УДК 007.51

Вопросы терминологии киберпространства и киберполитики государства

Федосов Петр Сергеевич – магистр Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

Аннотация: В статье рассматривается актуальные подходы к определению терминов «киберпространство» и «кибербезопасность». Потребность в подобном определении возникает в контексте актуализации терминов все чаще и требуется при написании любой работы по смежной тематике. Статья излагает краткую историю понятий и современные подходы к их толкованию. 

Ключевые слова: кибербезопасность государства, киберпространство, кибернетика, информационная политика государства, информационные технологии.

Целью статьи является определить, что представляет собой такие ставшие уже привычными явления как киберпространство и кибербезопасность государства. Потребность в таком определение возникает, так как при детальном рассмотрении можно заметить, что однозначных и общепринятых трактовок даже базовых понятий кибернетики достаточно мало, а перечень определяющих их нормативных актов продолжает постоянно расширяться и уточняться.

Для начала нужно определить сам термин киберпространство. Считается, что ввел понятие киберпространства писатель-фантаст Уильям Гибсон в 1981 году. В поисках вдохновения для новой книги, он видел игру детей в игровые автоматы в Ванкувере и решил, что вовлеченность детей в игру можно считать почти физической, хотя на деле физически дети участие в ней не принимали. Эта идея вовлеченности понравилась ему и подбирая термин для описываемого им пространства он натолкнулся на термин киберпространство [2]. Ценно именно его интервью поскольку в нем он раскрывает изначальные коннотативные синонимичные сочетания «информационное пространство и пространство данных», посредством которых понять термин намного проще.

Другим путем расшифровывает значение термина киберпространство американский математик и специалист в области кибернетики Норберт Винер. Он, пользуясь этимологическим методом разъясняет значение термина переведением на пространственную ориентацию основных идей кибернетики. По его мнению, к киберпространству и его характеристикам относятся общие закономерности процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе [2].

Конечно, определить термин киберпространство задача весьма непростая, в англоязычной литературе, по данным исследования Ф.Д. Крамера, насчитывается 28 различных определений, среди которых сложно выделить предпочтительное. Интересное определение приводит профессор С.И. Лоран из Франции, он подчеркивает наличие в термине киберпространство, помимо уже привычного социально-политического аспекта, еще и политический подтекст, что особенно важно в рамках нашей работы.

Термин получает более точные и специализированные трактовки в зависимости от сферы его применения, так достаточно близкие ведомства внутри одного государства могут его трактовать несколько различно. Например, исследовательская служба Конгресса США предлагает определять киберпространство как всеобъемлющее множество связей, которое без привязки к физической локации объединяет людей посредством компьютеров и телекоммуникаций [7, 237]. Министерство обороны США несколько уточняет своих коллег, привнося в трактовку термина специфику вооруженных сил, что делает его более узкоспециальным.

В контексте государственной безопасности термин киберпространство употребляется иногда и в других значениях. Так в КНР с 2017 года действует закон о кибербезопасности в рамках которого регламентируется порядок обращения цифровых данных, компетенции сетевых провайдеров, форм сбора и хранения данных пользователей. Целью издания этого закона обозначается защита национального киберсуверенитета КНР [3].

В РФ термин киберпространство прижился не так хорошо, как в других ведомствах и министерствах, чаще используется аналогичный ему термин информационная сфера, под которой понимается совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, сетей связи, информационных технологий, субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений [10].

Таким образом можно заключить, что термин киберпространство, несомненно, крайне важный для дальнейшего изучения темы кибербезопасности является весьма пространным и многофакторным. Однако используя усредненные значения для работы можно согласиться с определением доктора А.А. Данеляна, понимающего под киберпространством, сочетание компьютеров, мобильных устройств и пользователей, которые вступают между собою во взаимодействие на расстоянии [6].

Если несколько расширить это определение, то получим собственное определение, которого и будем придерживаться в дальнейшем. Киберпространство - пространство, не имеющее материальной проекции, внутри которого информация может храниться, транспортироваться и обрабатываться посредством сети интернет или иных средств бесконтактной связи, задействующих для коммуникации компьютеры и иные информационно-емкие устройства.

Термин кибербезопасность так же сложен к определению, как и термин киберпространство. К всем сложностям уже упоминавшимся выше, при его определении добавляется еще и его сложный состав и разноплановость.

В киберпространстве существует масса угроз и проблем, ввиду которых кибербезопасность на различных уровнях становится вопросом все более актуальным. Само понятие кибербезопасности стало активнее использоваться после операции в Персидском заливе 1990-1991 года, когда помимо прямых военных действий имела место война информационная, в которой посредством новых технологий проводилось целенаправленное информационное воздействие [4]. С этого момента информационная безопасность государства и ее значимость все чаще начала фигурировать в поле международных исследований, ей стали посвящать все больше нормативных актов, а количество аспектов к ней относящихся стало расти в геометрической прогрессии.

Усиленная цифровизация общества стала аспектом, на фоне которого внимание к кибербезопасности повысилось в разы. Однако высокий уровень внимания не обеспечил формирования единого мнения в чем же заключается государственная кибербезопасность и как она должна регулироваться.

Одним из спорных вопросов является возможность регулирования зоны кибербезопасности государства существующими нормативно-правовыми нормами международных отношений, или к ней ввиду специфической природы должны быть применены принципиально новые нормы, выработанные специально под нее.

В этом вопросе любопытна точка зрения доктора юридических наук Данеляна, который в своей статье указывает, что, если мы предполагаем нерегулируемость киберпространства нормами и актами международного права, мы ставим под сомнение государственный суверенитет в киберпространстве и допускаем существование правого вакуума, что в данном случае недопустимо [6].

По мнению Стрельцова в данном вопросе применимы нормы определяемые Уставом ООН, международные договоры развивающие положения устава ООН, международные договоры, касающиеся гуманитарного аспекта ведения войн, а также решения Международного Суда, содержащие трактовки положений применения силы в международных отношениях [9].

В 2015 году вопросы информационной безопасности были проработаны в ходе работы экспертной группы и Генассамблеи ООН, на которой была принята и получила глобальную поддержку российская резолюция по международной информационной безопасности.

Основной идеей, закрепляемой в резолюции, стало формирование плацдарма для регулирования международных спорных ситуаций в зоне кибербезопасности, определяемой посредством угроз на нее направленных. В резолюции уделяется внимание как гражданской информационной безопасности, так и государственной экономической и военной безопасности в системах, связанных с киберпространством, объем которых ввиду цифровизации стал превалирующим [8]. 

Так же в 2015 году в Китае состоялась II Всемирная конференция по вопросам Интернета «Взаимосвязанный мир, управляемый всеми — формирование сообщества, с единой судьбой в киберпространстве», на которой особо пристальное внимание было уделено вопросам кибербезопасности и возможностям ее обеспечения. В ходе конференции эти положения получили развитие и были признаны многими участниками.

Разработки новых проектов и концептов кибербезопасности продолжаются, особенно во времена форсированной цифровизации, связанной с пандемией и различными иными факторами. Однако рассмотреть все новые концепции в рамках одной только курсовой работы не представляется возможным.

Резюмируя, можем определить понятие государственной кибербезопасности, исходя из вышеописанного. Обеспечение государственной кибербезопасности происходит посредством реализации мер защиты данных внутри информационных систем общественного и личного пользования от несанкционированного и неправомерного доступа, осуществляемого в целях нанесения ущерба гражданам государства и государственным структурам. В концепции кибербезопасности можно включить препятствование неправомерному сбору, хранению и использованию информации стратегического значения, а также пресечение деструктивного информационного воздействия.

Список литературы

  1. Norbert Wiener. Cybernetics or Control and Communication in the Animal and the Machine / Hermann & Cie Editeurs. Paris: The Technology Press, Cambridge: Mass., John Wiley & Sons Inc., New York, 1948.
  2. William Gibson: Our 1988 Interview SPIN. - 1988
  3. Андрей Кириллов, Алексей Селищев. Кибербезопасность по-китайски: в КНР вступает в силу новый закон об интернете. Международная Панорама// ТАСС – 2017 URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4290068 (дата обращения: 16.10.2021)
  4. Безкоровайный Михаил Михайлович, Татузов Александр Леонидович Кибербезопасность подходы к определению понятия // Вопросы кибербезопасности. 2014. №1 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kiberbezopasnost-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiya (дата обращения: 30.11.2021).
  5. Данельян Андрей Андреевич Международно-правовое регулирование киберпространства // Образование и право. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodno-pravovoe-regulirovanie-kiberprostranstva (дата обращения: 30.11.2021).
  6. Данелян Андрей Андреевич Международно-правовое регулирование киберпространства // Образование и право. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodno-pravovoe-regulirovanie-kiberprostranstva (дата обращения: 15.11.2021).
  7. Макаренко С.И. Информационное противоборство и радиоэлектронная борьба в сете-центрических войнах начала XXI века. - СПб.: Наукоемкие технологии, 2017. - C. 237.
  8. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 23 декабря 2015 года [по докладу Первого комитета (A/70/455)] 70/237. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности// -[Электронный ресурс] URL: A/RES/70/237 - R - A/RES/70/237 -Desktop (undocs.org)
  9. Стрельцов А. О проблемах адаптации международного права к информационным конфликтам [Электронный ресурс]. URL: https://digital.report/problemyi-adaptatsii-mezhdunarodnogoprava-k-informatsionnyim-konfliktam/ Стрельцов А. О проблемах адаптации международного права к информационным конфликтам [Электронный ресурс]. URL: https://digital.report/problemyi-adaptatsii-mezhdunarodnogoprava-k-informatsionnyim-konfliktam/
  10. Указ Президента РФ от 05.12.2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2016. - № 50.- Ст. 7074.