УДК 34

Административно-правовое регулирование отношений в сфере предпринимательства

Айдель София Александровна – магистрант Тихоокеанского государственного университета.

Аннотация: В данной статье проводится анализ системы административно-правового регулирования как в целом предпринимательской деятельности, так и регулирование субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Осуществляется рассмотрение теоретических аспектов административного права в контексте предпринимательства и анализируются особенности политики, реализуемой в этой сфере. Выделяются основные инструменты механизма административно-правового регулирования и исследуются тенденции развития.

Ключевые слова: экономика, административно-правовое регулирование, административно-правовые механизмы, МСП, предпринимательство.

Поскольку административно-правовое воздействие, включая управленческое, затрагивает различные социальные отношения, возникающие в процессе экономической деятельности, то важным вопросом является определение позиции государства в отношении его вмешательства в хозяйственную деятельность и его потенциальной роли в экономике страны как самостоятельного субъекта.

В свете множества форм собственности, антимонопольной политики государства и усилий по развитию конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, требуются альтернативные подходы к управлению экономической деятельностью в России. Это делает необходимым соответствующее совершенствование административно-правового регулирования данной области общественных отношений.

В демократическом государстве, где рыночные отношения являются основой экономики, административное право играет важную роль в регулировании этих отношений. Оно устанавливает правила и нормы, которые обеспечивают экономическую свободу субъектов и защищают их права и интересы. Административное право также контролирует деятельность государственных органов и организаций, чтобы предотвратить злоупотребления и обеспечить справедливость в экономических отношениях.

Административно-правовое регулирование в сфере экономической свободы имеет цель достичь баланса между интересами государства в области экономической безопасности и частных интересов участников экономической деятельности. Эта концепция предполагает создание единого экономического пространства, где нет ограничений на перемещение товаров, услуг и финансовых ресурсов, а также поддержку конкуренции и регулирование монополий со стороны государства. В рамках этой концепции признаются и защищаются все формы собственности, включая государственную. Однако, субъекты хозяйствования, являющиеся резидентами Российской Федерации, должны придерживаться экономической дисциплины при осуществлении своей деятельности [5].

Основу этого механизма составляют нормативно-правовые акты (например, ФЗ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, Указ Президента РФ от 05.12.2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства», Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»), которые включают в себя полномочия и функции правовых институтов. Властные органы, обладающие определенными функциями и полномочиями, используют их для стимулирования экономического роста и развития страны, установления необходимых ограничений, например, на экспорт товаров, с целью защиты национальных интересов. При помощи таких методов экономического регулирования властные органы обеспечивают достижение важных стратегических целей для дальнейшего развития рыночной экономики.

Е.В. Юрченко в своем диссертационном исследовании «Административно-правовое регулирование в сфере малого предпринимательства» выделяет несколько методов, включая государственную поддержку малого бизнеса, регулирование налогов и таможенных процедур, а также защиту прав субъектов МСП [8]. Для оптимальной реализации этих мер административно-правового регулирования, необходимо использование различных организационных методов, включая создание специального федерального органа, занимающегося государственной службой, управление государственным имуществом и осуществление правоохранительных функций, за исключением контроля и надзора.

Этот механизм регулирования является необходимым для государства, предпринимателей и обычных граждан (потребителей), так как все участники вовлечены в административно-правовые отношения. Некоторые административно-правовые инструменты, которые следует рассмотреть, включают в себя следующее:

  1. Процедура регистрации МСП и их последующего включения в реестр. Этот инструмент предоставляет предпринимателям привилегированные налоговые условия и право на участие в конкурсах на получение государственной, региональной и муниципальной поддержки, таких как субсидии, гранты и другие меры. Реестр также обеспечивает информацию о надежности предприятия для его партнеров (контрагентов). Административно-правовой статус хозяйствующих субъектов влечет за собой определенные обязанности, установленные российским законодательством.
  2. Определенные виды деятельности требуют лицензирования, которое является средством контроля со стороны государственных органов над отраслями, которые имеют национальное значение и являются важными для общества. Лицензирование предполагает соблюдение определенных правил и требований, например, наличие диплома о профильном образовании. Это гарантирует, что потребители получат товары или услуги, соответствующие стандартам безопасности и качества.
  3. В предприятиях устанавливаются и соблюдаются правила безопасности, обеспечивается охрана здоровья работников, соблюдаются санитарно-гигиенические, противопожарные и экологические нормы безопасности.
  4. Различные методы используются государством для борьбы с монополизацией. В частности, контроль цен на товары и услуги осуществляется через федеральную антимонопольную службу. Дополнительные налоги также вводятся для предприятий-монополистов. Конкуренция поддерживается путем привлечения производителей и продавцов из других стран.
  5. Монетарная политика оказывает влияние на макроэкономическую ситуацию и банковскую систему, что в свою очередь влияет на деловую активность и предпринимательство.
  6. Субъекты хозяйствования обязаны соблюдать нормы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, включая представление результатов хозяйственной деятельности, отчетов о движении денежных средств, налоговых деклараций и другой необходимой информации. Использование четких и лаконичных формулировок и логической структуры обеспечивает понятность и объективность информации. В тексте также соблюдаются общепринятые академические стили форматирования и цитирования, а также точный выбор слов и грамматическая корректность. Язык изложения формален и свободен от предвзятости. Содержание не изменяется, за исключением необходимых улучшений. Это позволяет органам власти контролировать соблюдение налогового законодательства и оценивать риск банкротства.
  7. Санкции за нарушения в сфере торговли и промышленности накладываются и исполняются согласно нормам, изложенным в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации [1].

Государственная политика, направленная на поддержку и развитие предпринимательства, является основной причиной позитивных изменений в сфере бизнеса, особенно малого, в стране. Государственное управление предпринимательской деятельностью включает несколько направлений:

Первое направление – правовое обеспечение – играет важную роль в управлении экономическими отношениями. Это осуществляется через государственное регулирование деятельности предприятий путем принятия законов и нормативных актов. Также разрабатываются и финансируются из государственного бюджета федеральные программы и проекты.

Второе направление – снижение административных барьеров – направлено на обеспечение свободы бизнеса. Это включает удаление препятствий в получении доступа к ресурсам, получении прав на осуществление деятельности и выполнении текущих операций. Государство старается минимизировать бюрократические процедуры при регистрации бизнеса и получении необходимых разрешений.

Третье направление – комплексная государственная поддержка – является одним из приоритетных методов управления развитием предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Программы поддержки ориентированы в первую очередь на приоритетные отрасли и сферы, требующие поддержки.

Следующим направлением является создание системы поддержки малого бизнеса. Эта система включает в себя как коммерческие, так и некоммерческие организации, которые предоставляют финансовую, имущественную, информационную и другую поддержку для создания и развития малых предприятий [6].

Несмотря на наличие административно-правовых механизмов, в сфере предпринимательства все еще существуют проблемы. Основными проблемами развития МСП в России являются высокое налоговое бремя, административные барьеры, снижение спроса и нехватка оборотных средств. Кроме того, текущая политическая ситуация оказывает влияние на экономические процессы в стране. По сравнению с развитыми странами Россия отстает в развитии малого и среднего предпринимательства: доля малых и средних предприятий в ВВП составляет всего немногим более 20 %, в то время как в развитых странах эта доля достигает 50 %. По статистике, каждый четвертый субъект малого и среднего предпринимательства прекращает свою деятельность из-за банкротства или ликвидации [9].

Указанные тенденции отражают сложную и многозначную природу административно-правовых методов регулирования экономики и их эволюцию в современных условиях. Роль и потенциальные возможности государственно-правового воздействия на экономическое развитие, а также место административно-правовых форм в нем остаются предметом оценки ученых и практиков.

Таким образом, можно выделить два аспекта соотношения экономических отношений и их административно-правового регулирования. С одной стороны, это вопросы, связанные с юридическим обеспечением экономических процессов, функционированием экономических институтов, защитой экономических прав граждан и организаций. С другой стороны, это аспекты, связанные с экономическим обоснованием права, его нормативных актов и механизмов. Целью административно-правового регулирования экономики является увеличение его эффективности, обеспечение баланса частных и общественных интересов, защита прав и свобод экономических субъектов, повышение конкурентоспособности российской экономики в современном экономическом пространстве. Это достигается путем учета описанных выше тенденций.

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 25.12.2023) // Российской газета. – 2001. – № 256.
  2. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 12.12.2023) // Российская газета. – 2007. – № 164.
  3. Указ Президента РФ от 05.12.2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» // СПС «Гарант».
  4. Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» (в ред. от 03.02.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 30. – Ст. 3823.
  5. Анисимов А. А. К вопросу об административно-правовом регулировании сферы предпринимательства / А.А. Анисимов // Парадигмальные установки естественных и гуманитарных наук: междисциплинарный аспект. – 2021. – С. 581-586.
  6. Иванов В. В., Убушаева Б. Г. Современные структурные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России в условиях трансформации глобальной экономики и пути их решения / В.В. Иванов, Б.Г. Убушаева // Муниципальная академия. – 2020. – №. 3. – С. 35-42.
  7. Смирнов В. Э. Административно-управленческие барьеры развития предпринимательской деятельности / В.Э. Смирнов // Социологический альманах. – 2021. – №. 12. – С. 251-257.
  8. Юрченко Е. В. Административно-правовое регулирование малого предпринимательства: автореферат / Е.В. Юрченко. – М. – 2005. – 190 с.
  9. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства: официальный сайт. – URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 07.01.2024).