УДК 34

Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения

Снежко Снежана Владимировна – магистрант Тихоокеанского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматривается вопрос административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения в Российской Федерации. Анализируется действующее законодательство, в том числе Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и предлагаются пути его совершенствования с целью повышения эффективности применения административных наказаний. Особое внимание уделяется проблеме определения понятия "опасное вождение", а также анализу нововведений в КоАП РФ, таких как отсрочка наказания, рассрочка выплаты штрафа и замена одного вида административного наказания другим. В статье делается акцент на необходимости комплексного подхода к обеспечению безопасности дорожного движения, который включает не только наказание за нарушения, но и профилактические меры, направленные на предупреждение правонарушений и повышение правовой культуры участников дорожного движения.

Ключевые слова: административная ответственность, дорожное движение, КоАП РФ, опасное вождение, профилактика правонарушений, безопасность дорожного движения.

В последние годы в России наблюдается повышенное внимание к вопросам безопасности дорожного движения и административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения (ПДД). Это обусловлено высоким уровнем дорожно-транспортных происшествий (ДТП), что влечет за собой не только значительные материальные потери, но и, что гораздо трагичнее, потери человеческих жизней. В ответ на эту актуальную проблему разработан проект нового КоАП РФ, в котором предусмотрены изменения, направленные на ужесточение мер ответственности за нарушения в области дорожного движения, в том числе введение штрафов за опасное вождение.

Основной целью данных изменений является не только наказание за уже совершенные нарушения, но и профилактика будущих инцидентов на дорогах, что должно способствовать снижению числа ДТП, травмированных и погибших. Это подразумевает не только изменение законодательства, но и пересмотр подходов к оценке действий водителей, критериев опасного вождения, а также условий применения административных мер воздействия.

Введение в проект нового КоАП РФ положений, таких как отсрочка наказания, рассрочка выплаты штрафа и возможность замены одного вида административного наказания другим, указывает на стремление к гибкости и адаптации правоприменительной практики к обстоятельствам дела. Это направлено на обеспечение баланса между строгостью наказаний и справедливым учетом индивидуальных обстоятельств каждого случая [2].

Семичастнов Е. А. подчеркивает, что административная ответственность является ключевым элементом в системе обеспечения правопорядка и безопасности в государстве и обществе, в том числе в сфере дорожного движения. Статья освещает различные подходы к пониманию административной ответственности, приводя мнения разных ученых и специалистов в этой области. Автор делает акцент на важности безопасности дорожного движения, указывая на ее роль в обеспечении защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Семисчастнов Е. А. также обращает внимание на необходимость теоретического осмысления административной ответственности в контексте дорожного движения для разработки эффективных мер по обеспечению безопасности и предотвращению правонарушений в этой сфере [4].

Сычева В. А. акцентирует внимание на важности административной ответственности как инструмента государственного управления и указывает на необходимость ее применения в различных сферах, включая безопасность дорожного движения. Основными нормативными актами, регулирующими эту область, являются Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Постановление Правительства РФ "О Правилах дорожного движения". Сычева В. А. обращает внимание на то, что существующее законодательство сталкивается с рядом проблем, которые требуют скорейшего решения, в том числе из-за отсутствия четкого определения административной ответственности, что затрудняет ее отграничение от других видов юридической ответственности. Автор также указывает на потенциальный ущерб общественно значимым интересам при совершении правонарушений в данной сфере и подчеркивает необходимость разработки эффективных административно-правовых средств для противодействия правонарушениям, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Для улучшения ситуации в области безопасности дорожного движения и эффективного применения административной ответственности необходимо внести изменения в действующее законодательство, включая Кодекс РФ об административных правонарушениях. Это должно включать более четкое определение административной ответственности и ее отграничение от других видов юридической ответственности, а также разработку и внедрение новых норм, специально направленных на борьбу с правонарушениями в сфере дорожного движения. Автор указывает на необходимость комплексного подхода к решению проблемы, включая не только законодательные изменения, но и улучшение системы обучения водителей, повышение общественного осознания важности соблюдения правил дорожного движения, а также усиление контроля за соблюдением этих правил.

Кроме того, Сычева акцентирует внимание на важности использования современных технологий для контроля и фиксации нарушений правил дорожного движения, что может способствовать более оперативному и эффективному привлечению нарушителей к административной ответственности. Это включает в себя расширение применения систем видеонаблюдения и автоматической фиксации нарушений, что позволит снизить уровень аварийности на дорогах и повысить безопасность дорожного движения [5].

Cуществующее административное законодательство сталкивается с рядом проблем, которые влияют на его эффективность и справедливость при применении. Эти проблемы включают в себя сложности с классификацией правонарушений и их последствий, недостатки в нормативной базе, а также проблемы с привлечением к ответственности определенных категорий правонарушителей.

Одной из ключевых проблем является отсутствие четкого разграничения правонарушений по степени их тяжести и последствиям, особенно когда речь идет о нарушениях, не причиняющих вреда здоровью людей. Например, некоторые нарушения ПДД, такие как снижение скорости до полной остановки при возникновении опасности или запрет на резкое торможение, не наказуемы в соответствии с текущим законодательством, несмотря на их потенциальную опасность и частое влияние на происшествия на дорогах. Также существует проблема с привлечением к ответственности юридических лиц, особенно когда правонарушение фиксируется автоматическими средствами, и сложностями в определении виновности и назначении соответствующих санкций.

Кроме того, наблюдается высокая латентность административных правонарушений в области дорожного движения, что способствует распространению чувства безнаказанности среди нарушителей и подрывает доверие общества к эффективности действий правоохранительных органов. Частые изменения в нормативно-правовой базе также вносят путаницу и затрудняют профилактику нарушений ПДД.

Совершенствование административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения в России нацелено на повышение эффективности механизмов воздействия на нарушителей и профилактику нарушений. Важной целью является обеспечение безопасности дорожного движения, которая приобретает общенациональное значение из-за социальных и экономических потерь от дорожно-транспортных происшествий. На сегодняшний день проблема воздействия на злостных нарушителей Правил дорожного движения остается актуальной из-за большого числа повторных нарушений.

Рассматриваются различные направления совершенствования, включая необходимость модернизации нормативных положений, улучшение правоприменительной практики, и особое внимание уделяется реформированию Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указывается на недостаточную эффективность существующих положений об административной ответственности и на сложности, связанные с их применением в правоприменительной практике. Акцентируется внимание на особой необходимости учета опыта применения и толкования судами норм КоАП РФ в процессе реформирования института административной ответственности для обеспечения стабильности их применения [2].

Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения, по вашему определению, является не просто механизмом наказания, но и средством предупреждения правонарушений и преступлений, обеспечивающим защиту и стабильность в общественных отношениях, складывающихся в данной сфере. Это подчеркивает её значение не только как меру принуждения, но и как важный элемент профилактики и повышения общественной безопасности.

В контексте обеспечения порядка на дорогах и снижения аварийности, российские законодательные органы внедряют разнообразные меры административной ответственности для тех, кто нарушает установленные нормы и правила в сфере дорожного движения. К примеру, эксплуатация автомобиля без актуального страхового полиса ОСАГО или использование транспортных средств водителями, не зарегистрированными в данном полисе, ведет к финансовым санкциям в размере 500 рублей согласно статье 12.37 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) Российской Федерации. Этот же закон акцентирует внимание на обязанности владельцев ТС застраховать свою ответственность перед третьими лицами. В случаях, когда строительство или ремонт дорожной инфраструктуры ведется с нарушением требований безопасности, законодательство предусматривает штрафы для ответственных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей, а для организаций - от 200 до 300 тысяч рублей согласно статье 12.34 КоАП.

Статья 12.31 КоАП обращает внимание на необходимость регистрации транспортных средств и их прохождение технического осмотра, предусматривая значительные штрафы за их отсутствие. Также важным аспектом является обязанность оплаты за использование платных дорог, нарушение которой влечет за собой финансовую ответственность по статье 12.21.4 КоАП, где предусмотрены штрафы в размере 1500 рублей для физических и 5000 рублей для юридических лиц, использующих грузовые транспортные средства или автобусы.

С целью укрепления безопасности на дорогах, в проекте нового КоАП РФ предлагается ввести штраф за опасное вождение в размере 5000 рублей. Эта мера призвана кардинально снизить количество дорожно-транспортных происшествий, подчеркивая важность соблюдения правил дорожного движения.

Особое внимание уделяется обязательствам по страхованию гражданской ответственности, что необходимо для гарантии возмещения ущерба пострадавшим в ДТП. Регулирование условий эксплуатации транспортных средств, включая их техническое состояние и правомерность регистрации, направлено на предотвращение использования неисправных или незаконно модифицированных автомобилей.

Таким образом, законодательство стремится к укреплению дисциплины и ответственности среди участников дорожного движения через систему штрафов и наказаний за нарушения правил дорожного движения, страхования, а также за несоблюдение условий безопасности при эксплуатации и обслуживании транспортных средств и дорожной инфраструктуры. Введение новых мер, таких как штрафы за опасное вождение, направлено на дальнейшее повышение безопасности и предотвращение дорожно-транспортных происшествий, подчеркивая значимость правильного и ответственного поведения на дороге [1].

Список литературы

  1. Ахметова, И. Е. Особенности административно- правовых санкций в сфере безопасности дорожного движения / И. Е. Ахметова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 453-455.
  2. Ихсанова, Ю. Д. Анализ административной ответственности в сфере безопасности дорожного движения в Российской Федерации. теоретические и практические предложения для совершенствования законодательства в сфере безопасности дорожного движения / Ю. Д. Ихсанова, А. Ю. Юзефович // Вестник магистратуры. 2021. №6-2 (117).
  3. Мукасеева, Н. Н. К вопросу о совершенствовании административного законодательства в сфере безопасности дорожного движения Российской Федерации / Н. Н. Мукасеева // Юридическая наука. 2020. №4.
  4. Семисчастнов, Е. А. Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения: актуальные вопросы теории / Е. А. Семисчастнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 41 (436). — С. 191-193.
  5. Сычева, В. А. Проблемы фиксации административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения / В. А. Сычева. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 1 (8). — С. 9-10.