УДК 34.08

Реализация регулятивной функции государства в условиях пандемии

Скоробатюк Анастасия Ивановна – магистрант факультета юридического института Тихоокеанского государственного университета.

Аннотация: В реалиях пандемии государство должно регулировать и управлять развитием социальных и экономических процессов в стране. Однако многие законы не учитывают новые условия пандемии и не предусматривают механизмы реагирования на нештатные ситуации. Это приводит к возникновению проблем в различных сферах, например, в сфере образования.

Одной из проблем закона «Об образовании» в условиях пандемии является отсутствие механизмов и правил, которые позволяли бы организациям образования адаптироваться к новым условиям и ситуациям и обеспечивать проведение удаленного обучения. В такой ситуации государство должно разрабатывать новые нормы и законы, учитывающие современные условия, в том числе – пандемические, с целью обеспечения безопасности и защиты личных данных граждан.

Ключевые слова: государство, функции, пандемия, регулирование, образование.

Реализация регулятивной функции государства заключается в управлении социальными и экономическими процессами в стране с целью обеспечения стабильности и развития. В условиях пандемии государство должно регулировать социально-экономические процессы, принимать меры по ограничению распространения заболевания, поддерживать население и бизнес.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон «Об образовании») Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

В Законе «Об образовании» предусматривается только три формы обучения: очной, очно-заочной или заочной форме.

Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 определила невозможность использования данных форм обучения, фактически создав новую, а именно дистанционное обучение.

Так в данном случае Закон «Об образовании» не учитывает современные условия пандемии и не предусматривает достаточное количество механизмов и правил, регулирующих проведение обучения в дистанционном формате и защиту личных данных граждан при организации удаленного обучения.

В результате образовательные организации, учителя и учащиеся сталкиваются с рядом проблем, таких как:

  1. Отсутствие четких и ясных правил и требований к проведению образовательной деятельности в условиях пандемии, включая правила проведения оценки знаний и сертификации.
  2. Недостаточное количество программ и инструментов для профессионального развития учителей, которые позволили бы адаптироваться к новым условиям обучения.
  3. Низкая квалификация учителей в области использования новых технологий и способов проведения образовательной деятельности в дистанционном формате.
  4. Отсутствие необходимых инструментальных средств и программного обеспечения для проведения образовательной деятельности в дистанционном формате.
  5. Низкий уровень защиты персональных данных учащихся и учителей, которые могут попасть в руки злоумышленников.

Рассмотрим более подробно проблему отсутствия необходимых инструментальных средств и программного обеспечения для проведения образовательной деятельности в дистанционном формате.

Отсутствие необходимых инструментальных средств и программного обеспечения для проведения образовательной деятельности в дистанционном формате в условиях пандемии вызвано рядом причин:

  1. Крайне быстрый переход к дистанционной форме обучения из-за пандемии, что не предполагалось ранее, не дал достаточного времени для подготовки и внедрения необходимых инструментов.
  2. Ограниченные бюджеты на образовании, т.е. отсутствие необходимых финансовых ресурсов для приобретения необходимых программных и технических средств.
  3. Отсутствие федеральных программ или национальных стандартов для разработки и внедрения новых инструментальных средств и программного обеспечения для дистанционного обучения.
  4. Сложности в организации профессиональной подготовки преподавателей и учащихся для использования новых инструментов и технологий в трудных условиях.
  5. Низкий уровень средств связи в некоторых регионах, что затрудняет проведение качественного дистанционного обучения.

Отсутствие необходимых инструментальных средств и программного обеспечения для проведения образовательной деятельности в дистанционном формате является одной из основных проблем образования в условиях пандемии. Для решения данной проблемы необходимо:

  1. Разработать и внедрить новые программы и инструменты, обеспечивающие проведение эффективных занятий в дистанционном формате. Это включает разработку специализированного программного обеспечения для онлайн-обучения, в том числе систем для проведения уроков в режиме видеоконференций, совместные мультимедийные презентации, инструменты для создания интерактивных заданий, и т.д.
  2. Обеспечить доступность высокоскоростного интернета во всех регионах страны, чтобы учителя и ученики могли проводить эффективные занятия в режиме онлайн.
  3. Рассмотреть вопрос о выделении дополнительных средств на закупку электронных учебников и специализированного оборудования для дистанционного образования.
  4. Регулярно проводить обучение преподавателей и учащихся по использованию новых инструментов и технологий, которые позволят им эффективно использовать возможности дистанционного обучения и защитить свои персональные данные.

Так в данном случае вариантом решения данной проблемы, предлагается внести изменения в ст. 17 Закона «Об образовании» добавив такую форму обучения как «дистанционное обучение», так как оно по своей природе не может считаться ни очным, ни заочным, ни очно-заочным, необходимо прописать основные положения о дистанционном положении, а также определить, что порядок проведения дистанционное обучение регулируется актами Правительства РФ.

Решение проблемы отсутствия необходимых инструментальных средств и программного обеспечения для проведения образовательной деятельности в дистанционном формате должно осуществляться на государственном уровне, путем сотрудничества с индустрией IT-технологий и другими заинтересованными сторонами.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7598
  2. Магдилов М.М., Дадаев Д.И. Эволюция функций государства в связи с пандемией covid-19 // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. - 2020. - №3.
  3. Мальцев В. А., Мальцев К. В. Пандемия и образование // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2020. - №4.
  4. Трутаева А. В. Трансформация функций государства под воздействием условий пандемии // Вестн. Том. гос. ун-та. Право. - 2022. - №46.