УДК 336.221

Отдельные аспекты исчисления сроков в налоговой отрасли права

Харитонов Александр Геннадьевич – магистрант юридического факультета Казанского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России).

Аннотация. В данной статье рассмотрены отдельные аспекты исчисления сроков в налоговой отрасли права и современные системы налогообложения.

Ключевые слова: налогообложения, право, налоговые правоотношения.

Развитие современной системы налогообложения во многом зависит от качества правовых норм, на основании которых выполняется регулирование ее работы. Присутствующие несовершенства замедляют процесс, создают основу для манипулирования правилами и ущемления интересов налогоплательщиков или государства. В статье рассмотрены отдельные аспекты исчисления сроков в налоговой отрасли, вытекающие из положений действующего законодательства. Их анализ позволяет оценить сложившуюся ситуацию в целом, понять, что нужно предпринять, чтобы упростить взаимодействие всех субъектов налоговых правоотношений, усовершенствовать работу на всех этапах налогового администрирования.

Ситуация, сложившаяся в сфере налогообложения

Налоговые органы являются публичным субъектом налогообложения, что наделяет их определенным перечнем властных полномочий по отношению к другим участникам налоговых правоотношений. Присутствует большое количество принудительных элементов, использование которых требует соблюдения четко установленного порядка и применения конкретных процессуальных сроков. При этом двойное толкование и неправильное применение существующих норм не допускается, поскольку это оказывает влияние на законность решения, которое влечет за собой возникновение правовых последствий для субъекта налоговых правоотношений.

Если проанализировать действующее законодательство, удастся установить, что существует большое количество сроков, оказывающих влияние на особенности выполнения процессуальных действий. Однако текущие нормативно-правовые акты в сфере налогообложения можно назвать несовершенными, поскольку их применение влечет за собой возникновение некой двойственности, спорных ситуаций, противоречий на уровне правоприменения.

Все вышесказанное позволяет говорить о необходимости внесения точности в существующие правовые предписания, общедоступности понимания нормативных установок, логичности и согласованности в применяемых регламентах, где каждая норма четко вписана в существующую систему регулирования [4].

Правила исчисления сроков в налоговой отрасли права

Правила, регламентирующие нюансы исчисления сроков в сфере налогообложения, несколько отличаются от норм, в соответствии с которыми аналогичная процедура выполняется в других отраслях. Крайне важно, чтобы существующие правила определения сроков были понятными, непротиворечивыми, разумными, эффективными [2].

Важно отметить двойственность природы понятия «срок». Он может рассматриваться в качестве конкретного момента или промежутка времени. Необходимо учитывать, что они существуют не изолированно. Моменты порождают промежутки, а промежуткам предшествуют конкретные моменты.

Если говорить о сроках, фигурирующих в Налоговом Кодексе РФ (НК РФ), то они максимально конкретизированы. В п. 1. ст. 6.1 НК РФ сказано, что сроки определяются календарной датой, указанием на конкретное событие или действие [1]. Период времени, исчисляемый днями, месяцами или кварталами, также может применяться.

На практике срок может исчисляться не с первого дня месяца, а с какого-либо другого момента, что может вызвать определенные вопросы. Такие сроки называют некалендарными и часто противопоставляют стандартным календарным. Также следует принимать во внимание тот факт, что течение срока начинается с момента, который следует за календарной датой или определенным событием, выступающим основанием для начала отсчета срока. Сам момент возникновения юридического факта, с которым связывают начало течения периода, в общий срок не включается.

Однако вышеуказанное правило действует не всегда. Присутствует ряд исключений, которые необходимо принимать во внимание. Например, операции по банковским счетам плательщика-организации и выполнение электронных переводов приостанавливают с того момента, как банк получит соответствующее решение налогового органа (п.7 ст. 76 НК РФ).

Еще одно исключение вытекает из положений п. 8 ст. 89 НК РФ, в которой говорится, что срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется с момента, когда было принято решение об ее осуществлении. Период завершается только после того, как подготовлена справка о проведении проверки.

В рассматриваемый перечень исключений также попадает исчисление сроков по ст. 100 НК РФ. В п. 5 рассматриваемого нормативно-правового акта сказано, что акт налоговой проверки необходимо вручить лицу в течение 5 дней с момента подготовки соответствующего документа. Он должен быть предоставлен самому лицу, в отношении которого организуют контролирующее мероприятие, или его представителю. Документ предоставляют под расписку или передают любым другим предусмотренным законом способом.

Аналогичное правило действует в отношении проверок консолидированных групп налогоплательщиков. Акт проведения контролирующего мероприятия вручается ответственному участнику консолидированной группы. Рассматриваемое действие обязаны осуществить в течение 10 дней с даты подготовки соответствующего документа.

Вышеуказанный перечень исключений приводит к формированию коллизии, поскольку рассматриваемые нормативы противоречат общим правилам, применяемым во всех остальных случаях. В результате растет риск возникновения нарушений, поскольку подобная ситуация путает, вызывает появление дополнительных вопросов.

Возвращаясь к ст. 6.1 НК РФ, необходимо отметить, что в ней не установлено никаких исключений и нет упоминания об их присутствии. В результате в налоговом праве формируется неопределенность. Так, в упомянутых ранее статьях-исключениях 76 и 89 НК РФ исчисление сроков осуществляется так, как следует из буквального прочтения текста рассматриваемых нормативов. В ст. 100-101 НК РФ применяются стандартные правила несмотря на то, что из текста следует иное.

При подробном анализе налогового законодательства можно выявить большое количество противоречий. Возникающие коллизии препятствуют нормальной работе налоговых инстанций, путают налогоплательщиков, поскольку они не понимают всех особенностей применения той или иной нормы. В результате происходит разрушение законности [5].

Устранение правовой контрадикторности

В случае выявления присутствия противоречий еще со времен Древнего Рима существуют правила, позволяющие разрешить сформировавшуюся ситуацию. В частности, если возникли противоречия между актами, обладающими разной юридической силой, во внимание принимают положения того норматива, чья юридическая сила больше. Когда акты имеют одинаковую юридическую силу, но были приняты в разное время, учитывают более новый норматив. Если противоречия наблюдаются между общим и специальным актом, учитывают положения специального [3].

В налоговой системе РФ применяют третий способ разрешения возникших противоречий. Однако это не всегда решает проблему с путаницей, поскольку не все знакомы с правилами разрешения ситуаций, в рамках которых выявлены расхождения законодательства. Все это оказывает дестабилизирующее воздействие, усложняет выполнение тех или иных процедур. Только регулярный мониторинг существующих нормативно-правовых актов и выполнение комплексного анализа перед утверждением новых норма позволят избежать противоречий и добиться нормативного единства, что значительно упростит функционирование налоговой системы РФ.

Заключение

Таким образом, исчисление сроков в налоговом администрировании в РФ значительно затруднено, поскольку существует большое количество специальных норм, требующих учета. Рассматриваемая ситуацию путает, приводит к возникновению сложностей в процессе расчетов. Для устранения выявленного недостатка необходимо проводить комплексную работу по внесению корректив в действующие нормативно-правовые акты, а также уделять особое внимание анализу новых норм перед тем, как осуществлять их принятие. Подобный подход позволит минимизировать риск возникновения противоречий и устранить существующие расхождения между действующими нормативно-правовыми актами.

Список литературы

  1. Архипов А.А. Сроки в налоговом праве : монография. – М. : Статут, 2021
  2. Гриценко В.В. Концептуальные проблемы развития теории налогового права современного Российского государства: дис. ... д-ра юрид. наук. – Саратов, 2016.
  3. Демин А.В. Принцип определенности налогообложения : монография. – М. : Статут, 2017.
  4. Кулапов В.Л., Малько А.В. Теория государства и права : учебник. – М. : Норма: ИНФРА-М, 2021.
  5. Тютин Д.В. Налоговое право : курс лекций // СПС Консультант Плюс. 2018.

{social]