УДК 342.25.614

Деятельность органов местного самоуправления по обеспечению противопожарной безопасности

Гавриловских Никита Витальевич – студент факультета Государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.

Аннотация: В работе приводится определение противопожарной безопасности, исследуется его содержание. Также в работе охарактеризована деятельность органов местного самоуправления, связанная с обеспечением противопожарной безопасности, рассмотрен перечень их полномочий, источники правового регулирования и гарантии по практическому осуществлению подобных полномочий. Особое внимание в работе уделено обнаружению проблем в деятельности органов муниципального управления, связанной с обеспечением противопожарной безопасности, и подготовке мер профилактического характера, позволяющих справиться с угрозой и исключить вероятность её повторного появления. Даётся оценка целесообразности практического выполнения предлагаемых мер по профилактике.

Ключевые слова: обеспечение противопожарной безопасности, органы местного самоуправления, противопожарная безопасность, пожарная безопасность, нарушение требований пожарной безопасности, свод правил пожарной безопасности.

Противопожарную безопасность также называют пожарной безопасностью. Законодательная характеристика этого термина приведена в ст.1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности». В этом законе под пожарной безопасностью предполагается «состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров» [3].

Необходимость пожарной безопасности обусловлена обеспечением защиты людей, общества, имущества и всего государства от возникновения пожаров. Обеспечить пожарную безопасность можно с помощью подготовки и выполнения на практике совокупности управленческих мер. Эти мероприятия помогают уменьшить вероятность появления пожара [5, с. 21].

Основу пожарной безопасности составляет предотвращение пожаров. Как раз защищённость от них и является базой для обеспечения пожарной безопасности. Под пожаром предполагается неконтролируемый вариант горения, наносящий материальный урон и вред человеческому здоровью, ущерб жизни людей, а также вред государственным и общественным интересам.

Обеспечение пожарной безопасности входит в компетенцию как органов власти, так и работающих в них должностных лиц. К примеру, у органов местного самоуправления есть нужные компетенции и полномочия, связанные с подготовкой мер профилактического характера. Разрабатываемые мероприятия направлены на недопущение риска появления и распространения пожаров, способных негативно сказаться на людях, государстве и обществе [7, с. 32].

Тем самым органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют муниципальную политику в области обеспечения пожарной безопасности. Так, они решают вопросы местного значения.

Итак, обеспечение пожарной безопасности относится к вопросам местного значения, решаемым органами муниципального управления. Об этом свидетельствуют также положения Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Например, если обратиться к ч.1 ст. 14 этого закона, то можно сделать вывод, что обеспечение первичной пожарной безопасности входит в перечень вопросов местного значения, решаемых в сельских и городских поселениях. Этот вопрос местного значения решают как в этих муниципальных образованиях, так и в некоторых иных [4]. К примеру, обеспечение пожарной безопасности также необходимо в городских округах, во внутригородских муниципальных образованиях и т.д.

Органами муниципального управления реализуются их полномочия, связанные с пожарной безопасностью. Перечень таких полномочий указан в ст.19 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности». В соответствии с законом, в их состав входит: «создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем» и т.д.

Чтобы решить вопросы местного уровня, включая те, что связаны с обеспечением пожарной безопасности, органами муниципального управления формируется своя система. В систему органов муниципального управления включены исполнительно-распорядительные, представительные, а также контрольно-счётные органы [6, с. 27].

Подготовкой и выполнением муниципальной политики в сфере соблюдения пожарной безопасности занимаются исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления. Например, местные администрации муниципалитета.

К их компетенции в этой области относится:

- подготовка мер, связанных с профилактикой появления пожаров и обеспечением пожарной безопасности на муниципальной территории;

- характеристика направлений и ориентиров обеспечения пожарной безопасности в рамках муниципалитета и т.п. [8, с. 24].

Управление работой муниципалитета и местной администрации возлагается на главу. Также у него есть полномочия, позволяющие решать различные вопросы муниципального уровня. Это относится и к вопросам, связанным с обеспечением пожарной безопасности. К примеру, глава муниципального образования или местной администрации может издать распоряжения, требования, связанные с введением нормативов в области обеспечения пожарной безопасности в рамках муниципалитета.

У органов муниципального управления в области обеспечения пожарной безопасности есть также полномочия по привлечению виновных лиц к правовой ответственности, если выявлен риск совершения такими лицами правонарушений, приводящих к появлению пожаров. В соответствии с тяжестью осуществлённых ими неправомерных действий, возможны такие меры правовой ответственности:

- уголовная ответственность (по ст. 219 УК РФ) – если нарушаются требования по пожарной безопасности [1];

- административная ответственность: по ст. 20.4 КоАП РФ, если нарушаются требования по пожарной безопасности, по ст. 11.16 КоАП РФ – если нарушаются требования по пожарной безопасности в рамках морского, железнодорожного, внутреннего водного либо воздушного транспорта и т.п. [2].

Чтобы обеспечить пожарную безопасность, органы муниципального управления полагаются на перечень правил. Среди них можно отметить:

1) «СП 518.1311500.2022. Свод правил. Навесные фасадные системы с воздушным зазором. Обеспечение пожарной безопасности при монтаже, эксплуатации и ремонте»;

2) «СП 514.1311500.2022. Свод правил. Временные здания и сооружения для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей. Требования пожарной безопасности»;

3) «СП 1.13130 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» и т.д.

Если соблюдать указанные своды правил, то это уменьшит вероятность появления пожаров, а также их сократит их отрицательное воздействие на здоровье и жизнь местных жителей.

У органов муниципального управления есть официальный перечень полномочий, связанных с обеспечением пожарной безопасности. При этом не во всех ситуациях такие полномочия приводят к положительным результатам. Это связано с наличием таких проблем:

  1. Нет показателей, позволяющих оценить успешность работы органов муниципального управления, связанной с обеспечением пожарной безопасности. Эта проблема обусловлена тем, что на официальном уровне не подготовлены показатели для оценки успешности работы органов муниципального управления, связанной с обеспечением пожарной безопасности.
  2. Проблема, связанная с отсутствием отчётной документации о работе органов муниципального управления, связанной с обеспечением пожарной безопасности. В результате появляется проблема, связанная с оцениванием успешности работы органов муниципального управления, связанной с обеспечением пожарной безопасности в рамках территории отдельного муниципалитета.

Не подготовлены современные управленческие механизмы, позволяющие улучшить обеспечение пожарной безопасности. Эта проблема вызвана тем, что не в каждом муниципалитете подготовлены современные механизмы управления, позволяющие улучшить обеспечение пожарной безопасности. В результате появляются сложности с выбором направлений улучшения этого обеспечения.

Указанные и другие проблемы способны оказать отрицательное воздействие на состояние обеспечения пожарной безопасности на уровне отдельного муниципалитета. Поэтому следует решить эти вопросы с помощью подготовки и выполнения на практике целой совокупности мероприятий:

  1. Формирование показателей для оценки успешности работы органов муниципального управления в области обеспечения пожарной безопасности. Сюда можно отнести:

- степень удовлетворения жителей муниципалитета результатами работы органов муниципального управления в области обеспечения пожарной безопасности, в процентах;

- число происшествий, обусловленных пожарами, которые получилось избежать за счёт усилий со стороны органов муниципального управления, в единицах;

- число обращений людей в органы муниципального управления по вопросам, связанным с обеспечением пожарной безопасности, в единицах;

- иные показатели.

  1. Подготовка отчётной документации о работе органов муниципального управления, связанной с обеспечением пожарной безопасности. Предусмотрена подготовка методических указаний о структуре шаблона ежегодно предоставляемого отчёта о работе органов муниципального управления, связанной с обеспечением пожарной безопасности. В рамках этого документа следует отразить сведения об итогах работы органов муниципального управления в отчётном периоде, связанной с обеспечением пожарной безопасности. Также следует отдельно рассмотреть имеющиеся проблемы и наметить направления, позволяющие их решить.
  2. Подготовка передовых управленческих механизмов для улучшения обеспечения пожарной безопасности. Сюда можно отнести стратегии, программы и проекты по улучшению обеспечения пожарной безопасности. В них предусмотрена фиксация задач, целей, показателей, сроков и итогов подобных мероприятий. Например, результаты работы органов муниципального управления в рассматриваемом направлении.

Итак, можно прийти к выводу, что органы местного самоуправления, как и иные субъекты управления, обладают компетенцией в области обеспечения пожарной безопасности. Это позволяет им реализовывать свои полномочия, связанные с профилактикой рисков и борьбой с последствиями возникновения пожаров. Также они могут воспользоваться мерами правовой ответственности для наказания виновных лиц. Для всего этого обязательно предусматривается правовое регулирование.

Список литературы

  1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, N 25, 17.06.1996, ст.2954.
  2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
  3. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 35 ст. 3649.
  4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 40, 06.10.2003, ст.3822.
  5. Бектобеков Г.В. Пожарная безопасность / Г. В. Бектобеков. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2023. — 88 с.
  6. Белякин С.К. Системы обеспечения пожарной безопасности: учебное пособие / С. К. Белякин. — Курган: КГУ, 2019. — 250 с.
  7. Каменская Е.Н. Пожарная безопасность: учебное пособие / Е. Н. Каменская. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2022. — 132 с.
  8. Канаев А.А. Пожарная безопасность: учебное пособие / А. А. Канаев. — Мурманск: МГТУ, 2020. — 324 с.