УДК 349.6

О международных правовых актах, регулирующих общественные отношения в сфере экологического туризма

Лубнина Анастасия Вячеславовна – аспирант Российского государственного университета правосудия

Аннотация: Экологический туризм является достаточно популярным направлением туристической деятельности, вместе с тем законодательство Российской Федерации не содержит легального определения указанного термина. В то же время отдельные положения отечественных правовых актов затрагивают вопросы правового регулирования экологического туризма. В статье рассмотрены основные международные правовые акты, регулирующие отдельные аспекты экологического туризма, а также их взаимосвязь с положениями законодательства Российской Федерации. Автором предпринята попытка определения места законодательства об экологическом туризме в системе права России.

Ключевые слова: экологический туризм, природная среда, международные правовые акты,  система права.

Экологический туризм для России все еще остается достаточно новым и не вполне понятным явлением. Несмотря на то, что указанный вид туризма декларируется как приоритетный, критерии, позволяющие отделить экотуризм от других видов туристской деятельности, законодательно не определены [1, с. 8; 2, с. 80; 3, с. 37].

Общественные отношения в сфере экологического туризма наряду с иным общественным отношениям в туристической сфере охватывают деятельность, направленную на реализацию частного интереса, а также осуществление органами государственной власти и местного самоуправления властных полномочий в отношении субъектов туристской деятельности и неопределенного круга лиц, в связи с чем указанные отношения регулируются как нормами частного права (заключение договоров о продвижении и реализации туристического продукта, страхование гражданской ответственности туристического оператора, оказания туристических услуг), так и нормами публичного (соблюдение условий осуществления туроператорской и турагентской деятельности, получение статуса экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника) [5, с. 6]

В связи с тем, что правовая система Российской Федерации является единой, развивающейся и многоуровневой системой форм права, включающей подсистемы национального и международного права, состоящие из элементов – форм национального и (или) международного права, для установлении места законодательства об экологическом туризме в указанной системе необходимо проанализировать правовые нормы, содержащиеся не только в нормативных правовых актах, принятых на территории России, но и в общих принципах российского и международного права, российских и международных правовых договорах и обычаях [4, с. 26-27; 36; 65].

К основным международным правовым актам, содержащим положения, регулирующие отдельные аспекты экологического туризма, относятся Хартия туризма (одобрена резолюцией I VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской Организации, София, 22 сентября 1985 года), Манильская декларация по мировому туризму (принята Всемирной конференцией по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины) 27 сентября – 10 октября 1980 года), Гаагская декларация по туризму (принята Межпарламентской конференцией по туризму, проходившая в Гааге 10-14 апреля 1989 года), Документ Акопулько (принят Всемирным совещанием по туризму, Акапулько (Мексика), 21-27 августа 1982 года), Повестка дня на XXI век (принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года), Глобальный этический кодекс туризма A/RES/58/212 (принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 21 декабря 2001 года). Рассмотрим подробнее каждый из указанных документов во взаимосвязи с положениями российский правовых актов, регулирующих отношения в сфере экологического туризма.

Хартия туризма закрепляет право местного населения на свободный доступ к туристским ресурсам, сопряженное с обязанностью «обеспечить своим отношением и поведением бережное отношение» к объектами природной среды, используемым в туризме. Также Хартия определяет в качестве необходимого условия для формирования действенного механизма защиты природных ресурсов реализацию права местного населения и туристов на доступ к информации о растительном и животном мире и иных природных ресурсах, подлежащих защите.

Манильская декларация по мировому туризму обозначает роль природных объектов в формировании туристической привлекательности государства как ведущую, отмечает хрупкость и уязвимость природных объектов и экосистем и указывает на необходимость обеспечения контроля за использованием природных ресурсов в процессе оказания туристических услуг. Кроме того, указанная декларация акцентирует внимание на обязательном учете интересов локального сообщества в ходе осуществления туристической деятельности.

В соответствии с принципом 3 Гаагской декларации по туризму «неиспорченная естественная окружающая среда» наряду с культурной и человеческой средой является основным условием развития туризма. Указанная декларация отмечает «глубокую взаимосвязь между туризмом и окружающей средой», выражающуюся в непосредственном влиянии степени рациональности управления туризмом на защиту и развитие окружающей среды, а также на повышение уровня жизни. Кроме того, декларация определяет ряд мер, позволяющих снизить негативное воздействие туризма на окружающую природную среду. К таким мерам в частности относятся информирование и просвещение туристов о необходимости бережного отношения к природным объектам, выступающим в качестве туристических ресурсов, а также определение уровня «пропускной способности» посещаемых природных территорий, организация учета посещений природных территорий, осуществление контроля за соблюдением установленного предельного значения количества посетителей, включая введение ограничений доступа к природным достопримечательностям в определенные периоды или сезоны.

Документом Акопулько в качестве рекомендации по развитию туризма предложено привлечение широкого круга заинтересованных лиц к координации действий «по охране окружающей среды, экологической структуры и природного наследия государства», а также к организации «оптимального использования существующих и потенциальных туристских ресурсов», включая природное наследие страны.

Повестка дня на XXI век определяет экологический туризм как один из наиболее приоритетных и безопасных способов использования отдельных природных ресурсов, а также фиксирует взаимосвязь между осуществлением экологического туризма и повышением экономической ценности природных объектов, а также повышением уровня благосостояния населения.

Согласно статье 3 Глобального этического кодекса туризма A/RES/58/212 экологический туризм является одной из «особо обогащающих и ценных форм туризма». Столь высокая оценка значения экологического туризма объясняется соблюдением баланса между сохранением природных ресурсов и экономической выгодой местного населения при оказании экотуристских услуг. Кодекс устанавливает обязанность бережного отношения к природной среде и ресурсам для всех участников туристического процесса, определяет меры снижения антропогенного воздействия на природные объекты (рациональное распределение туристов по точкам туристического притяжения, создание объектов туристической инфраструктуры, ответственное отношение к сохранению природы со стороны профессиональных участников туристической деятельности, учет при планировании посещений природных объектов туристами степени уязвимости каждой экосистемы).

Основные принципы правового регулирования отношений в сфере экологического туризма, сформулированные в перечисленных международных актах, нашли свое отражение в действующем российском законодательстве. Так, право на доступ местного населения к природным ресурсам, являющимся объектами туристического показа, право на доступ к информации о природных объектах, нуждающихся в защите, необходимость определения «пропускной способности» природной территории для снижения возможного негативного воздействия на экосистему, обязанность бережно относиться к природе,  привлечение заинтересованных лиц к взаимодействию в целях обеспечения охраны окружающей среды и принятию решений о возможностях использования природных объектов в качестве туристических ресурсов закреплены в Конституции Российской Федерации, в законах «Об охране окружающей среды», «О животном мире», Лесном кодексе, а также в подзаконных актах Правительства Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии.

Таким образом, общие принципы международного права, связанные с регулированием общественных отношений в сфере природоориентированного туризма в полной мере отражены в российских законодательных актах, регламентирующих отдельные аспекты экологического туризма.

Экологический туризм в России направлен не только на удовлетворение потребностей туристов в посещении нетронутых уголков дикой природы, но и на сохранение природного достояния государства путем установления правового режима природных объектов и экосистем, используемых в туристической деятельности, осуществления контрольных полномочий в отношении соблюдения указанного правового режима неопределенным кругом лиц, а также путем формирования экологической культуры в обществе воспитания бережного отношения к природе, популяризации рационального использования природных ресурсов.

С учетом изложенного, можно сделать вывод о преимущественном правовом регулировании общественных отношений в сфере экологического туризма нормами природоресурсного (отношения, связанные с использованием при оказании экотуристских услуг лесов, земельных участков, водных объектов, недр, объектов животного и растительного мира, атмосферного воздуха) и природоохранного (отношения, связанные с охраной окружающей среды от негативного воздействия экологического туризма) законодательства.

Таким образом, специфика правового регулирования общественных отношений в сфере экологического туризма связана с реализацией принципа приоритета публичных интересов (формирование ответственного отношения к природе, сохранение природного потенциала и заповедного фонда России для будущих поколений, создание основы для экологического благополучия государства) над частными (получение прибыли в результате организации туризма с использованием природных объектов и экосистем). Ориентация на удовлетворение в первую очередь публичных интересов при оказании туристических услуг определяет социальную значимость экологического туризма и обуславливает заинтересованность государства в развитии данного вида туризма.

Список литературы

  1. Афанасьев О.Е., Афанасьева А.В. Концепт «Экологического туризма» в мировой и российской практике: компаративный анализ и кейсы // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. № 4. С. 7-25.
  2. Богатырева Д.С. Экологический туризм: компаративный анализ определений // Известия ВГПУ. 2015. № 9-10. С. 78-83.
  3. Васильева М.И. К юридическому определению понятия экологического туризма // Lex Russica. 2020. № 4. С. 34-51.
  4. Ершов В.В. Правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений: Монография. – М.: РГУП, 2018 – 625 с.
  5. Литаренко Н.В. К вопросу о построении современной системы регулирования туризма // Туризм: право и экономика. 2023. № 2. С. 5- 9.

Интересная статья? Поделись ей с другими: