УДК 343

К вопросу проблем уголовно-правовой охраны половой неприкосновенности несовершеннолетних

Мустафаева Мавиле Муслимовна – студент факультета подготовки специалистов для судебной системы Российского государственного университета правосудия.

Аннотация: Статья посвящена исследованию квалификации ненасильственных преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Рассмотрено определение личной безопасности несовершеннолетнего, в также особенности данной категории. Автором выдвигаются идеи относительно совершенствования действующего законодательства, в виду необходимости регулярного улучшения отечественных норм, а также назначения соразмерных мер ответственности. В работе проанализирована проблематика, исследование которой позволит устранить трудности в назначении санкций, а также упростит толкование уголовно-правовых норм в преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Ключевые слова: половая свобода, половая неприкосновенность, несовершеннолетний, уголовное наказание, права человека, преступление.

В соответствии со ст. 22 Конституцией РФ «каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность» [1]. Исследователь Р.С. Даелян указывала, что «обеспечение половой неприкосновенности детей и подростков всегда было в числе приоритетов российской уголовной политики» [2].

Вопрос соотношения половой неприкосновенности несовершеннолетних и нравственной безопасности имеет дискуссионный характер. В частности, момент возрастных пределов, которые регламентированы в законе при совершении преступлений подобного характера. Половая свобода как право, функционирующее в пределах личной жизни, начинается с момента достижения лицом возраста шестнадцати лет. Категория половой неприкосновенности распространяется на субъекты, не достигшие шестнадцати лет при определении объекта преступного деяния в области половой свободы. В соответствии с этим, лицо, достигшее шестнадцати лет, имеет право самостоятельно распоряжаться вопросами сексуального характера. Вместе с тем, такой возрастной ценз не соотносится с понятием дееспособности, которая наступает в момент наступления восемнадцати лет.

Вместе с тем, в правоприменении, при назначении наказания возникает ряд трудностей в вопросе квалификации. В частности, ч. 2 ст. 134 УК РФ регламентирует меры наказания за мужеложство и лесбиянство в отношении несовершеннолетнего. Квалифицированным составом является ответственность за реализацию преступного деяния в отношении потерпевшего, достигшего четырнадцати лет. Вместе с тем, содержание диспозиции ст. 134 УК РФ не соотносится с ее содержанием, поскольку в квалифицированном составе отсутствует регламентация иных действий сексуального характера. Данный момент формирует пробел, исключающих применение мер наказания к субъектам, реализовавших иные общественно опасные деяния с несовершеннолетним, сексуальной направленности. Иные действия при отсутствии применения насилия могут быть рассмотрены как преступление по ст. 135 УК РФ, которая регламентирует менее строгую санкцию, не соотносимую со степенью опасности реализованного деяния.

В виду этого, целесообразно внести корректировки в ч. 3 ст. 134 УК РФ и закрепить указание на «иные действия сексуального характера» в виду необходимости функционирования данной уголовно-правовой статьи в соответствии со степенью общественной опасности подобного посягательства.

Несовершенства уголовной нормативно-правовой основы также заключается и в отсутствии специального субъекта противоправного деяния. Изучение статистических показателей, позиции исследователей свидетельствуют о том, что субъектами преступления такого характера являются как незнакомые лица, так и родственники. Стоит отметить, что реализация преступного деяния в области половой неприкосновенности несовершеннолетнего родственником существенно повышают степень общественной опасности содеянного. В виду этого, целесообразна регламентация специальных субъектов преступления, в частности, родителей или лиц, приравненных к ним, а также иного родственного окружения несовершеннолетнего, которое осуществило преступный умысел.

Кроме этого, практика назначения наказания относительно ненасильственных преступлений полового характера в отношении несовершеннолетних указывает о ряде трудностей, которые появляются при разграничении ненасильственных составов преступлений, предусмотренных ст. 134 и 135 УК РФ, где потерпевшими лицами являются малолетние и лица, не достигшие возраста восемнадцати лет.

Целесообразными изменениями является регламентация отдельного квалифицирующего состава развратных действий, совершенных «с применением насилия, с угрозой его применения, а также с использованием беспомощного состояния потерпевшего». Кроме того, разрешить данное несовершенство возможно за счет регламентации особо квалифицирующего состава развратных действий, что станет фундаментом их дальнейшего разделения с иными действиями сексуального характера. Подобная новелла позволит исключить из примечания. ст. 132 УК РФ потребность квалификации по п. «б» ч. 4 деяний, попадающих под характеристики ч. 2 ст. 135 УК РФ, что в последующем предотвратит трудности в правоприменении.

Исследователь А.Д. Оберемченко указывал, что «Половая неприкосновенность несовершеннолетних и преступления, предусмотренные п. "б" ч. 4 ст. 132 УК РФ, обладают несовпадающими объективными характеристиками и различной общественной опасностью» [3].

Стоит отметить, что отсутствие указания относительно физического насилия носит спорный характер. Стоит отметить, что в подобной ситуации может присутствовать психическое насилие на жертву, которое может проявляться в словесном давлении к действиям сексуального характера.

Таким образом, безопасность несовершеннолетнего носит системный характер, поскольку включает не только физическую, но и психологическую, интеллектуальную и духовную единицу. Конкретизация половой свободы несовершеннолетнего – момент, на который следует обратить внимание, поскольку данный фактор позволит обеспечить половую защищенность несовершеннолетних.

В вопросе корректировки УК РФ необходимо добавить специальный субъект преступления в области преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, конкретизировать ст. 135 УК РФ в области закрепления отсутствия физического насилия, что позволит грамотно толковать статью. Указанные корректировки положительно скажутся на квалификации преступлений подобной направленности и позволят улучшить действующее законодательство.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  2. Данелян Рита Суреновна, Данелян Сергей Владимирович, Амиянц Константин Аркадьевич Актуальные вопросы квалификации преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних // Пробелы в российском законодательстве. 2015. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-kvalifikatsii-prestupleniy-protiv-polovoy-neprikosnovennosti-nesovershennoletnih (дата обращения: 11.01.2024).
  3. Оберемченко А. Д. Развратные действия: уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2014. - 24 с. / Библиотека диссертаций [сайт]:http://www.dslib.net/kriminal-pravo/razvratnye-dejstvija-ugolovno-pravovaja-harakteristika-i-problemykvalifikacii.html. (дата обращения: 15.09.2018).