УДК 34

Состояние организационных и функциональных основ местного самоуправления в интересах населения

Шагабеев Рустам Нафикович – магистрант Юридического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

Аннотация: В статье рассматривается текущее состояние организационных и функциональных основы местного самоуправления в интересах населения, понятие интересы населения, реформирование основ местного самоуправления и пути реализации преобразований муниципалитетов в целом и в Республике Саха (Якутия) в частности.

Ключевые слова: интересы населения, преобразование административно-территориальных единиц, процесс реформирования муниципалитетов.

Интересы населения в сфере местного самоуправления представляют собой объективно обусловленные потребности жителей  в решении вопросов местного значения, затрагивающих их повседневную жизнедеятельность.

К таким интересам относятся:

  • обеспечение благоустройства территории и жилищно-коммунального обслуживания;
  • строительство и содержание автомобильных дорог;
  • создание условий для обеспечения жителей услугами торговли,
  • общественного питания, бытового обслуживания;
  • организация транспортного обслуживания в границах поселений;
  • создание условий для жилищного строительства и др. [1].

Удовлетворение перечисленных интересов и потребностей обеспечивает благоприятные и комфортные условия проживания граждан на территории конкретного муниципалитета.

Реализация интересов населения в сфере местного самоуправления обеспечивается посредством деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении установленных законом полномочий по решению вопросов местного значения.

Интересы населения определяют приоритеты, направления и содержание деятельности местного самоуправления на конкретной территории. Их учет является важнейшим основанием для осуществления реформ и изменений организационных и функциональных основ местного самоуправления.

Административно-территориальное устройство МО представляет собой деление территории Российской Федерации на отдельные  единицы –городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские районы городов федерального значения.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством о местном самоуправлении административно-территориальное устройство может быть изменено с учетом исторических и иных локальных традиций. Такие изменения осуществляются законами субъектов Российской Федерации по согласованию с населением соответствующих территорий.

Основными формами преобразований административно-территориального устройства и структуры муниципальных образований являются:

  • объединение поселений и упразднение входящих в состав объединенного поселения муниципальных образований;
  • разделение и создание вновь образованных поселений;
  • изменение статуса сельского поселения в городское;
  • изменение границ между существующими муниципальными образованиями [2].

Проект нового федерального закона о местном самоуправлении предлагает не учитывать мнение  людей при преобразовании земств, это имеет под собой основания. Так зачастую жители мало интересуются политическими вопросами происходящими на земле, им гораздо важнее видеть результат работы органов местного самоуправления по улучшению в первую очередь благоустройства. И если муниципалитет работает эффективно, то для людей нет необходимости что-либо менять в своей структуре власти. В случае же если длительное время работа местных органов вызывает нарекание это может привести к тому, что люди будут согласны на любые изменения в органах власти. Так начиная с 2017 года работа Администрации МО "Поселок Чокурдах" с каждым годом вызывала нарекания со стороны жителей, но при этом это недовольство открыто не выражалось, люди приходили на отчет главы поселка и в целом поддерживали работу муниципалитета. Со временем нерешенные проблемы копились и это вылилось в то, что в 2019 и 2020 годах люди с большой надеждой смотрели на процедуру наделения полномочий Администрации района полномочиями Администрации поселка Чокурдах. Свою роль сыграло и то что в 2019 году главой Аллаиховского района был избран бывший директор филиала ГУП "ЖКХ РС(Я)" то есть человек который хорошо разбирается именно в благоустройстве.

Такие преобразования могут потребоваться, например, при значительном изменении численности населения, для повышения эффективности решения вопросов местного значения ввиду необходимости перераспределения финансовых, организационных, кадровых и материально-технических ресурсов между муниципальными образованиями.

Важно, что при подготовке решений об изменении структуры и границ муниципальных образований обязательно должны быть учтены мнения населения соответствующих территорий.

Реорганизация муниципалитетов, затрагивающая интересы и уклад жизни сообществ, не может и не должна осуществляться без участия самих граждан в подготовке и принятии соответствующих решений. Это важное требование гарантирующее соблюдение прав населения в процессе реформирования территориальной основы местного самоуправления.

Реформирование организационных основ местного самоуправления является важным направлением развития политической системы современной России. Среди основных направлений этого процесса можно выделить следующие [3]:

  1. Децентрализация власти и передача части полномочий и ресурсов с федерального и регионального на муниципальный уровень. Это позволит повысить самостоятельность и ответственность локальных органов власти, а также эффективность решения вопросов местного значения. При этом именно на районный уровень, на не на более низкий.
  2. Оптимизация территориальной организации местного самоуправления на основе укрупнения муниципальных образований. Это обеспечит соответствие размеров муниципальных образований их полномочиям и ресурсам. Так в Аллаиховском районе Республики Саха(Якутия) в 2019-2020 году согласно статье 34 ФЗ -131 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" произошло возложение полномочий Ад-министрации МО «Поселок Чокурдах» на Администрацию МО «Аллаиховс-кий улус(район)».
  3. Разграничение полномочий и предметов ведения между различными уров-нями публичной власти. Необходимо четко определить, какие вопросы должны решать органы местного самоуправления, региональ-ные и федеральные органы исполнительной власти. Вопрос имеет ключевое значение. Так например содержание безнадзорных животных: полномочия Республики Саха (Якутия) заключаются в выделении финансовых средств на содержание собак в первые 30 дней нахождения животного в приюте( отлов, кастрация-стерилизация, питание 30 дней, лечение, выпуск). При этом содержание самого приюта не предусмотрено, то есть глава поселения должен создать муниципальное унитарное предприятие занимающее отловом и содержанием безнадзорных животных, но средств у него нет, при этом надзорные органы требуют от него исполнить закон.
  4. Повышение правовой, финансовой и организационной самостоятельности муниципальных образований. Например, закрепление собственных источников доходов бюджетов муниципальных образований. При укрупнении муниципалитетов появляется больше возможностей, так как появляются кадровые ресурсы, которым можно поднять уровень необходимых компетенций, путем повышения квалификации, поднять заработную плату и провести отбор лучших из них.
  5. Развитие прямой демократии и форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Это могут быть местные референдумы, сходы граждан, общественные советы и др. Так при процедуре наделения полномочий Администрации МО «Аллаиховский улус(район) полномочиями Администрации МО «Поселок Чокурдах» проводились публичные слушания по данному вопросу с активным участием жителей.

Таким образом, ключевыми направлениями реформирования в этой сфере являются повышение самостоятельности и расширение полномочий муниципального уровня власти при одновременной оптимизации его территориальной основы. Это позволит приблизить власть к населению и сделать её более эффективной.

Таким образом, на практике реализуются различные механизмы реформирования с целью расширения полномочий и повышения эффективности местного самоуправления в России.

Список литературы

  1. Кочеткова А.В. Молодежный парламентаризм в Российском государстве и праве // Документы и материалы II Всероссийского форума молодых парламентариев. Рязань. 2010. С. 29-33.
  2. Кузьмин М.А. Право граждан на разработку и внесение проектов муниципальных актов: проблемы нормативного регулирования и практической реализации // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 1. С. 16-20.
  3. Агибалов Ю.В. Участие населения в местном самоуправлении: правовое регулирование, практика и проблемы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/. – Дата доступа: 11.01.2024.
  4. Алешкин А.В. Актуальные проблемы правового регулирования территориального общественного самоуправления как непосредственной демократии и элемента местного сообщества // Право и образование. 2011. № 1. С.23-28.

Интересная статья? Поделись ей с другими: