ [3]. Все это оставляет возможность для намеренного завышения арендной платы с целью легализации доходов от коррупционных преступлений. В этой связи представляется логичным либо полностью запретить для государственных служащих сдавать в аренду жилые помещения, либо установить верхнюю границу для доходов от данного вида деятельности на уровне 50% ежемесячной заработной платы конкретного госслужащего. На наш взгляд, вторая из предложенных мер не устранит возможность для легализации доходов от противоправной деятельности, но значительно понизит привлекательность использования указанного права в противозаконных целях, потому как при прежней степени риска значительно снижается объем средств,  которые можно легализовать. Помимо этого, целесообразно подвергать договоры аренды, в которых арендодателем выступает государственный служащий, проверке на соответствие цены договора актуальному состоянию рынка недвижимости в конкретном регионе.

Таким образом, в отечественном законодательстве остаются пробелы позволяющие коррупционерам на законных основаниях получать доход от противоправной деятельности. Приведенные выше меры позволят уменьшить количество способов для этого.

Список литературы

  1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3215.
  2. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // "Парламентская газета" от 31 декабря 2008 г. № 90.
  3. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/tab3-zpl_2022.xlsx.
  4. Истраков А.А. Проблемы эффективности противодействия коррупции / А.А. Истраков // Academy. – 2021. – № 1 (64). – С. 106-110.
  5. Коровушкин С.А. Проблемные вопросы противодействия коррупции / С.А. Коровушкин // Закон и право. – 2019. – № 3. – С. 93-95.
  6. Павлова Г.Г., Твердохлеб К.А. Современные методы противодействия коррупции на государственном и муниципальном уровне / Г.Г. Павлова, К.А. Твердохлеб // Вестник Уральского института экономики, управления и права. – 2021. – № 3 (56). – С. 50-56.

Интересная статья? Поделись ей с другими: