УДК 34

Правовые тенденции в деле обеспечения экономической безопасности на современном этапе

Гущина Наталья Геннадьевна – студентка направления юриспруденции Сочинского института (филиал) Российского университета дружбы народов.

Аннотация: В статье рассмотрено распространение цифровой экономики создает как новые вызовы, так и уникальные условия для повышения эффективности стандартных элементов обеспечения правовой безопасности государства. В Российской Федерации цифровая экономика уже стала реальностью, однако на пути к повсеместной цифровизации предстоит преодолеть еще много проблем.

Ключевые слова: экономическая безопасность РФ, нормативно-правовая база, правовое обеспечение, национальная безопасность.

На современном этапе развития вопросы, связанные с обеспечением в РФ экономической безопасности выходят на первый план. На этом неоднократно было акцентировано внимание в научной и юридической литературе. В свою очередь, государство, указав на то, что объективной необходимостью сегодня является формирование рыночной инфраструктуры, в том числе, аудит или, например, страхование, не уделяет данной сфере должного внимания, что едва ли можно оценить с положительной точки зрения. В связи с этим, в рамках всей системы экономической безопасности, в том числе, на региональном уровне, стоит предусмотреть меры, которые будут непосредственно направлены на то, чтобы максимально ускорить формирование реально действующей рыночной инфраструктуры, причем такой, которая бы обеспечивала прозрачность, равно как надежность всей предпринимательской деятельности. Полагаем, что на этом фоне в законодательстве стоит предусмотреть следующие аспекты [4]: 

Во-первых, это свободный доступ населения к сведениям, относительно санкций, которые применяются к юридическим лицам за совершение разного рода правонарушений, например, нарушений налогового законодательства. Во-вторых, это наличие обязательной публикации информации о юридических лицах, которые являются нарушителями, в том числе, если в качестве таковых выступили коммерческие организации, осуществляющие свою деятельность на условиях публичного предложения. Стоит отметить, что действия такого рода уже предпринимались Центральным Банком РФ, а данные были опубликованы относительно тех юридических лиц, которые по определенным причинам были лишены своих лицензий на осуществление текущей деятельности. В то же время нельзя говорить о том, что данных мер достаточно, так как объективной необходимостью является проработка на законодательном уровне возможности в области распространения данных относительно судимости лиц, занятых в этой сфере, что необходимо для минимизации рисков.

Представляется, что в своей совокупности меры подобного рода в полной мере позволят говорить об успешном функционировании на территории РФ механизма общественного контроля, который в полной мере обеспечил как законность, так и прозрачность текущей деятельности всех субъектов предпринимательской деятельности. Одновременно с этим, для обеспечения не только единства, но и целостности всей правовой базы для деятельности всех предпринимательских структур, стоит подготовить и впоследствии принять единый и эффективный федеральный закон, регламентирующий особенности деятельности субъектов малого предпринимательства. Полагаем, что в данном федеральном законе необходимо аккумулировать имеющиеся, а также новые нормативно-правовые акты, действующие в указанной сфере, а также внедрить и новые нормы, которые бы урегулировали широкую совокупность вопросов. В частности, некоторые налоговые, контрольные и финансовые аспекты, аспекты непосредственно связанные с обеспечением экономической безопасности. Также в указанном аспекте необходимо особое внимание уделить развитию в РФ единой системы по государственной регистрации предприятий в целях исключения множества мошеннических схем, дробления бизнеса, посредников и иных негативных явлений [1]. Стоит отметить, что соответствующие тематические реестры на территории нашей страны сегодня отсутствуют, но оценить это с положительной точки зрения нельзя, так как данная ситуация не позволяет вести эффективную работу в данной сфере и вести списки субъектов, которые нарушают действующее законодательство: в частности, уклоняются от уплаты налогов и сборов, ликвидируются с целью нарушения действующего законодательства и совершают иные правонарушения. Особой значимостью в этом аспекте обладает и планомерное совершенствование регламентации в области обеспечения на региональном уровне экономической безопасности. Ее обеспечение в практической деятельности представляется возможным только на основе безболезненного соединения интересов федерализма и местной экономики. В то же время, для достижения указанной цели необходимостью видится максимальное разделение действий, ресурсов и ответственности, которые в полной мере сопровождают процесс, направленный на обеспечение в Российской Федерации экономической безопасности, в том числе, применительно к предпринимательской сфере. Стоит отметить, что в указанном случае речь идет именно о признании того, что каждый регион, включая в нем сравнительно небольшие населенные пункты, при всей имеющейся у него специфики должен иметь область самостоятельного регулирования различных отношений, равно как на самостоятельной основе принимать решения, в том числе, с учетом всех имеющихся у него ресурсов. Нельзя не учитывать и то, что все регионы должны быть равны в своих правах и осуществлять свою текущую деятельность регулирующего характера. Запрещение ведения деятельности такого рода едва ли представляется возможным, за исключением тех случаев, которые прямо предусмотрены действующим законодательством [2].

Также для каждого уровня территориальной организации общества в качестве объективной необходимости усматривается четко определение и законодательное закрепление сфер, которые были указаны выше, равно как степень распределения ответственности. Все органы исполнительной, а также представительной власти должны в полной мере нести ответственность такого рода и осуществлять данную деятельность в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Правовая регламентация обеспечения экономической безопасности также должна предусматривать наличие взаимных гарантий. Полагаем, что речь в этом случае идет о правовых гарантиях того, что экономические, социальные или, например, национально-этические ценности не будут подвержены какому-либо разрушению в рамках деятельности тех или иных хозяйствующих субъектов. Более того, значимость данных ценностей предопределена тем, что они смогут не только сохраниться, но и должным образом развиваться, но лишь при условии, что имеет место корректное отношение к ним властных образований. Как следствие, стоит оградить любое вмешательство в текущую деятельность хозяйствующего субъекта территориальных властных органов, что относится к тем случаям, когда такое вмешательство выходит за пределы компетенции властного образования. Очевидно, что необходимостью сегодня является законодательное закрепление проведения различного рода институциональных преобразований, направленных на эффективную координацию деятельности властных образований, в том числе, в области обеспечения на территории страны экономической безопасности [5].

Системный анализ практики текущей деятельности всех существующих систем национальной безопасности показывает, что нормативная основа этой деятельности нуждается в кардинальных преобразованиях. В частности, стоит уточнить определенные термины и понятия, например, понятие «экономические интересы» и «экономическая безопасность», «система экономической безопасности», «система обеспечения экономической безопасности», «органы и средства обеспечения экономической безопасности». Кроме того, стоит разработать системный подход разработки и практической реализации федеральных целевых программ в данной сфере. Во многом это предложение связано с тем, что сегодня такие программы принимаются весьма децентрализовано, между ними нет какой-либо взаимосвязи, наличие которой усматривается в качестве объективной необходимости. Данные программы не обладают необходимой для них адаптивностью и гибкостью, что также едва ли можно оценить с положительной точки зрения [2]. В связи с этим, предлагается сформировать целевые программы, которые будут во многом ориентированы на обеспечение практической реализации стратегии экономической безопасности на территории нашей страны и выступят как основа для консолидации. Таким образом, предлагается усовершенствовать действующую нормативно-правовую базу в рассмотренной сфере для формирования в стране инновационной, равно как современной экономики, гражданского общества, развития экономической безопасности. Стоит отметить, что на законодательном уровне необходимо закрепить основные уровни экономической безопасности. Совершенствование нормативной базы предлагается осуществлять таким образом, чтобы она была понятна среднестатистическому представителю малого и среднего бизнеса.

Список литературы

  1. Ахмадишин, Л.Р. Соотношение государственной экономической безопасности и экономической безопасности регионов России // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 12(161). – С.116-119.
  2. Василенко, О.А. Вопросы экономической безопасности и государственного управления в контексте стратегии экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2020. – Т.16. – № 1(382). – С.60-79.
  3. Караваева, И.В. Эконмическая безопасность: технологический суверенитет в системе экономической безопасности в современной России // Экономическая безопасность. – 2023. – Т.6. – № 3. – С.905-924.
  4. Миронова, И.Б. Система экономической безопасности территорий опережающего развития и оценка результативного воздействия на уровень экономической безопасности регионов // Инновационное развитие экономики. – 2021. – № 2-3(62-63). – С.368-372.
  5. Тюгин, М.А. Финансовая безопасность в системе экономической безопасности экономического субъекта // Известия Института систем управления СГЭУ. – 2019. – № 1(19). – С.163-166.