УДК 34

Конституция Российской Федерации как источник таможенного права

Молдованов Алексей Александрович – магистрант Волгоградского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются основные конституционные нормы, регулирующие таможенное право в Российской Федерации. Анализируется роль Конституции Российской Федерации в таможенной сфере.

Ключевые слова: Конституция РФ, таможенное право, нормативно-правовое законодательство, отрасли права.

Конституция Российской Федерации является основным источником законов в России, который определяет фундаментальные принципы организации и функционирования государства, права и свободы граждан, порядок принятия и действия законов. Конституция Российской Федерации заложена в основе всего правового строя и законодательства, охватывая влиянием все аспекты, в том числе таможенное регулирование в стране. Роль Конституции в обществе в целом и правовой системе нельзя недооценивать, поскольку данный правовой акт не только обеспечивает стабильность работы всех структур государства, но и защищает права и свободу граждан. 

В формально-юридическом контексте источник права представляет собой методологию выражения и закрепления норм права, которая включает в себя как законы и нормативно-правовые акты, так и практику, включая судебные решения и иные источники, определяющие объекты правовых отношений. В этом смысле Конституция выступает как главнейший источник права, устанавливающий принципы и ценности, на которых основывается дальнейшее законодательство страны и правоприменительная практика.

Согласно тексту основного закона, отдельные элементы в его структуре, касающиеся сферы таможенного регулирования в России, не имеют возможности применения исходя лишь из положений самой Конституции в качестве единственных и абсолютных несмотря на то, что включены в её содержание. Другими словами, законодательством закрепление основ таможенного права, носит, безусловно, конституционный характер, но может регулироваться и другими законодательными актами, включая законы о таможенном регулировании и другие смежные нормативные акты. 

Концепция конституционализации отраслевого законодательства предполагает систематический анализ конституционных норм и определение их влияния на разработку нормативных актов, соответствующих содержанию отрасли, с целью регулирования сложных общественных отношений. Такой подход предполагает не только интерпретацию правовых норм в соответствии с отраслевой направленностью, но и соответствия отраслевым законам, нормативным актам, конституционным принципам и ценностям, что в совокупности обеспечивает установление гармоничных и устойчивых правовых отношений в структуре общества.

«Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» (ч. 1 ст. 15).

Распространено суждение, гласящее, что нормы Конституции РФ традиционно дифференцируются на два типа в аспекте таможенного права, первый из которых объединяет фундаментальные принципы, которые характерны для всех видов отраслей, в том числе и таможенной. Особенность данного типа заключает в себе прямое влияние на природу таможенного права, ее развитие и обеспечение прав и свобод граждан в аспекте таможенных отношений. Второй тип, в свою очередь, объединяет только те нормы, которые устанавливают специфику таможенных отношений и основы соответствующего регулирования. К таковым можем отнести: 

  1. Порядок осуществления таможенной деятельности;
  2. Контроль за перемещением товара через таможенную границу;
  3. Финансовое регулирование (включая сбор таможенных пошлин, а также налоговую политику в соответствующей сфере). 

Устойчивое развитие и эффективное применение норм таможенного права возможно исключительно в случае синтеза (сочетания) данных аспектов. Указанные типы норм следует рассматривать в комплексе, в неотрывной связи друг от друга.

В структуре текста основного закона государства термин «таможенный» упоминается в совокупности три раза. Пункт "ж" статьи 71 Конституции гласит, что в области таможенного регулирования свои компетенции осуществляет именно Российская Федерация. Помимо этого, указанное положение устанавливает факт единства таможенно-правового регулирования в нашей стране, сконцентрированного в руках государства. Согласно части 1 статьи 74 Конституции, введение таможенных границ, пошлин, сборов и других барьеров, ограничивающих свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на территории Российской Федерации запрещено. В соответствии со статьей 106 Конституции РФ, все нормативно-правовые акты федерального уровня, связанные с системой таможенного регулирования в России, обязаны быть приняты нижней палатой парламента, а затем пройти процедуру принятия в Совете Федерации (верхней палате).

Тем не менее, существует целый ряд иных положений Конституции, используемых в правовом регулировании таможенной отрасли России. В частности, следует отметить отдельные элементы главы первой в структуре основного закона страны, определяющей базовые положения относительно существования конституционного строя, такие как принцип уважения прав и свобод человека, установленный в статье второй указанной главы, а также статья восьмая, определяющая единство российского экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Немаловажную роль играет статья 15, связанная с установлением принципа законности.

В соответствии с положениями статьи 15 Конституции РФ, нормативные правовые акты, влияющие на права, свободы и обязанности человека и гражданина, не применяются, если не опубликованы официально для всеобщего сведения. Пункт 4 этой же статьи закрепляет принцип приоритета международно-правовых норм, включая общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры Российской Федерации как составную часть ее правовой системы. Данный тезис в структуре отрасли таможенного регулирования и соответствующего типа правоотношений также может широко применяться.

Указанные положения, входящие в содержание основного нормативно-правового акта России, являются не единственными, относимыми к отрасли таможенного регулирования в целом. Так, например, существуют примеры обжалования отдельных решений в Конституционном суде Российской Федерации, в которых заявители ссылались на статью 35 Конституции РФ, запрещающую лишение собственности без решения суда, а также на статью 57, обязывающую каждого платить законно установленные налоги и сборы, и устанавливающую, что законы, ухудшающие положение налогоплательщиков не могут иметь обратного эффекта.

Роль Конституции в данном случае состоит не столько в наличии профильных положений, напрямую относимых к сфере таможенного регулирования со стороны государства, сколько в установлении базовых принципов и норм, оказывающих на указанную отрасль существенное влияние. Общие и конституционные принципы в данном случае также различны, в связи с чем при анализе Конституции РФ как источника таможенного права следует чётко разграничивать эти положения и прослеживать принципиальную разницу между ними. Если речь идет об общих принципах, подразумевается их распространение на все правовые нормы и их действие в рамках всей системы права. Соответственно, когда речь идет о конституционных принципах, имеется в виду их фактическое закрепление в тексте Конституции, что придает им особую важность и значимость в контексте конституционного судопроизводства и интерпретации данных норм.

Данная точка зрения находит отражение во многих отечественных исследованиях, а частности, И. В. Алебастрова также дифференцируется все нормы конституции на три типа – межотраслевые, отраслевые и институционные. Актор также отмечает, что в аспекте таможенного права определить значимость те или иных не представляется возможным, так как томоженные отношения требуют актуализации не только отношения внутри страны, но и международные отношения.

В данном случае следует обратить внимание на определённые общеправовые принципы, значение которых для отрасли таможенного регулирования имеет решающее значение. Так, например, В.В. Бекирова отмечает, что одной из важнейших особенностей действия субъектов таможенного права является рассмотрение этого участия с точки зрения особых международных таможенных отношений.

Важно отметить, что аналогичные принципы справедливы и для других областей права. Например, статья 3 часть 1 Налогового кодекса РФ, которая устанавливает основные принципы законодательства о налогах и сборах, не упоминает о верховенстве Конституции РФ, однако это не исключает действия преимущества основного закона в области налогового права.

Несмотря на то, что таможенное право зачастую выделяется как отдельная отрасль в структуре российской правовой системы (или считается частью административного права), упомянутые в Конституции РФ положения являются основными принципами, применяемыми в таможенном праве и законодательстве. Они отражаются и развиваются в нормах Таможенного кодекса РФ и других таможенных актах. Конституционный Суд РФ в своих решениях оценивает соответствие таможенного законодательства вышеупомянутым принципам.

Несмотря на высокий юридический статус Конституции РФ, в таможенном законодательстве могут быть найдены положения, которые не соответствуют тексту Конституции и могут противоречить ей. Например, статья 2 Таможенного кодекса РФ 2003 года устанавливала, что на территории Российской Федерации могут быть созданы особые экономические зоны в соответствии с федеральными законами, которые являются частью таможенной территории Российской Федерации.

Действующее таможенное законодательство, в том числе, основные конституционные положения по соответствующей проблематике и законы об особых экономических зонах становятся причиной определенных затруднений для беспрепятственного передвижения товаров и грузов через границы особых экономических зон. В литературе уже отмечались эти противоречия, и предлагались варианты их разрешения: изменение Конституции, отказ от использования особых экономических зон, приведение нормативно-правовой базы в соответствие с Конституцией РФ.

Считается, что внесение коррективов в текст основного законы страны является одним из наиболее приемлемых и целесообразных методов исправления существующих недостатков, поскольку особые экономические зоны и режим свободной таможенной зоны серьёзное значение для успешности реализации процесса привлечения инвестиций в данные территории, что, в свою очередь, напрямую связано с их устойчивым и эффективным всесторонним (прежде всего, экономическим) развитием. Тем не менее, поправки в Конституцию 2020 года не учли необходимость внесения соответствующих коррективов, и потенциал изменения текста основного закона страны в настоящее время следует оценивать как весьма маловероятный.

Таким образом, обеспечение высшей юридической силы Конституции требует непрерывного внимания. Законодательная, судебная и исполнительная власти, а также органы прокуратуры должны гарантировать надлежащее соблюдение таможенно-правовых норм в полном соответствии с буквой и духом действующей Конституции.

Список литературы

  1. Алебастрова И. А. Конституционные принципы: проблемы юридической природы и эффективности реализации //Конституционное и муниципальное право. – 2007. – №. 7. – С. 5-13.
  2. Бекирова В. В. Таможенное право в системе международного права //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – №. 5-3. – С. 40-43.
  3. Крусс В. И. Юридические предпосылки и перспективы конституционализации российского законодательства //Конституционное и муниципальное право. – 2008. – №. 5. – С. 2-5.
  4. Репина С. И. К вопросу определения места таможенного права в системе российского права //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – №. 2-2. – С. 171-173.