УДК 34

Правовой статус членов саморегулируемой организации

Гайтукиев Абабукар Магомедович – магистрант факультета «Юрист в сфере гражданского и предпринимательского права» Академии труда и социальных отношений.

Аннотация. Особое внимание данной статье уделено изучению правового положения индивидуальных предпринимателей и профессионалов, которые являются членами саморегулирующихся организаций. Автор отмечает, что вступление в СРО оказывает воздействие на правовой статус субъекта в области саморегулирования, однако это влияние неоднозначно. Субъекты предпринимательской и профессиональной деятельности также оказывают влияние на саму организацию в целом и способствуют принятию важных решений.

Ключевые слова: саморегулируемая организация, членство в саморегулируемой организации, правовое положение, правовой статус члена саморегулируемой организации, участники саморегулируемой организации.

В соответствии с действующим федеральным законодательством о саморегулируемых организациях[1] (далее – СРО) они основываются на членских отношениях. Ее участниками выступают субъекты предпринимательской или профессиональной деятельности. Как правило, вступление в нее преследует цель получения легального права ведения продуктивной деятельности.

Однако, сущность и структура правового статуса членов саморегулируемой организации, несмотря на его фундаментальное значение в правовой науке, характеризуется наличием различных подходов к их рассмотрению в научной среде. Более того, вопросы о структурных элементах этого статуса все еще остаются спорными. Основой правового статуса являются права и обязанности, однако мы считаем, что в него также должны быть включены другие структурные элементы, например, ответственность. Ее включение в правовой статус позволит полноценно охарактеризовать правовое положение члена СРО. Обращение внимания на это обстоятельство является первоочередной задачей при изучении правового статуса членов саморегулируемой организации.

Членство в СРО не ограничивается односторонним воздействием непосредственно на участника организации, оно также обеспечивает влияние и ее члена на нее. В частности, все важные решения принимаются субъектом предпринимательской и профессиональной деятельности, что влияет на правовое положение организации в целом.

Вступление в саморегулируемую организацию (СРО) придает ее членам дополнительный правовой статус, который называется внешним влиянием в теории права[2]. Степень обязательности этого влияния зависит от причины присоединения к СРО. Участие в СРО может быть как добровольным, так и обязательным. Для арбитражных управляющих[3], застройщиков, выполняющих инженерные изыскания, капитальный ремонт и снос объектов капитального строительства самостоятельно[4], а также для других субъектов, членство в СРО является обязательным условием для осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности. Законодательством предусмотрено объединение этих субъектов в соответствующие организации ввиду их общественной значимости.

Вне зависимости от условий членства в СРО каждому из участников предоставляются дополнительные права и возлагаются дополнительные обязанности и ответственность.

Так, участники саморегулирующегося сектора сталкиваются с ужесточением санкций за нарушение стандартов и правил. Одной из возможных мер ответственности является исключение из членов СРО, что приводит к прекращению предпринимательской и профессиональной деятельности в данной области. Добровольное присоединение к саморегулирующимся организациям предоставляет таким лицам дополнительные преимущества, такие как льготы, поддержка от других членов и эффективная система третейского разбирательства.

Внутреннее влияние участника на СРО также рассматривается как фактор, создающий управленческую юридическую позицию.

Внутреннее влияние и внутренний правовой статус участников саморегулируемых организаций тесно связаны с объемом компетенции, связанной с участием в органах управления. В данном контексте можно выделить две категории субъектов, в зависимости от их прав. Общая компетенция, проявляющаяся через участие в общем собрании участников, присутствует у всех членов СРО. Однако участники могут также приобретать расширенную компетенцию и получать больше полномочий. Расширенная компетенция дает возможность вступить в другие органы управления саморегулируемых организаций.

Примером является наделение членов коллегиального органа управления расширенной правоспособностью и дополнительными полномочиями, что позволяет им принимать обязательные решения для всех членов саморегулируемой организации в отношении утверждения стандартов и правил. Эти субъекты не только обладают дополнительными правами, но и несут дополнительную ответственность. Например, они несут ответственность за решение о приеме или исключении из членства в саморегулируемой организации в соответствии с уставом.

При анализе статуса членов СРО необходимо обратить внимание на многоуровневую природу их ответственности, включающую систему личного и (или) коллективного страхования, ответственность самой организации за счет средств компенсационного фонда, а также субсидиарную ответственность других ее членов[5].

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о том, что членство в СРО оказывает воздействие на правовое положение субъекта саморегулируемой сферы, однако, данное влияние не является односторонним. Субъект предпринимательской и профессиональной деятельности также оказывает влияние на саму организацию в целом и способствует принятию важных решений. Объем компетенция, предоставляемых лицу в рамках внутреннего воздействия, предопределяется его принадлежностью к тому или иному органу управления.

Список литературы

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 1 (часть I). – Ст. 16; 2023. – № 32 (часть I). – Ст. 6170.
  2. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 43. – Ст. 4190; официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. 25.12.2023.
  3. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 49. – Ст. 6076; 2021. – № 27 (часть I). – Ст. 5187.
  4. Сунгатуллина Л.А. Участники саморегулируемых организаций: понятие, виды, особенности правового статуса // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2014. №1. С. 85-89.
  5. Чупракова А.Э. Многоуровневый характер системы ответственности членов саморегулируемой организации в сфере предпринимательства // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 5 (45). С. 147-151.

[1] См.: Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 49. – Ст. 6076; 2021. – № 27 (часть I). – Ст. 5187.

[2] См.: Сунгатуллина Л.А. Участники саморегулируемых организаций: понятие, виды, особенности правового статуса // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2014. №1. С. 85.

[3] См.: ст. 20 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 43. – Ст. 4190; официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru. 25.12.2023.

[4] См.: Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 1 (часть I). – Ст. 16; 2023. – № 32 (часть I). – Ст. 6170.

[5] См.: Чупракова А.Э. Многоуровневый характер системы ответственности членов саморегулируемой организации в сфере предпринимательства // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 5 (45). С. 148.

Интересная статья? Поделись ей с другими: