УДК 342.8

Правовое регулирование избирательного процесса и роль избирательных комиссий. Анализ на примере выборов во Владимирской области

Рыбка Вячеслав Михайлович – магистрант Юридического факультета Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: Статья посвящена нормам и способам правового регулирования в сфере обеспечения законности деятельности участников избирательного процесса. Изучена информация об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы восьмого созыва во Владимирской области в 2021 году. Более детально проанализирована деятельность избирательных комиссий, роль и значение участковых избирательных комиссий (УИК) в обеспечении прозрачности выборов, осведомленности граждан в ходе основных этапов избирательного процесса. Выявлена необходимость формирования комплексного подхода с позиций взаимодействия различных отраслей права с целью обеспечения гарантий и прав участников избирательного процесса.

Ключевые слова: выборы, легитимность выборов, избирательная комиссия, УИК, участники выборов, полномочия участников ИК.

Избирательный процесс реализует конституционное право каждого совершеннолетнего гражданина, избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления[1]. Законодательством предусмотрен не только определенный порядок организации и проведения, но и установлены полномочия участников избирательного процесса, а также ответственность за нарушение правопорядка и принципов избирательного права.

Каждому участнику избирательного процесса закон отводит определенную роль, которая определяет его возможности и полномочия во время проведения выборов, а также ответственность за несоблюдение законности. Участники избирательного права делятся на две категории:

  1. Индивидуальные субъекты:
  • избиратели,
  • наблюдатели,
  • кандидаты,
  • члены избирательных комиссий с правом решающего голоса,
  • доверенные лица и представители избирательных объединений,
  • члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса.
  1. Коллективные субъекты:
  • избирательные комиссии,
  • избирательные объединения,
  • государственные органы и органы местного самоуправления,
  • средства массовой информации.

Все субъекты избирательных правоотношений исполняют организационно - управленческие функции. Одни являются носителями избирательного права, другие субъекты реализации этих прав.

В современной юридической литературе существует незначительное количество научных трудов характеризующие пробелы в законодательстве по организации порядка деятельности субъектов правового регулирования избирательного процесса, их статуса и полномочий. В связи, с чем вносятся постановления по модернизации и совершенствованию системы избирательного процесса. В данной статье рассмотрена проблематика деятельности избирательной комиссии во время выборов на примере Владимирской области.

Статья 27 N 67-ФЗ (ред. от 14.11.2023) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает порядок формирования, и перечень полномочий избирательных комиссий. Согласно статье стать участником избирательной комиссии не может любой желающий, для этого его кандидатуру должны порекомендовать другие граждане, а после этого его должны утвердить в вышестоящей территориальной комиссии. Иногда некоторые негосударственные организации поддерживают общественную деятельность своих сотрудников, и подписывают заявку на устройство в комиссию. Но, чаще всего руководители не заинтересованы в отсутствие своего сотрудника на рабочем месте, во время подготовки и проведения избирательного процесса. Поэтому, чтобы закрыть потребность, по разнарядке, в комиссию набирают представителей из коллективов больниц, детских садов, школ и других государственных учреждений. Казалось бы, что здесь плохого, ведь набираются представители из народа, ведь голосование народное, кому, как не им быть участниками избирательной комиссии. Но данная категория граждан не имеет специального образования, чтобы следить за правомерным соблюдением законности. В этом смысле закон не совершенен, потому как резонно отводить эту роль представителям, обладающим юридическим образованием. Недавно было утверждено «Постановление о повышении правовой культуры избирателей в Российской Федерации на 2022- 2024 годы»[2]. Его основной задачей является правовое просвещение и профессиональная подготовка всех представителей избирательных комиссией. Теперь можно утверждать, что данные субъекты избирательного права будут юридически образованы, но только поверхностно.

На сегодняшний день список полномочий членов избирательной комиссии несколько расширился, теперь они вправе осуществлять поквартирный обход, с целью агитации явки на выборы. Так как в последние годы наблюдается снижение явки на избирательные участки. На выборах в Государственную Думу в сентябре 2021 года во Владимирской области явка избирателей составила 37,89% от общего числа совершеннолетних граждан, зарегистрированных на территории Владимирской области, что для 33-го региона является самым низким показателем электоральной активности на выборах с 2011 года[7]. Причинами снижения являются обычные человеческие факторы, но и также возможной причиной низкой явки остается недостаточное информирование граждан в соблюдение законности во время подведения итогов выборов. Исходя из этого, следует справедливое замечание о том, что необходимо проводить информационную деятельность с населением о том, как именно идет подготовка и реализация избирательного права. Вместо поквартирного обхода, который является дорогостоящим и «формальным» способом, потому как данные можно собрать недостоверные. Например, в случае, если дверь никто не открыл, представители УИК, могут сделать пометку о том, что беседа была проведена, что в свою очередь исказит статистику деятельности по информированию населения. Безусловно, можно собирать подписи, но даже этот способ не гарантирует стопроцентной достоверности. Целесообразнее использовать цифровые возможности портала Госуслуг, для информирования населения и для голосования.

Возможность голосования на портале – это современный способ участвовать в голосовании, не выходя из дома. В данном случае есть упущение, такое как соблюдение «тайны голосования», но эта предоставленная возможность выбора голосования на избирательном участке, либо из дома, увеличит число участников на выборах среди гражданского населения. Сейчас существует практика проведения голосования на дому, но данная возможность предоставлена исключительно для избирателей с ОВЗ, инвалидностью, либо серьёзными заболеваниями, и для этого необходимо сообщить о своем состоянии здоровья в Участковую избирательную комиссию (УИК) заблаговременно. Но в силу того, что избиратель может не иметь возможности сообщить в УИК самостоятельно, целесообразнее брать данные о таких избирателях из городских поликлиник. В базе медицинских учреждений содержится информация о состоянии здоровья, возрасте и месте регистрации таких избирателей. Данная информация позволит автоматически формировать списки, согласовывать добровольное желание, и приезжать к таким избирателям на дом. Но таким образом будет нарушен закон о передаче персональных данных[9], ведь медицинское учреждение передает информацию третьим лицам, поэтому необходимо урегулировать этот вопрос с избирателем на этапе постановки на учет медико-социальной комиссией, путем подписания согласия о передаче данной информации представителям УИК.

Современные технологии внесли свои коррективы в организацию выборов. Теперь наблюдатель, задача, которого следить за соблюдением законности и порядка, имеет полномочия на фото и видео фиксацию во время голосования. Ограничениями в данном случае выступают запрет на фиксацию паспортных данных избирателей и бюллетеней для голосования. Но для чего будут использованы данные материалы? Есть ли гарантии, что они не будут опубликованы позже в интернете? Напомним, что фото фиксация, согласно Гражданского Кодекса Российской Федерации разрешена исключительно по добровольному согласию, лица, которое будет запечатлен цифровым носителем, в противном случае, человек вправе предъявить требования об удалении результатов незаконной фотосъемки[4]. В данном случае целесообразнее пересмотреть данные полномочия, и задействовать на избирательном участке двух наблюдателей. Один будет присутствовать на территории во время голосования, другой следить удаленно с помощью камеры видеонаблюдения. Безусловно, оснащение участков приборами видео наблюдения влекут за собой увеличение бюджета на подготовку избирательного участка. Но в данном случае в целях экономии бюджетных средств можно использовать одну камеру, а трансляцию можно вести онлайн. Таким образом, избиратели смогут лично убедиться в правомерности голосования, и не смогу обвинить в подтасовке голосов.

Избирательная комиссия на всех этапах подготовки должна гласно вести свою деятельность[1], поэтому список членов избирательной комиссии публикуется свободно в средствах массовой информации[5]. Но зная данную информацию можно гипотетически оказать давление на представителей избирательной комиссии. Поэтому в данном контексте следует уделить внимание возможности пересмотреть действующее законодательство.

Современные изменения в законодательство, касающиеся избирательного права требуют совершенствования. Приоритетной целью таких изменений должна стать вовлеченность граждан в избирательный процесс, увеличение явки избирателей во время голосования. Задач для достижения этой цели несколько: обеспечить соблюдение законности во время избирательной кампании, предотвратить нарушения и увеличить веру избирателей в то, что их голос действительно учитывается. Для этого необходимо создавать жесткие рамки для предвыборной агитации, которые будут запрещать адресную помощь лично представителям кандидатов. Разве это не прямой подкуп голосов избирателей? В данном случае лучше создать общий фонд предвыборной кампании, в который кандидаты на выборах в местное самоуправление, будут переводить средства на помощь социально - незащищенным категориям граждан, который будет в открытом доступе. Таким образом, средства будут равнозначно распределяться, а избиратели смогут открыто получить информацию о деятельности кандидатов. Так свою деятельность они смогут доказать не словом, а делом.

Законодательная система модернизируется под современные обстоятельства, но в данном контексте, решая одну проблему, наделяя большими полномочиями одного субъекта избирательного права, нарушаются права и обязанности другого. Поэтому необходимо учитывать не только избирательные, но и другие права гражданские, конституционные каждого субъекта избирательного права, и использовать современные технологии для обеспечения законности во время подготовки и проведения выборов.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" / /"Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
  2. Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 15 декабря 2021 г. № 74/629-8 "О Концепции повышения правовой культуры избирателей в Российской Федерации на 2022 – 2024 годы". – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403251849/#1000.
  3. Постановление Избирательной Комиссии Владимирской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vladimir.izbirkom.ru/docs/7038.
  4. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 13.06.2023, с изм. от 14.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.06.2023)
  5. Предварительные итоги голосования на выборах депутатов Государственной Думы восьмого созыва во Владимирской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vladizbirkom.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5864&Itemid=239.
  6. Иванова, Н. И. Методы совершенствования механизма правового обеспечения и реализация избирательных прав граждан / Н. И. Иванова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – – № 20 (124). – С. 512-516. – URL: https://moluch.ru/archive/124/34256/ (дата обращения: 17.12.2023).
  7. Общие итоги выборов и избирательной кампании-2021// Доклад анализа официальных итогов// Режим доступа: https://liberal.ru/wp-content/uploads/2021/12/doklad-2021-itogi-1.pdf.
  8. Редакция «ФедералПресс» / Георгий Максимов «Хождение по квартирам». Как ЦИК будет поднимать явку на президентских выборах. – Режим доступа: https://fedpress.ru/article/1930271.
  9. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "О персональных данных" //"Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3451.

Интересная статья? Поделись ей с другими: