УДК 34
Административно-правовое регулирование отношений в сфере предпринимательства
Айдель София Александровна – магистрант Тихоокеанского государственного университета.
Аннотация: В данной статье проводится анализ системы административно-правового регулирования как в целом предпринимательской деятельности, так и регулирование субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Осуществляется рассмотрение теоретических аспектов административного права в контексте предпринимательства и анализируются особенности политики, реализуемой в этой сфере. Выделяются основные инструменты механизма административно-правового регулирования и исследуются тенденции развития.
Ключевые слова: экономика, административно-правовое регулирование, административно-правовые механизмы, МСП, предпринимательство.
Поскольку административно-правовое воздействие, включая управленческое, затрагивает различные социальные отношения, возникающие в процессе экономической деятельности, то важным вопросом является определение позиции государства в отношении его вмешательства в хозяйственную деятельность и его потенциальной роли в экономике страны как самостоятельного субъекта.
В свете множества форм собственности, антимонопольной политики государства и усилий по развитию конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, требуются альтернативные подходы к управлению экономической деятельностью в России. Это делает необходимым соответствующее совершенствование административно-правового регулирования данной области общественных отношений.
В демократическом государстве, где рыночные отношения являются основой экономики, административное право играет важную роль в регулировании этих отношений. Оно устанавливает правила и нормы, которые обеспечивают экономическую свободу субъектов и защищают их права и интересы. Административное право также контролирует деятельность государственных органов и организаций, чтобы предотвратить злоупотребления и обеспечить справедливость в экономических отношениях.
Административно-правовое регулирование в сфере экономической свободы имеет цель достичь баланса между интересами государства в области экономической безопасности и частных интересов участников экономической деятельности. Эта концепция предполагает создание единого экономического пространства, где нет ограничений на перемещение товаров, услуг и финансовых ресурсов, а также поддержку конкуренции и регулирование монополий со стороны государства. В рамках этой концепции признаются и защищаются все формы собственности, включая государственную. Однако, субъекты хозяйствования, являющиеся резидентами Российской Федерации, должны придерживаться экономической дисциплины при осуществлении своей деятельности [5].
Основу этого механизма составляют нормативно-правовые акты (например, ФЗ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, Указ Президента РФ от 05.12.2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства», Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»), которые включают в себя полномочия и функции правовых институтов. Властные органы, обладающие определенными функциями и полномочиями, используют их для стимулирования экономического роста и развития страны, установления необходимых ограничений, например, на экспорт товаров, с целью защиты национальных интересов. При помощи таких методов экономического регулирования властные органы обеспечивают достижение важных стратегических целей для дальнейшего развития рыночной экономики.
Е.В. Юрченко в своем диссертационном исследовании «Административно-правовое регулирование в сфере малого предпринимательства» выделяет несколько методов, включая государственную поддержку малого бизнеса, регулирование налогов и таможенных процедур, а также защиту прав субъектов МСП [8]. Для оптимальной реализации этих мер административно-правового регулирования, необходимо использование различных организационных методов, включая создание специального федерального органа, занимающегося государственной службой, управление государственным имуществом и осуществление правоохранительных функций, за исключением контроля и надзора.
Этот механизм регулирования является необходимым для государства, предпринимателей и обычных граждан (потребителей), так как все участники вовлечены в административно-правовые отношения. Некоторые административно-правовые инструменты, которые следует рассмотреть, включают в себя следующее:
- Процедура регистрации МСП и их последующего включения в реестр. Этот инструмент предоставляет предпринимателям привилегированные налоговые условия и право на участие в конкурсах на получение государственной, региональной и муниципальной поддержки, таких как субсидии, гранты и другие меры. Реестр также обеспечивает информацию о надежности предприятия для его партнеров (контрагентов). Административно-правовой статус хозяйствующих субъектов влечет за собой определенные обязанности, установленные российским законодательством.
- Определенные виды деятельности требуют лицензирования, которое является средством контроля со стороны государственных органов над отраслями, которые имеют национальное значение и являются важными для общества. Лицензирование предполагает соблюдение определенных правил и требований, например, наличие диплома о профильном образовании. Это гарантирует, что потребители получат товары или услуги, соответствующие стандартам безопасности и качества.
- В предприятиях устанавливаются и соблюдаются правила безопасности, обеспечивается охрана здоровья работников, соблюдаются санитарно-гигиенические, противопожарные и экологические нормы безопасности.
- Различные методы используются государством для борьбы с монополизацией. В частности, контроль цен на товары и услуги осуществляется через федеральную антимонопольную службу. Дополнительные налоги также вводятся для предприятий-монополистов. Конкуренция поддерживается путем привлечения производителей и продавцов из других стран.
- Монетарная политика оказывает влияние на макроэкономическую ситуацию и банковскую систему, что в свою очередь влияет на деловую активность и предпринимательство.
- Субъекты хозяйствования обязаны соблюдать нормы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, включая представление результатов хозяйственной деятельности, отчетов о движении денежных средств, налоговых деклараций и другой необходимой информации. Использование четких и лаконичных формулировок и логической структуры обеспечивает понятность и объективность информации. В тексте также соблюдаются общепринятые академические стили форматирования и цитирования, а также точный выбор слов и грамматическая корректность. Язык изложения формален и свободен от предвзятости. Содержание не изменяется, за исключением необходимых улучшений. Это позволяет органам власти контролировать соблюдение налогового законодательства и оценивать риск банкротства.
- Санкции за нарушения в сфере торговли и промышленности накладываются и исполняются согласно нормам, изложенным в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации [1].
Государственная политика, направленная на поддержку и развитие предпринимательства, является основной причиной позитивных изменений в сфере бизнеса, особенно малого, в стране. Государственное управление предпринимательской деятельностью включает несколько направлений:
Первое направление – правовое обеспечение – играет важную роль в управлении экономическими отношениями. Это осуществляется через государственное регулирование деятельности предприятий путем принятия законов и нормативных актов. Также разрабатываются и финансируются из государственного бюджета федеральные программы и проекты.
Второе направление – снижение административных барьеров – направлено на обеспечение свободы бизнеса. Это включает удаление препятствий в получении доступа к ресурсам, получении прав на осуществление деятельности и выполнении текущих операций. Государство старается минимизировать бюрократические процедуры при регистрации бизнеса и получении необходимых разрешений.
Третье направление – комплексная государственная поддержка – является одним из приоритетных методов управления развитием предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Программы поддержки ориентированы в первую очередь на приоритетные отрасли и сферы, требующие поддержки.
Следующим направлением является создание системы поддержки малого бизнеса. Эта система включает в себя как коммерческие, так и некоммерческие организации, которые предоставляют финансовую, имущественную, информационную и другую поддержку для создания и развития малых предприятий [6].
Несмотря на наличие административно-правовых механизмов, в сфере предпринимательства все еще существуют проблемы. Основными проблемами развития МСП в России являются высокое налоговое бремя, административные барьеры, снижение спроса и нехватка оборотных средств. Кроме того, текущая политическая ситуация оказывает влияние на экономические процессы в стране. По сравнению с развитыми странами Россия отстает в развитии малого и среднего предпринимательства: доля малых и средних предприятий в ВВП составляет всего немногим более 20 %, в то время как в развитых странах эта доля достигает 50 %. По статистике, каждый четвертый субъект малого и среднего предпринимательства прекращает свою деятельность из-за банкротства или ликвидации [9].
Указанные тенденции отражают сложную и многозначную природу административно-правовых методов регулирования экономики и их эволюцию в современных условиях. Роль и потенциальные возможности государственно-правового воздействия на экономическое развитие, а также место административно-правовых форм в нем остаются предметом оценки ученых и практиков.
Таким образом, можно выделить два аспекта соотношения экономических отношений и их административно-правового регулирования. С одной стороны, это вопросы, связанные с юридическим обеспечением экономических процессов, функционированием экономических институтов, защитой экономических прав граждан и организаций. С другой стороны, это аспекты, связанные с экономическим обоснованием права, его нормативных актов и механизмов. Целью административно-правового регулирования экономики является увеличение его эффективности, обеспечение баланса частных и общественных интересов, защита прав и свобод экономических субъектов, повышение конкурентоспособности российской экономики в современном экономическом пространстве. Это достигается путем учета описанных выше тенденций.
Список литературы
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 25.12.2023) // Российской газета. – 2001. – № 256.
- Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 12.12.2023) // Российская газета. – 2007. – № 164.
- Указ Президента РФ от 05.12.2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» // СПС «Гарант».
- Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» (в ред. от 03.02.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 30. – Ст. 3823.
- Анисимов А. А. К вопросу об административно-правовом регулировании сферы предпринимательства / А.А. Анисимов // Парадигмальные установки естественных и гуманитарных наук: междисциплинарный аспект. – 2021. – С. 581-586.
- Иванов В. В., Убушаева Б. Г. Современные структурные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России в условиях трансформации глобальной экономики и пути их решения / В.В. Иванов, Б.Г. Убушаева // Муниципальная академия. – 2020. – №. 3. – С. 35-42.
- Смирнов В. Э. Административно-управленческие барьеры развития предпринимательской деятельности / В.Э. Смирнов // Социологический альманах. – 2021. – №. 12. – С. 251-257.
- Юрченко Е. В. Административно-правовое регулирование малого предпринимательства: автореферат / Е.В. Юрченко. – М. – 2005. – 190 с.
- Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства: официальный сайт. – URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 07.01.2024).