УДК 347.734

Значение банковского права и его место в российской правовой системе

Агаев Вугар Вургун оглы – магистрант Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Научный руководитель Абрамова Наталия Евгеньевна – кандидат юридических наук, доцент Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Аннотация: в статье рассмотрено место банковского права в российской правовой системе. Выявлены особенности регулирования банковских правоотношений нормами банковского права, установлена двойственная природа банковского права, как права, которое находится на границе административного и гражданского права. Проанализированы основные виды финансовых правоотношений, регулируемых банковским правом.

Ключевые слова: банковское право, банковская деятельность, гражданское право, кредитные организации, банк.

Банковская система выступает важным элементом рыночной экономики, поскольку именно эта система регулирует эмиссию национальной валюты (Центральный Банк), спрос, предложение на финансовые услуги (коммерческие банки), осуществляют валютный контроль на территории государства. При этом, именно от уровня развития банковской системы, во многом зависит уровень развития предпринимательства в стране, товарооборота и других факторов, обуславливающих экономическое развитие. В этой связи достаточно актуальным представляется охарактеризовать роль банковской системы в современной экономике, когда перед экономической системой России ставится задача поддержки предпринимательства, предложения выгодных кредитных услуг, формирования сберегательного поведения у населения [5].

Банковская система в России является двухуровневой. Банк России также может проводить отдельные банковские операции, для выполнения его функций, как с российскими и иностранными банками, так и с Правительством РФ, органами власти, местного самоуправления, внебюджетными фондами, воинскими частями [6].

Банк России не может осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России).

Он также не может напрямую выходить на банковский рынок, предоставлять ссуды, депозиты, кредиты, счета, организациям и не должен участвовать в конкуренции с остальными банками.

Коммерческие банки и иные кредитные организации образуют второй, уровень банковской системы. Коммерческие банки осуществляют посредничество в кредитовании, расчетах, инвестировании, но не разрабатывают и не реализуют денежно-кредитную политику, а ориентируются на установленные Банком России ее параметры ставок процента, денежной массы, инфляции. Все коммерческие банки обязаны выполнять нормативы Банка России.

Банковское право представляет собой комплекс правовых норм, которые регулируют правоотношения между физическими и юридическими лицами и банковскими кредитными организациями, а также правоотношения между банковскими кредитными организациями и Центральным Банком РФ в рамках осуществления последним контрольных, надзорных и иных административных функций. Таким образом, система банковского права лежит не только в отрасли гражданского права (отношения банков и их клиентов, банков между собой по предоставлению банковских кредитов), но и в отрасли административного права (взаимоотношения банков с Банком России). Отношения в банковской сфере регулируются нормами гражданского законодательства, а также нормами Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» [2].

Нельзя не отметить и двойственный статус банковских кредитных организаций, которые с одной стороны являются коммерческими организациями, а с другой выполняют отдельные административные функции, в частности, например, являются агентами валютного контроля. Банковская система выступает основой реализации валютного контроля [4]. Валютный и финансовый контроль в Российской Федерации реализует само Правительство Российской Федерации, наряду с органами и агентами финансового и валютного контроля [6]. Причем, если Правительство и органы валютного контроля, к каковым относятся Банк России и специальные федеральные органы исполнительной власти, являются скорее контролерами валютных операций в общем виде, то агенты валютного контроля осуществляют непосредственную регуляцию валютных операций «на местах» в процессе осуществления своей работы [5]. Агентами валютного и финансового контроля в России выступают специально уполномоченные на то банки, подотчетные Банку России, а также, участники рынка ценных бумаг.

Уполномоченные Банком России агенты валютного контроля передают федеральным органам исполнительной власти, являющимся органами валютного контроля, информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации на основании Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У [3].

Административно-правовой аспект деятельности банков состоит также и в том, что банк является налоговым агентом, ввиду чего осуществляет деятельность, предусмотренную ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ [1], в частности, осуществляет администрирование налогов клиентов, сообщает о движении средств по счету и доходности в установленном порядке. Налоговый агент, согласно ст. 24 НК РФ – это лицо в российском налоговом законодательстве, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет.

Банковская система играет ключевую роль в регулировании денежного оборота в стране. Центральный Банк РФ имеет право изымать из обращения наличную валюту, эмитировать ее, выпускать новые банкноты и монеты [5]. Главными инструментами Банка России являются нормативы резервов, операции, проводимые на открытом рынке, валютное регулирование, ориентировка роста денежной массы. Банк России осуществляет надзор за стабильностью банковской системы, чтобы иметь возможность защищать интересы вкладчиков и кредиторов.

Банки также участвуют в налоговых отношениях, в отношениях по удовлетворению требований кредиторов, то есть как агент административного контроля – например, это блокировка счетов лиц, имеющих задолженность на основании решений налоговых органов, исполнительных листов, выданных Федеральной службой судебных приставов.

Двойственным является и статус кредитных организаций – брокеров, то есть банков, получивших лицензию на осуществление брокерской деятельности. Статус брокера предполагает осуществление соответствующей деятельности на основании лицензии, полученной в установленном порядке, при условии соблюдения требований, установленных лицензией (например, предоставления соответствующей отчетности по запросу контролирующих органов).

Взаимодействуя между собой по поводу заключения гражданско-правовых сделок на рынке ценных бумаг, брокеры (банки) являются участниками гражданско-правовых отношений, а взаимодействуя с органом государственного управления (Банком России и др.), выступают преимущественно обязанной стороной административно-правовых отношений. При наличии таких обстоятельств правоотношения возникают без участия органа государственного управления и становятся административно-правовыми.

Отметим, что отрасль банковского права также регулируется большим числом ведомственных актов – это различного рода Инструкции и Указания Банка России.

Таким образом, банковское право регулирует достаточно существенный блок правоотношений: коммерческие отношения (предоставление банковских услуг, брокерских услуг и др.), налоговые и валютные отношения, финансовые отношения в целом, при этом, находится на границе двух отраслей права – гражданского и административного, что обуславливает и некоторую двойственность банков, как основных субъектов правоотношений, регулируемых банковским правом.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // СЗ РФ 1998, № 13, ст. 101.
  2. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 12.12.2023) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2024) // Доступ из СПС Консультант Плюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/70c0a8cdc34b8e2d7e7ef698488d51acc556dc7e/
  3. Указания Банка России от 05.07.2018 № 4855-У (Дополнена Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления») // Официальный интернет-портал правовой информации URL: www.pravo.gov.ru
  4. Одинаев И.И. Банковские отношения как составная часть предмета финансового права // E-Scio, №. 2 (17), 2018, С. 27-32.
  5. Тагирова А.А., Махачева М.Д. Анализ функционирования контроля и надзора за банковской деятельностью в Российской Федерации // Региональные проблемы преобразования экономики, №. 8 (106), 2019, С. 226-231.
  6. Шаповалов А.А., Лысюк К.Н. Особенности развития банковского права в современных условиях // Евразийский Союз Ученых, №. 3-8 (84), 2021, С. 30-32.

Интересная статья? Поделись ей с другими: