УДК 342.55

Федеральная территория как элемент государственно-территориального устройства Российской Федерации

Архипкин Егор Игоревич – студент Института публичного права и управления Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина.

Аннотация: Статья посвящена появившемуся в 2020 году элементу государственно-территориального устройства Российской Федерации – федеральной территории. В статье рассматривается история возникновения данного элемента государственно-территориального устройства, правовой статус федеральной территории, система функционирования органов власти на примере Федеральной территории «Сириус», полномочия органов власти на данной территории, перспектива появления новых федеральных территорий в Российской Федерации.

Ключевые слова: федеральная территория, федеративное устройство, государственно-территориальное устройство, органы публичной власти, муниципальные образования, поправки в Конституцию.

В 2020 году в ст. 67 Конституции РФ были введены изменения, касающиеся возможности образования так называемых федеральных территорий: «На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом».

В самом конце 2020 года принимается Федеральный закон №437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус»», ставшей первым подобным образованием в нашей стране. Она располагается в Краснодарском крае, ее площадь составляет 970 кв. км, а население насчитывает двенадцать тысяч человек.

В соответствии с частью 1 статьи 2 вышеназванного Федерального закона «Федеральная территория «Сириус» – публично-правовое образование, имеющее общегосударственное стратегическое значение, которое выражается в необходимости олимпийского, культурного и природного наследия, культурного и природного наследия, создания благоприятных условий для выявления, самореализации и развития талантов, реализации приоритетов научно-технологического развития».

16 марта 2020 года Конституционный суд РФ, в рамках уточнения правового статуса федеральных территорий, вынес определение о том, что конституционные поправки об образовании таких территорий не допускают придания им статуса, приравненного к правовому положению субъектов РФ. В связи с этим, правовой статус каждой вновь образуемой федеральной территории должен определять посвященный ей федеральный закон.

Анализируя положения статей Федерального закона «О Федеральной территории «Сириус»», мы можем более точно определить понятие «федеральная территория»: она представляет собой часть территории какого-либо субъекта РФ, которой непосредственно управляют федеральные властные органы либо назначаемые ими лица, и которая не обладает правовым статусом, приравненным к статусу субъекта РФ.

Территорией «Сириус» управляет четко определенная структура властных органов: головной орган – это Совет Федеральной территории, включающий семнадцать участников, избираемых на пять лет, но при этом троих назначает Президент и еще троих - Правительство РФ, один человек назначается губернатором Краснодарского края.

Данный Совет возглавляется Председателем, избираемым участниками Совета по президентскому представлению. Кроме того, в «Сириусе» функционирует исполнительный властный орган – администрация рассматриваемой территории, выбираемая ее Советом. Возглавить администрацию может любой российский гражданин возрастом от тридцати лет, который постоянно проживает в России, не имеет иностранного гражданства или вида на жительство в другой стране, либо иного документально подтвержденного права постоянно проживать в другом государстве. Лицо, возглавляющее администрацию, назначают максимально на пятилетний срок. Реализуя свои полномочия, глава администрации должен осуществлять административное руководство, разрабатывать стратегии социального и экономического процветания и развития данной федеральной территории.

Органы власти «Сириуса» наделяются также некоторыми полномочиями, которые находятся в ведении субъектов РФ.

В рамках перспективы формирования новых федеральных территорий в нашей стране можно сделать вывод, что появление подобных территорий потенциально обусловлено задачами более динамичного и эффективного развития определенных общественных сфер (научной, спортивной, культурной, туристической) в определенных регионах страны. Так, например, в СМИ уже публиковалась информация о возможности появления федеральных территорий в тех субъектах Российской Федерации, которые граничат с озером Байкал, в отдельных регионах Кавказа, однако это требует проработанной нормативно-правовой базы, необходимой для разрешения спорных вопросов, в частности, в области конституционных гарантий местного самоуправления.

Список литературы

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  2. Федеральный закон «О федеральной территории «Сириус»» от 22.12.2020 №437-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N52 (часть I) ст.8583.
  3. «Расширение и перемены: как федеральная территория Сириус завершила 2023 г.» [Электронный ресурc]. URL: https://kavkaz.rbc.ru/kavkaz/12/01/2024/65a14dfd9a79475718e32617.
  4. Официальный интернет-портал Федеральной территории «Сириус» [электронный ресурс]. URL: https://sirius-ft.ru.
  5. Исаев И. Д. «О некоторых проблемах нормативно-правового регулирования федеральной территории «Сириус»// Вестник Российской юстиции.

Интересная статья? Поделись ей с другими: