УДК 34

Методика прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства

Геращенко Софья Алексеевна – магистрант Тихоокеанского государственного университета.

Аннотация: Автором работы поставлена цель определения методики прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства в российской федерации, ввиду этой цели анализируются понятия методики и тактики, а также методики и тактики прокурорского надзора и их взаимосвязь.

Ключевые слова: методика, тактика, методика прокурорского надзора, тактика прокурорского надзора, методика прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства.

Прежде чем рассматривать методику прокурорского надзора (далее – мпн), необходимо определиться с базовым понятием методики.

Толковый словарь с. И. Ожегова дает понятию методики два определения:

  1. Наука о методах преподавания;
  2. Совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь [8].

Новая философская энциклопедия дает определение методики, как фиксированной совокупности приемов практической деятельности, которая приводит к заранее конкретному результату.

Социологический словарь дает следующее определение методики (от греч. Methodike — совокупность методов) — англ. Те-thodics; нем. Methodik. – совокупность методов и приемов выполнения какой-либо деятельности.

Большой словарь иностранных слов русского языка определяет понятие методики в следующих аспектах:

1) совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы; 2) отдел педагогики, излагающий правила, методы преподавания.

Термин «методика» неразрывно связан с таким понятием, как «тактика». Понятие «тактика» имеет греческое происхождение. Впервые рассматриваемое понятие стало использоваться в области военного дела, и под ним понималось «искусство подготовки и ведения боя».

Применительно к определению тактики (греч. Taktike) в различных словарях встречается следующая его трактовка: «совокупность средств и приемов для достижения конкретной поставленной цели».

 в толково-фразеологическом словаре под «тактикой» понимается искусство располагать своими силами (действовать).

В рамках организации и последующей реализации надзорной (далее – нд) и иной деятельности перед прокурором, вне зависимости от его звена, ставятся следующие основные задачи: какому из существующего перечня различных вопросов, требующих решения, отдать наибольшее предпочтение; что важнее сделать и выполнить сегодня, а что можно оставить на решение в другие дни; что следует выполнить самостоятельно, а что можно делегировать другим сотрудникам прокуратуры; что следует поручить исполнительным органам контроля и иными органам, а что следует реализовать вместе с ними. Для успешного выполнения любого объема работы на максимально высоком качественном уровне, необходимо умение маневрировать всеми имеющимися силами и различными средствами.

Работнику прокуратуры необходимо самостоятельность устанавливать порядок эффективного применения полномочий и правовых средств, предоставленных ему законом, ориентируясь в каждом отдельном случае на каждую отдельную ситуацию. Время от времени работнику прокуратуры приходится решать различные задачи и несколько иного плана, например: каким образом лучше и эффективнее провести прокурорскую проверку; с чего лучше начать проведение прокурорской проверки; в какой последовательности следует произвести действия проверочного характера для того, чтобы выявить полный перечень нарушений закона или законов; определение обстоятельств и виновных лиц. Для достижения поставленных целей и наилучших результатов проверки, работнику прокуратуры приходится решать и следующие вопросы, например: какое правовое средство реагирования необходимо применить в отдельно взятой ситуации; в адрес какого именно органа власти требуется его внести; какие именно вопросы нужно поставить в акте прокурорского реагирования; многие другие. Следовательно, можно говорить о том, что работник прокуратуры должен уметь в каждой отдельной ситуации выбирать наиболее правильную и подходящую тактику своих действий.

Согласно сформулированному в. Б. Коробенийковым определению тактика прокурорского надзора (далее - тпн) представляет собой совокупность приемов и методов применения прокурором каждого из представленных ему законом правовых средств [3].

Более подробно существо тпн раскрыто авторами с. Г. Кехлерова и о. С. Капинус. Согласно их мнению, под рассматриваемым понятием следует понимать определение и последующую реализацию работником прокуратуры путей наилучшей организации и осуществления прокурорского надзора (далее – пн) и иной деятельности, учитывая сложившуюся обстановку для достижения наилучших результатов. Стоит отметить, что тпн разделяется на два вида: тактика проверки и тактика прокурорского реагирования [5].

В непосредственной зависимости от стоящих перед прокурором задач, итоговый результат может быть выражен в полном устранении всех выявленных нарушений закона и способствующих им обстоятельств, а помимо этого в снижении в дальнейшем общего числа правовых нарушений, укреплении законности, и т.д.

Тактика определяет общую, но при этом более целесообразную линию поведения деятельности работника прокуратуры, в отдельно взятой ситуации. Эту линию ни в коем случае нельзя назвать постоянной и стабильной. Это обуславливается тем аспектом, что она подлежит изменению в непосредственной зависимости от состояния законности, штатных изменений, а помимо этого постановки совершенно новых задач перед прокуратурой и т.д. Тактика способствует тому, что прокуроры могут выбирать из всего перечня существующих методов, приемов и способов наиболее подходящие и рациональные для каждой отдельно взятой ситуации.

В зависимости от итогового полученного результата представляется возможным судить о правильности или неправильности той или иной выбранной тактики действия работника прокуратуры.

Методика и тактика пн неизменно взаимодополняют и взаимоопределяют друг друга, однако, по мнению большинства исследователей это совершенно разные понятия.

По мнению в. П. Рябцева, мпн представляет собой систему теоретических положений, характеризующих задачу, предмет и принципы нд, а помимо этого и ее организации [7].

Методика преимущественно предполагает деятельность работника прокуратуры по выявлению различных правовых нарушений, а помимо этого и определению различных обстоятельств и лиц, способствующих их нарушению. Тактика при этом охватывает всю нд, включая и организацию предстоящей работы и деятельности. Другими словами, содержанием мпн является все то, что работник прокуратуры должен делать (методы и приемы) для выявления, устранения и последующего предупреждения правовых нарушений законов, а тпн – как он должен это сделать (способы и приемы) для максимального и эффективного достижения целей и поставленных задач нд.

Важно отметить еще одну, раскрывающую сущность рассматриваемых понятий, особенность: «если методика показывает, что должен сделать прокурор (например, изучить законодательство), то тактика подсказывает, как эти действия могут быть выполнены, и выступает регулятором применения правовых средств осуществления общего надзора».

Общая структура мпн определена в.и. шмидтом в виде:

  • Перечень законов, надзор за исполнением которых входит в предмет соответствующего направления прокурорской деятельности;
  • Источники информации, из которых прокурор может подчерпнуть сведения об исполнении законов юридическими и физическими лицами;
  • Носители информации, в которых фиксируются указанные сведения;
  • Правовые методы установления фактов нарушения законов, причин и условий им способствующих;
  • Рекомендации по применению форм прокурорского реагирования на установленные нарушения законов и обстоятельства, способствующие этому [9].

В рамках организации и проведения пн на практике применяются определенные методы. В специализированной литературе тактические приемы, используемые работником прокуратуры, обладают следующей классификацией:

  • Организационные. Данные методы направлены на то, чтобы обеспечить своевременное поступление в соответствующие органы информации, в которой содержатся данные о готовящихся или уже совершенных преступных деяниях, а помимо этого ее быструю обработку и официальную регистрацию. Сюда также включается модернизация и совершенствование планирования предстоящей работы, а помимо этого и рационализация работы представителей надзорного органа.
  • Тактические. Они заключаются в использовании рекомендаций из передового опыта, информации из области логики, психологии с целью принятия решения об обоснованности использования различных методов.
  • Технические. Речь идет об эффективном использовании оргтехники, устройств для фото- и видеосъемки в целях совершенствования нд за исполнением положений законодательства.

С учетом изложенных научных воззрений, предлагаем под мпн за исполнением трудового законодательства (далее – тк рф) понимать совокупность научно обоснованных и проверенных на практике методов, а помимо этого тактических и технических приемов выявления правовых нарушений исполнения тк рф, причин и условий им способствующих, определения всех виновных лиц, применения соответствующих мер прокурорского реагирования для восстановления прав, а помимо этого устранения и предупреждения новых правонарушений в исследуемой сфере.

По мнению в.г. мелкумова, прокурор может быть на уровне предъявленных ему высоких и сложных требований лишь тогда, когда он не только знает, что следует предпринять в каждом отдельно взятом случае и ситуации, но и как именно это сделать. Подобного рода познания обеспечиваются разработкой соответствующих методических рекомендаций. Поэтому «для эффективности борьбы с правонарушениями в деятельности учреждений, организаций, нужна хорошо разработанная методика выявления нарушении» [4].

Методические рекомендации по разным направлениям деятельности можно найти на сайте генпрокуратуры рф, однако, сборника методических рекомендаций о пн за исполнением тк рф на сайте не представлено.

Следует подчеркнуть, что именно сборники включают в себя все необходимые методические материалы по разным направлениям пн. В данных сборниках освещены все вопросы организации пн в той или иной сфере, а помимо этого в них представлен положительный практический опыт и акцентировано внимание на возникающих проблемных ситуациях. Помимо этого, сборники содержат перечень актуальных и действующих организационно-распорядительных документов и информационно-аналитических материалов генпрокуратуры рф по той или иной теме. Сборники методических рекомендаций предназначены для прокуроров, преподавателей, представителей научных кругов. Подготовлены работниками органов прокуратуры. Научное редактирование осуществляется академией генпрокуратуры рф.

Все правонарушения индивидуальны, и не может быть совершено одинаковых правонарушений. Отсюда и процесс их раскрытия, изучения тоже индивидуален. Однако трудовым правонарушениям присущи некоторые общие видовые признаки, обстоятельства, и, следовательно, их изучение и обобщение позволяет вырабатывать и общие рекомендации по их раскрытию, выявлению.

Представляется, что мпн за исполнением тк рф должна разрабатываться с учетом наиболее распространенных (часто совершаемых) и опасных правонарушений в трудовой сфере. При всем при этом следует учитывать, что методика пн не остается неизменной, она может видоизменяться, совершенствоваться в непосредственной зависимости от условий на рынке труда, социальной практики, законодательства о труде, необходимости усиления борьбы с отдельными видами трудовых правонарушений.

Генпрокуратурой рф неоднократно подчеркивалось, что управления и отделы генпрокуратуры рф и прокуратуры субъектов рф осуществляют нд за законностью действий со стороны органов власти, контролирующих органов, органов управления организаций, учреждений, а помимо этого обеспечивают руководство и контроль за органами прокуратуры, находящимися в их подчинении, и оказывают им всю необходимую помощь методического характера. В п. 22-23 приказа «об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 07.12.2007 № 195, генпрокурор рф обязал структурные подразделения генпрокуратуры рф и прокуроров субъектов рф оказывать практическую помощь нижестоящим прокуратурам в организации пн, осуществлять руководство и контроль за их деятельностью, а главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства совместно с академией генпрокуратуры рф разрабатывать нормативно-методические основы пн, а помимо этого распространять весь имеющийся положительный опыт работы прокуроров [2].

Многогранность пн за исполнением тк рф вызывает необходимость оперативно и своевременно разрабатывать методические рекомендации по осуществлению пн за исполнением тк рф, в том числе по наиболее приоритетным его направлениям, и обмениваться ими для повышения эффективности пн в данной области.

Осуществление пн за исполнением тк рф закрепляется, как правило, за конкретными работниками прокуратуры («предметный» принцип осуществления надзора). В районных (межрайонных) и приравненных к ним прокуратурах, а помимо этого в небольших городах, учитывая штатную численность оперативного состава работников прокуратуры, эта функция закрепляется за одним или несколькими помощниками прокурора. В прокуратурах субъектов рф, а помимо этого в прокуратурах больших городов рассматриваемая функция реализуется управлениями или отделами по надзору за исполнением законов. Для оказания соответствующей помощи районным и городским прокурорам за работниками прокуратуры указанных управлений и отделов закрепляются нижестоящие прокуратуры (так называемые зоны). Например, в прокуратуре хабаровского края надзор за исполнением тк рф осуществляют прокуроры отдела по надзору за исполнением законов в социальной сфере управления по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов.

На указанное подразделение прокуратуры субъекта возложены задачи правильной организации работы на данном участке надзора, обоснованного выбора объектов и направлений для прокурорских проверок, разработки методик по проведению конкретных проверок в сфере исполнения тк рф, оказания практической помощи нижестоящим прокуратурам.

К информационно-методическим материалам, помимо методических рекомендаций можно отнести также памятки и пособия, информационные письма и обзоры практик, доклады, отчеты и статистическую информацию.

Список литературы

  1. О прокуратуре: федер. Закон от 17.01.1992 № 2202-i (ред. От 29.12.2022) // ведомости съезда народных депутатов российской федерации и верховного совета российской федерации. – 1992. – №8. – ст. 366.
  2. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: приказ генерального прокурора рф от 07.12.2007 № 195 (с изм. От 21.12.2022 № 763) // законность. – – № 53 – с. 1-4.
  3. Коробейников б.в. методика, тактика и организация общего надзора // соц. Законность. 1986. № 1. С. 46.
  4. Мелкумов в.г. советская прокуратура и проблемы общего надзора. Автореферат диссертации на соискание ...д. Ю. Н. Душанбе, 1971. С. 33.
  5. Настольная книга прокурора: в 2 ч. Часть 1. / под общ. Ред. С.г. кехлерова, о.с. капинус; науч. Ред. А.ю. винокуров. 4-е изд., перераб. И доп. М.: юрайт, 2016. - 429 с.
  6. Прокурорский надзор. Общая часть: учебник для вузов / о. С. Капинус [и др.] ; под ред. О. С. Капинус ; а. Ю. Винокурова. – 6-е изд., перераб. И доп. – москва : юрайт, 2023. – 231 с.
  7. Рябцев в.п. понятие, виды и структура методики прокурорского надзора // вопросы теории законности и прокурорского надзора: сб. Науч. Тр. М., 1994. С. 19.
  8. Толковый словарь русского языка. 100 000 слов с.и. ожегова и н.ю. шведовой // оникс. - 2011.
  9. Шинд в. И. О соотношении методики и тактики прокурорского надзора // вопросы теории законности прокурорского надзора : сб. Статей. М.,1994. С. 27—28.