УДК 34

Новое средство платежа-цифровая валюта

Рогова Марина Ивановна – аспирант Московского финансово-юридического университета.

Крикун Лидия Александровна – кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского финансово-юридического университета.

Аннотация: В статье анализируются проблемы теории и правоприменительной практики правового регулирования национальной платёжной системы в России. Рассматриваются понятие и сущность национальной платёжной системы, выявляются проблемы её законодательного регулирования. Отмечается, что технологическое развитие опережает законодательное регулирование платёжной сферы. Выявляется ряд правовых коллизий, требующих устранения для обеспечения защиты прав и интересов пользователей национальной платёжной системы и повышения финансовой безопасности России.

Ключевые слова: национальная платёжная система, законодательство, средство платежа, цифровой рубль, Россия.

В условиях сложной внешнеполитической ситуации и санкционного давления западных стран на Россию актуальной становится проблема совершенствования экономико-правового механизма денежного обращения на национальном уровне, обеспечения финансовой безопасности и защиты финансового суверенитета государства [1]. Одно из направлений решения данной проблемы – развитие национальной платёжной системы (далее – НПС). Для обеспечения стабильности и эффективности НПС, повышения надёжности и качества платёжных услуг и скорости денежных переводов требуется развитие платёжной инфраструктуры, а также детальная правовая регламентация функционирования НПС [2].

Целью работы является изучение проблем теории и правоприменительной практики правового регулирования НПС в России. Для её достижения были использованы аналитический, синтетический, индуктивный и дедуктивный методы обработки тематических исследований, научных публикаций и релевантных литературных источников.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ (далее – Закон N 161-ФЗ), под НПС понимается совокупность субъектов НПС – операторов по переводу денежных средств и платёжных систем, платёжных агентов, операторов услуг платёжной инфраструктуры, услуг информационного обмена и электронных платформ, иностранных поставщиков платёжных услуг, операторов иностранных платёжных систем, поставщиков платёжных приложений, оператора и участников платформы цифрового рубля [3]. Закон устанавливает правовые и организационные основы НПС, определяет правовой статус субъектов НПС и требования, предъявляемые к их деятельности, регулирует порядок осуществления наблюдения и надзора в НПС. Контрольно-надзорную функцию осуществляет Банк России, проводя мониторинг, оценку и, при необходимости, инициирование изменений [4].

С учётом мировой экономической и финансовой ситуации законодательное определение НПС нуждается в дополнении [5]. Существенным правовым ограничением для осуществления фундаментальной цели НПС по обеспечению эффективного, бесперебойного, независимого и безопасного функционирования российского рынка платёжных услуг является отсутствие законодательного закрепления перечня принципов существования и функционирования НПС. Полномочия по формулированию правил развития и принципов совершенствования НПС принадлежат Банку России, который выступает правовым гарантом обеспечения стабильного функционирования НПС.

В «Стратегии развития национальной платёжной системы на 2021-2023 гг.» Банк России отмечает, что правовая база надзора и наблюдения в НПС и принципы её регулирования сопоставимы с принципами, используемыми в других странах мира [6]. В своей работе регулятор использует «Принципы для инфраструктур финансового рынка» – международный стандарт, разработанный комитетом по платежам и рыночным инфраструктурам Банка международных расчётов и Международной организацией комиссий по ценным бумагам [7].

Основополагающим принципом правового регулирования НПС должен выступать принцип законности, заключающийся в строгом соответствии законодательству, легитимности деятельности субъектов НПС и их равенстве перед законом [8]. Реализация данного принципа осуществляется посредством нормотворческой и правоприменительной деятельности. Можно выделить ряд проблем законодательного регулирования НПС:

  • казуистический характер нормотворческой деятельности в сфере НПС: нормы разрабатываются не системно, а под определённые обстоятельства, для повышения объёмов использования национальных платёжных инструментов;
  • отсутствие отдельного нормативного акта, регламентирующего осуществление надзора в НПС и отражающего специфику поднадзорной деятельности операторов;
  • несоответствие установленного понятия наблюдения в НПС реальному содержанию данной деятельности и нечёткость определения состава процедур, входящих в механизм наблюдения.

Важное направление развития НПС – совершенствование платёжной инфраструктуры и платёжных инструментов. Однако технологическое развитие опережает законодательное регулирование данной сферы. Более того, отечественное законодательство не содержит единого определения даже таких базовых понятий, как «деньги» и «валюта». Так, согласно ст. 140 Гражданского кодекса России (далее – ГК РФ), «рубль» является законным платёжным средством, которое обязательно к приёму по нарицательной стоимости на всём экономическом пространстве России [9]. В то же время абз. 2 ст. 29 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ (далее Закон N 86-ФЗ) закрепляет, что единственным законным средством наличного платежа в России являются «банкноты (банковские билеты)» и «монета» [10]. Налицо правовая коллизионность между двумя нормативно-правовыми актами.

Тот же абз. 2 ст. 29 Закона N 86-ФЗ закрепляет, что подделка и незаконное изготовление банкнот и монет преследуются по закону, ссылаясь на ст. 186 Уголовного кодекса России (далее – УК РФ) [11]. Данная статья устанавливает ответственность за изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов Банка России, металлической монеты и ценных бумаг. То есть УК РФ охраняет монопольное право Банка России на эмиссию законного средства платежа – банкнот и монет Банка России. Таким образом, два нормативно-правовых акта федерального уровня в качестве законного средства наличного платежа признают банкноты и монеты Банка России [12].

При этом в УК РФ и Законе N 86-ФЗ отсутствует единство в употреблении понятий «деньги» и «денежные средства». Так, уголовное законодательство не содержит формулировок, включающих слово «деньги», а понятие «денежные средства» употребляет как в соответствии с положениями Закона N 86-ФЗ – «безналичные денежные средства», так и в противоречие им – «наличные денежные средства». В Законе N 86-ФЗ же используются два понятия – «наличные деньги» и «безналичные денежные средства» (либо сродные им по сути «электронные денежные средства» и «электронные средства платежа»).

Согласно Федеральному закону от 10.12.2003 N 173-ФЗ, понятие «валюта Российской Федерации» включает в себя денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, а также средства на банковских счетах и банковских вкладах [13]. Данный закон производит смешение понятий «денежные знаки» и «валюта». Аналогичное смешение наблюдается в отдельных положениях Налогового кодекса России [14, 15].

В контексте развития НПС особое внимание необходимо уделить правовой регламентации нового средства платежа, вводимого Банком России – цифрового рубля, который является национальной валютой России. Так, согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ, под цифровой валютой понимается совокупность содержащихся в информационной системе электронных данных, которые могут быть приняты как средство платежа, не являющегося российской денежной единицей [16]. Исходя из этого определения, цифровой рубль не может быть цифровой валютой.

Банк России называет цифровой рубль третьей формой российской национальной валюты и указывает, что он будет использоваться наравне с наличными и безналичными рублями [17]. Несмотря на примечание о том, что термин «форма денег» используется в экономическом контексте, данная формулировка не является удачной, поскольку создаёт противоречие между юридическим и экономическим подходом к данному вопросу. Российское законодательство не оперирует понятием «форма денег»: в Законе N 161-ФЗ и Законе N 86-ФЗ упоминается только «форма безналичных расчётов», а в ГК РФ – «безналичные денежные средства». Согласно изменениям в ст. 128 ГК РФ, Законы N 161-ФЗ, N 86-ФЗ и N 173-ФЗ, внесённым Федеральным законом от 24.07.2023 N 339-ФЗ [18] и Федеральным законом от 24.07.2023 N 340-ФЗ [19], цифровые рубли признаются безналичными денежными средствами, хотя и обладают своей спецификой.

Цифровой рубль представляет собой уникальный цифровой код, выпускаемый и обеспечиваемый государством, который после внедрения будет выполнять роль законного платёжного средства на территории России между участниками гражданского оборота наравне с использующимися в настоящее время наличными и безналичными денежными средствами [20]. В основе цифрового рубля лежит криптографическая сущность – он базируется на распределённом реестре хранения информации.

Цифровой рубль, являющийся обязательством Банка России, будет обращаться в рамках платформы, обслуживаемой регулятором, и учитываться на счёте цифрового рубля, представляющем отдельный вид банковского счёта [21]. Этот инструмент не будет использоваться для привлечения во вклады, выдачи или получения кредитов, а на его остатки не будут начисляться проценты. Предполагается наличие возможности проводить платежи с цифровым рублём в офлайн-режиме, что должно сделать этот инструмент более привлекательным для использования добросовестными хозяйствующими субъектами в ежедневных операциях.

Таким образом, правовое регулирование НПС России нацелено на обеспечение национального суверенитета в платёжной сфере и поддержание стабильности НПС. Совершенствование законодательной базы в области НПС должно быть направлено на детальную регламентацию всех аспектов её функционирования с целью формирования единообразной правоприменительной практики, защиты прав и интересов пользователей НПС и увеличения прозрачности операций при безналичных расчётах. Развитие национальной платёжной инфраструктуры, а в перспективе и внедрение цифрового рубля позволит сократить теневые операции, что поспособствует повышению национальной финансовой стабильности.

Список литературы

  1. Анищенко А.В., Выборный А.А. Проблемы функционирования экономико-правового механизма денежного обращения в Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. – 2023. – Т. 19, № 3. – С. 134-140.
  2. Апхалимова А.А. Проблемы развития национальной платёжной системы // Молодой учёный. – 2023. – № 23 (470). – С. 229-231.
  3. Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О национальной платёжной системе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2023) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115625/ (дата обращения: 05.02.2024).
  4. Лушкина Д.А. Правовое регулирование национальной платёжной системы Российской Федерации // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2023. – № 4 (80). – С. 284-287.
  5. Хамидулина С.Г. Актуальные вопросы правового регулирования национальной платёжной системы Российской Федерации // Юридическая наука. – 2022. – № 12. – С. 81-85. – DOI: 10.24412/2220-5500-2022-12-81-85
  6. Стратегия развития национальной платёжной системы на 2021-2023 годы (утв. Банком России) // Банк России. – М, 2021. – 40 с.
  7. Письмо Банка России от 29.06.2012 N 94-Т «О документе Комитета по платёжным и расчётным системам «Принципы для инфраструктур финансового рынка» [Электронный ресурс] // АО «Кодекс». – URL: https://docs.cntd.ru/document/902359151 (дата обращения: 05.02.2024).
  8. Исмагилов Р.Р. Правовой режим национальной платёжной системы Российской Федерации // Современная юриспруденция: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей VI Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2023. – С. 53-57.
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 05.02.2024).
  10. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/ (дата обращения: 05.02.2024).
  11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2023) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 05.02.2024).
  12. Васильев А.В. Денежная политика России: понятийные коллизии в праве // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2023. – Т. 33, № 3. – С. 486-492. – DOI: 10.35634/2412-9593-2023-33-3-486-492
  13. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/ (дата обращения: 05.02.2024).
  14. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 05.02.2024).
  15. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.01.2024) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 05.02.2024).
  16. Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753/ (дата обращения: 05.02.2024).
  17. Концепция цифрового рубля. – М.: Центральный банк Российской Федерации, 2021. – 31 с.
  18. Федеральный закон от 24.07.2023 N 339-ФЗ «О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_452638/ (дата обращения: 05.02.2024).
  19. Федеральный закон от 24.07.2023 N 340-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_452645/ (дата обращения: 05.02.2024).
  20. Свечникова Н.В., Шильдина М.В. Цифровой рубль: теория и перспективы правового регулирования // Экономика. Право. Общество. – 2021. – Т. 6, № 3 (27). – С. 54-60. – DOI: 10.21686/2411-118X-2021-3-54-60
  21. Ситник А.А. Цифровой рубль как объект финансово-правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. – 2023. – Т. 18, № 8. – С. 20-36. – DOI: 10.17803/19941471.2023.153.8.020-036