УДК 34

Налогообложение операций с использованием цифровой валюты в России и Китае

Матыцин Фёдор Олегович – магистрант Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: В данной статье мы предлагаем рассмотреть особенности налогообложения операций с цифровой валютой на примере опыта Российской Федерации и Китайской Народной Республики. По результатам проведенного анализа автором сформулирован вывод о наличии существенного потенциала международного сотрудничества в сфере введения национальных валют центральных банков на фоне политического и экономического сближения России и Китая.

Ключевые слова: цифровая валюта, цифровой рубль, цифровой юань, налоги, налогообложение, цифровая экономика.

Впервые о разработке предложений по технологической реализации выпуска национальной криптовалюты Правительство Российской Федерации заявило в 2017 году. Следующим шагом на пути к созданию цифровой валюты стали доклад, выпущенный для общественных консультаций Центральным банком Российской Федерации в октябре 2020 года [1] и Концепция цифрового рубля 2021 года, которые отражали модель выпуска, основные элементы дизайна и основные этапы внедрения национальной цифровой валютой[2].

В том же году Центральный Банк сообщил о создании платформы для тестирования операций с цифровой валютой. Тестирования были начаты зимой 2022, в них приняли участие 12 банков. После проведения успешных тестовых транзакций представители Центрального банка заявили о начале в августе 2023 года пилотных проектов по использованию цифрового рубля в операциях с участием реальных клиентов.

Если говорить о международном уровне, то не только Россия заинтересована в повышении стабильности национальной платежной системы за счет использования достижений цифровой экономики. Все больше и больше центральных банков разных стран мира разрабатывают проекты своих цифровых валют. По статистике на 2019 год около 80 % крупнейших стран мира уже провели или проводили исследования в области внедрения цифровой валюты[3]. Согласно исследованию, проведенному Банком международных расчетов, в 2021 году 86% стран, на долю которых приходится 72% мирового населения и 91% мирового ВВП, изучали вопросы выпуска национальной цифровой валюты[4]. К 2022 году процент таких стран вырос до 93%[5].

Одной из первых стран, которые предприняли шаги к внедрению цифровой валюты и на сегодняшний день опережают многих участников рынка, является Китай. По заявлению Народного банка Китая (中国人民银行), разработки и исследования в сфере создания национальной цифровой валюты начались еще в 2014 году. При этом, согласно данным Народного банка Китая, уже на конец 2021 года было открыто более 260 млн цифровых кошельков, а суммарный объем транзакций с использованием цифрового юаня составил около 87,6 млрд юаней (примерно $13,8 млрд)[6]. При этом к 2023 году эта сумма выросла до 1,8 трлн юаней (приблизительно $252 млрд)[7]. На сегодняшний день цифровой юань продолжает тестироваться в более, чем 8 млн. торговых точек – для совершения покупок в сфере розничной торговли, для оплаты общественного питания, проезда в общественном транспорте и оплаты государственных (например, коммунальных) услуг[8].

Широкое распространение нового платежного инструмента, который находится на стадии тестирования не только делает транзакции более удобными, но и повышает риск совершения налоговых правонарушений, а также использования «новой формы денег» для отмывания доходов, полученных преступным путем и финансирования преступной деятельности.

В связи с этим Научно-исследовательский институт цифровой валюты (Digital Currency Research Institute, 数字货币研究所) разработал модель цифрового юаня, основанную на принципах двухуровневой системы и контролируемой анонимности (managed anonymity)[9].

Во-первых, цифровой юань предполагает централизованное управление. В отличие от «частных» криптовалют цифровой юань не использует децентрализованную модель управления для повышения скорости подтверждения транзакций, а управляется Народным банком Китая, обладающим полномочиями по проведению денежно-кредитной политики и осуществлению надзора за деятельностью коммерческих банков.

Во-вторых, цифровой юань основан на принципе «свободной связи счетов». В настоящее время основные электронные платежные системы используют подход «жесткой привязки счетов», т.е. операции могут осуществляться только после привязки к реальному счету в коммерческом банке. В свою очередь цифровой юань характеризуется использованием метода «свободного соединения счетов», который позволяет совершать транзакции без привязки к счету в коммерческом банке, что обеспечивает анонимность информации о транзакциях[10].

Однако подобные операции являются анонимными только для коммерческого банка и пользователей, но Народный банк Китая и уполномоченные органы обладают всей необходимой информацией для контроля операций, что обеспечивает баланс между защитой частной жизни и противодействием отмыванию денежных средств и уклонению от уплаты налогов.

Кроме того, предполагается, что внедрение цифрового юаня может существенно снизить затраты на сбор и администрирование налоговых платежей. Согласно статистическим данным, уровень расходов на сбор налогов в Китае превышает 4%, в то время как в некоторых странах этот показатель составляет менее 2%[11]. Высокие затраты на сбор и администрирование налогов ложатся дополнительным бременем на плечи налогоплательщиков, что не только подрывает доверие к правительству, но и замедляет развитие экономики.

Несмотря на явные преимущества использования цифрового юаня в качестве платежного инструмента до сих пор остаются вопросы требующие решения. Так, из-за узкой сферы и территории применения (на данный момент цифровой юань тестируется не на всей территории Китая) общий объем собираемой налоговой информации является недостаточным для всестороннего анализа и противодействия уклонению от уплаты налогов и других налоговых правонарушений. Кроме того, в настоящее время в разных провинциях используются отличные программы и платформы вместо единой технологии, что приводит к образованию «блокчейн-пробелов» и препятствует обмену информацией, связанной с налогообложением.

Вместе с тем, необходимо находить баланс между эффективностью механизмов сбора налогов и готовностью налогоплательщиков уплачивать обязательные платежи добровольно. В современных условиях многие страны уделяют большое внимание повышению эффективности налогообложения за счет построения диалога с налогоплательщиком, а не за счет совершенствования механизмов по удержанию налогов. В связи с этим, «грубое» применение технологий, направленных на сбор информации может вступить в противоречие с субъективной волей налогоплательщиков и вызывать недовольство чрезмерным регулирующим воздействием и, как итог, нежелание уплачивать обязательные платежи добровольно.

Для решения упомянутых задач в Китае предпринимаются следующие меры:

Основным органом, владеющим всей полнотой информации, о совершении денежных операций и подлежащих уплате налогах станет не налоговый орган, а Народный банк Китая. Данная мера позволит сосредоточить «в одних руках» полномочия по администрированию платформы цифрового юаня, а также информацию, необходимую для контроля за своевременной и полной уплатой налогов.

Также планируется уточнить границы сбора и анализа информации с помощью цифровой валюты, а также усовершенствовать механизм ответственности за злоупотребление уполномоченными органами своими регулирующими и контрольными полномочиями. Указанные меры наравне с усилением защиты персональных данных налогоплательщиков будут способствовать преодолению противоречий между публичной властью и интересами частных лиц, что приведет к повышению доверия со стороны налогоплательщиков и увеличит собираемость налогов.

Если говорить о Российской Федерации, то тестирование операций с использованием цифрового рубля началось недавно, а потому оценивать эффективность налогообложения операций пока преждевременно, как и те трудности, с которыми могут столкнуться уполномоченные органы, налоговые агенты и сами налогоплательщики при исчислении, удержании, уплате и администрировании налоговых платежей.

Тем не менее, в 2023 году в России были предприняты важные шаги на пути к интеграции цифрового рубля в налоговую систему страны. Так, в декабре 2023 года Президент России подписал Федеральный закон №610-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»[12].

Среди важных новелл необходимо отметить появление в статье 11 Налогового кодекса РФ (далее также – НК РФ) нового определения – определения понятия «счет цифрового рубля», которым признается счет, открытый оператором платформы цифрового рубля по договору.

Кроме того, закон расширил полномочия налоговых органов, которые с 01.01.2025 будут наделены правом взыскивать налоговые недоимки за счет цифровых рублей организации или индивидуального предпринимателя при недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента). Вместе с тем, полномочия налоговых органов по приостановлению банковских операций будут распространены также на операции по счетам цифрового рубля (ст. 76 НК РФ), а операторы платформ будут обязаны предоставлять по запросу налоговых органов информацию о счетах цифрового рубля и остатках средств на таких счетах (ст. 86 НК РФ).

При этом наравне с введением новых обязанностей для операторов платформ цифрового рубля поправки в Налоговый кодекс предусматривают и ужесточение ответственности. Так, в новой редакции появятся штрафы за нарушение порядка открытия счета цифрового рубля (ст. 132 НК РФ), неисполнение банком приостановления операций по счету цифрового рубля (ст. 134 НК РФ), непредставление справок в налоговый орган (ст. 135.1 НК РФ) и т.д.

Помимо прочего, Федеральный закон №610-ФЗ расширяет перечень операций, не подлежащих обложению НДС, за счет некоторых операций с использованием цифрового рубля (ст. 149 НК РФ), а также указывает на правила признания доходов и расходов при налогообложении прибыли по операциям с цифровым рублем (ст.ст. 271, 272, 273 НК РФ) и устанавливает дату фактического получения дохода при зачислении цифровых рублей на счет.

Таким образом, внедрение цифровой валюты в платежную систему страны неизбежно требует совершенствования налогового законодательства, что ясно видно на примере Российской Федерации и Китайской Народной Республики. А потому сотрудничество в сфере введения национальных валют центральных банков обладает существенным потенциалом на фоне политического и экономического сближения России и Китая.

Список литературы

  1. Цифровой рубль. Доклад для общественных консультаций. – URL: http://www.cbr.ru/StaticHtml/File/112957/Consultation_Paperpdf (дата обращения: 25.12.2023).
  2. Банк России. Концепция цифрового рубля. 2021. Апрель. – URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/120075/ concept_08042021.pdf (дата обращения: 25.12.2023).
  3. Feng Jing [冯静]. Huobi yanhua zhong de shuzi huobi [货币演化中的数字货币] // Jinrong pinglun [金融评论], №4. P. 67-82,125-126.
  4. Bank for International Settlements: Results of the third BIS survey on central bank digital currency January 2021. – URL: https://www.bis.org/publ/bppdf/bispap114.pdf (дата обращения: 25.12.2023).
  5. Bank for International Settlements: Results of the 2022 BIS survey on central bank digital currencies and crypto. July 2023. – URL: https://www.bis.org/publ/bppdf/bispap136.pdf (дата обращения: 30.12.2023)
  6. Кочергин Д. А. Цифровые валюты центральных банков: опыт внедрения цифрового юаня и развитие концепции цифрового рубля // Russian Journal of Economics and Law. 2022. Т. 16, No 1. С. 51–78.
  7. Объем транзакций с использованием цифрового юаня вырос почти до $250 млрд // РБК. – URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/64b8f1de9a79476b31f4a912 (дата обращения: 25.12.2023).
  8. Speech by Mu Changchun at Atlantic Council-UC San Diego Conference on Digital Currency in China and the Asia Pacific. 02.2022. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=_K3Y8V-IhwU&t=7s (дата обращения: 25.12.2023).
  9. People’s Bank of China: Progress of Research & Development of E-CNY in China, July, 2021. – URL: http://www.pbc.gov.cn/en/3688110/3688172/4157443/4293696/20 21072014364791207.pdf (дата обращения: 25.12.2023).
  10. Feng Sixian [封思贤],Yang Jing [杨靖]. Fading shuzi huobi yunxing de guoji shijian ji qishi [法定数字货币运行的国际实践及启示] // Gaige [改革],2020 (5). 68-79.
  11. Zheng Fanghui [郑方辉], Fei Rui [费睿]. Сaizheng shouru jixiao pingjia: duixian jianshui jiangfei zhengce mubiao de jiazhi gongju [财政收入绩效评价:兑现减税降费政策目标的价值工具] // Zhongguo shehui kexue [中国社会科学],2019 (6). P. 85-105,205-206.
  12. Федеральный закон от 19.12.2023 №610-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» // СЗ РФ, 25.12.2023, № 52, ст. 9523.

Интересная статья? Поделись ей с другими: