УДК 34

Сфера применения договора аренды транспортных средств

Носкова Юлия Андреевна – аспирантка Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский государственный университет».

Аннотация: Сфера применения договора аренды транспортных средств в информационной экономике постоянно расширяется по предметной, субъектной части и способу заключения. Экономически стимулируемый процесс развития новых отношений каршернига, райдшернига и др., опережает процесс их правового регулирования, накапливая его нерешенные проблемы, связанные, прежде всего, с новизной общественных отношений, не всегда в полной мере урегулированных соответствующими положениями ГК РФ. Дискуссионные моменты остаются и в традиционных сферах применения договора, особенно в части прав и взаимных обязанностей субъектов арендных отношений.

Ключевые слова: договор аренды, транспортное средство, прокат, каршеринг, лизинг, арендатор, арендодатель, перевозчик.

Договор аренды (фрахта) транспортного средства является гражданско-правовым договором по которому арендатор возмездно получает во временное владение и пользование транспортное средство. При этом с арендодателем может быть согласовано оказание услуг по управлению транспортным средством; его техническому обслуживанию и/ или эксплуатации (статьи 632 и 642 ГК РФ). Это общие подходы, так как законодатель, принимая ГК РФ не стремился полностью урегулировать отношения, возникающие из договора аренды (фрахта) транспортного средства, оставив отдельные отраслевые особенности транспортным уставам, кодексам и, конечно, договору.

В то же время, констатируя «неопределённость современной российской правовой действительности», В.В. Стадник и О.В. Цуканов делают вывод о необходимости конкретизации категории «транспортное средство» в ГК РФ [8, c.366].

Договор аренды транспортных средств в информационной экономике остается одним из основных средств правового регулирования, связанных с транспортом и перевозками отношений. При этом отмечается сложность и комплексный характер таких отношений, производный от специфики транспортных средств как источников повышенной опасности, как средств производства, требующих обслуживания, страхования, условий эксплуатации, соблюдения налогового, трудового, природоохранного, административного законодательства [2, c.60].

Сфера применения гражданско-правового договора признается в литературе чрезвычайно широкой, так как такой договор доступен практически для всех субъектов гражданских правоотношений. Наряду с этим, рассматривая сферу применения, отметим, что регламентация и существенные условия договора могут иметь существенные различия, производные от сферы применения [7, c.222]. В нашем случае договоры могут заключаться в рамках всех трёх больших групп договорных отношений, т.е. между предпринимателями и с участием физических лиц, которые также арендуют транспортные средства. Возможны и внешнеторговые (внешнеэкономические) договоры, когда арендаторами выступают государства.

Сфера применения рассматриваемого договора имеет выраженную отраслевую специфику и свой «ареал» применения. В то же время, в текущих сложных экономических условиях рассматриваемый договор всё более востребован, а для транспортной сферы (такси, грузопассажирские перевозки) он является одной из основ финансирования.

Расширение сферы применения договора аренды транспортных средств, предполагает диверсификацию регулирования положениями по целям их использования, а также по субъектному составу договора. В этом смысле относительно новый для российской действительности договор каршеринга, регулируемый нормами §2 гл. 34 ГК РФ, следует, принимая в внимание объект аренды, по своей правовой природе следует признавать одним из договоров проката [1, c.111]. Развитие теории, а за ней и регулирования договоров об относительно новых видах аренды: каршеринге и райдшеринге даст возможность свести к минимуму применение аналогии [4, c.21].

В условиях стрессового развития российской экономики, формируются новые предпосылки расширения практики применения договора аренды при расширении числа участников соответствующих правоотношений.

Сфера применения договора аренды транспортного средства обусловлена спецификой целевого предназначения арендованного имущества. В данном случае арендатор использует транспортное средство с определенной целью – для перевозки пассажиров и/ или грузов. Исходя из этого, договор образует правомочие арендатора на владение и пользование арендованным транспортным средством, подразумевая перевозку для своих целей, например, сотрудников или грузов; перевозку третьих лиц, либо в их интересах, а также субаренду транспортного средства. Здесь арендатор становится перевозчиком на основании договора перевозки или субарендодателя транспортного средства.

В процессе эксплуатации арендатор почти неизбежно становится субъектом и других правоотношений, становясь заказчиком по договору подряда, если транспорт нуждается в ремонте, или страхователем по соответствующему договору, хотя эти правоотношения не относятся к сути обязательств, которые закреплены в договоре аренды (фрахта).

Сфера действия рассматриваемого договора включает прежде всего субъектов, на которые он распространяется. В соответствии с § 3 гл. 34 ГК РФ договор аренды транспортного средства может быть заключен с предоставлением экипажа или без такового, т.е. без услуг управления и технической эксплуатации.

К рассматриваемым положениям в их совокупности не применимы правоотношения общих положений об аренде, наделяющих добросовестного арендатора по истечении срока договора, правом на приоритетную, относительно других претендентов, пролонгацию (ст. 621 ГК РФ). Таким образом, арендатор транспортного средства не вправе требовать перевода на себя прав и обязанностей арендатора по договору аренды транспортного средства, заключенному арендодателем с иным арендатором по истечении срока действия ранее заключенного договора.

Типовые и наиболее распространённые в экономике договоры аренды транспортных средств (автомобилей) не подлежит государственной регистрации. В то же время, обратим внимание, что воздушные, морские и речные суда, равно как и космические аппараты, которые также могут предоставляться в аренду, в соответствии со ст. 130 ГК РФ недвижимыми вещам, и, сделки с которыми, включая договор аренды, такой регистрации требуют (статьи 164 и 609 ГК РФ).

На арендаторе транспортного средства лежит обязанность содержать его в исходном, т.е. рабочем состоянии, производя по мере необходимости мелкий и текущий ремонт. В то же время, капитальный ремонт такого транспортного средства обязан проводить арендодатель (п. 1 ст. 616 ГК РФ).

Когда это не запрещено договором арендатор вправе, не испрашивая согласия на то арендодателя, сдать арендованное транспортное средство в субаренду. Отметим, что по большинству прочих договоров аренды арендатор обязан согласовать субаренду с арендодателем (п. 2 ст. 615 ГК РФ).

Используя арендованное транспортное средство в коммерческих или иных своих целях, арендатор не обязан испрашивать у арендодателя его согласие на заключение договоров перевозки, либо иных своих договоров с третьими лицами. Другое дело, когда обязанность согласования вытекает из договора аренды или требуется в связи с назначением транспортного средства.

В соответствии с договором аренды транспортного средства с экипажем арендодатель также оказывает арендатору услуги по управлению, а также технической эксплуатации транспортного средства в целях его штатной и безопасной эксплуатации (ст. 635 ГК РФ). При этом водители числятся работниками арендодателя, подчиняясь его руководству в части управления и технической эксплуатации транспортного средства. В данном случае, арендодатель обязан обеспечить квалифицированный и годный к работе в указанных в договоре параметрах, экипаж, которому выплачивает заработную плату.

В то же время, арендатор, арендуя транспортное средство с экипажем, принимает на себя расходы на эксплуатацию (топливо и расходные материалы), страхование транспортного средства, а также ответственность за возможный ущерб, когда это страхование обязательно по закону, либо предусмотрено договором (ст. 637 ГК РФ).

Арендуя транспортное средство без экипажа, арендодатель сам управляет им, осуществляет техническую эксплуатацию (ст. 645 ГК РФ), а соответственно и несет расходы по его содержанию (ст. 646 ГК РФ).

Сфера применения договора аренды транспортных средств распространяется на правоотношения, возникающие при определении ответственности за вред, который причинён третьим лицам арендованным транспортом. Если договор заключен на аренду с экипажем ответственен арендодатель, а без экипажа – арендатор (ст. 648 ГК РФ), однако эти положения остаются в центре научных дискуссий, где обсуждается владение арендованным транспортом во временных рамках договора, а также в момент причинения вреда.

Так, в комментарии к ст. 648 ГК РФ под ред. О.Н. Садикова, отмечено, что, сдавая транспортное средство в аренду без экипажа, арендодатель считается владельцем источника повышенной опасности [5]. Эта позиция подвергается сомнению, исходя из концепции одновременного владения арендованного транспорта собственником и арендатором. Исходя из этой позиции, обязанность возмещения вреда при невиновном причинении возлагается солидарно [9, c.98].

Правоприменительная и деловая практики признают эксплуатантами лиц, реально использующих транспортное средство в своём «квалифицированном владении», обеспечивая как сохранность арендованного транспорта, так и безопасность третьих лиц. Таким образом ст. 648 ГК РФ следует применять так, что ответственность лежит на арендаторе.

Сходным образом, традиционно, как и в советский период, решается этот вопрос для проката транспортного средства, которым абонент владеет и пользуется в определенный договором срок «вне контроля прокатной организации» [6, c.14]. Отсюда следует вывод об ответственности арендатора как перед арендодателем, так и перед третьими лицами.

Юридические лица – субъекты экономики нередко сдают транспортные средства в аренду своим работникам, а когда последние совершают дорожно-транспортное происшествие, причинив вред третьему лицу, организация-арендодатель отказывается от возмещения вреда, ссылаясь на обязанность арендатора-водителя. В то же время, заключенный предприятием со своим работником договор аренды, есть особая форма организации трудовых отношений, так как водитель – сотрудник юридического лица, пользуется на технической и эксплуатационную базу своей организации. Это свидетельствует о том, что транспорт не выходит за её пределы, оставаясь в фактическом владении данного юридического лица [3, c.12]. При этом ответственность за вред (гл. 59 ГК РФ) должна возлагаться на собственника транспортного средства, т.е. юридическое лицо.

В целом, сфера применения рассматриваемого договора, постепенно, в своей предметной части, в современных условиях расширяясь, накапливает и нерешенные проблемы правового регулирования, связанные с новизной общественных отношений, не всегда в полной мере урегулированных соответствующими положениями ГК РФ. В то же время, сфера применения договора в своей субъектной части (арендодатель и арендатор) при кажущейся ясности, также не свободна от проблем, касающихся взаимных обязанностей, что особенно характерно для новых видов аренды, где договоры заключаются исключительно в виртуальной форме.

Список литературы

  1. Боярская Ю.Н. Виды договоров аренды транспортных средств// Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 5 (130). С. 110-112.
  2. Быковская Е.А. Договор аренды транспортных средств: теория и практика применения// Вестник СГУПС: гуманитарные исследования 2017. №2. С. 58-61.
  3. Глянцев В. Г. О возмещении вреда, причиненного здоровью граждан// Бюллетень ВС РФ. 2004. № 9. С. 11-15.
  4. Дерюгина С.Р. Каршеринг и райдшеринг: к проблеме правовой природы договоров// Гражданское право. 2019. № 4. С. 20-23.
  5. Комментарий к ГК РФ, части второй (постатейный)/ Рук. авт. коллектива и отв. ред. д-р юрид. наук О. Н. Садиков. М.: Норма, 2004. 216 с.
  6. Первушина А. П. Договор бытового проката. М., 1964. 70 с.
  7. Погорелова Г. М. Понятие, значение и сфера применения договора в механизме гражданско-правового регулирования// Вестник экономической безопасности. 2016. №5. С. 221-224.
  8. Стадник В.В., Цуканов О.В. К вопросу о предмете договора аренды транспортных средств// Заметки ученого. 2022. № 6. С. 365-368.
  9. Турчина О.В. Договор аренды транспортного средства с экипажем// Право и образование. 2021. № 9. С. 95-102.