УДК 34

Основные функции и задачи государственных информационных систем Российской Федерации на современном этапе

Тлежуков Мухамед Хазритович – магистрант кафедры компьютерного права и информационной безопасности Высшей школы государственного аудита Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова. 

Аннотация: В статье рассматривается актуальный вопрос, который связан с основными функциями и задачами государственных информационных систем Российской Федерации на современном этапе. Автор подчеркивает, что государственные информационные системы выполняют большой спектр жизненно важных функций и задач, что позволило существенно упростить некоторые процессы, тем самым повысив эффективность государственного управления в целом. Кроме того в статье анализируется и отмечается благоприятный перевод различных услуг в цифровую форму, что в свою очередь, позволило предоставлять населению государственные услуги на более оперативном, удобном и качественном уровне. Автором в статье также рассматриваются и некоторые меры, применяющиеся сегодня для обеспечения конфиденциальности данных граждан страны, которые содержатся в государственных информационных системах. В завершении автор приходит к выводу о важности дальнейших научных исследований в данной области, с целью решения имеющихся проблем и улучшения государственного управления и предоставления услуг.

Ключевые слова: государственные информационные системы, функции, задачи, Россия, технологии.

Государственные информационные системы (ГИС) России в настоящее время выполняют целый спектр жизненно важных функций и задач, отражая приверженность страны использованию цифровых технологий для улучшения управления и предоставления государственных услуг. Эти системы, развившиеся из рудиментарных цифровых структур, в настоящее время являются ключевыми структурами в рамках национального административного аппарата. Цель этого дискурса состоит в том, чтобы проанализировать основные функции и задачи этих систем, подчеркнув их значение на текущем этапе технологического и административного развития России [2].

Государственная информационная система (ГИС) в России служит ключевым инструментом повышения эффективности государственного управления. Ее разработка и внедрение стратегически направлены на повышение эффективности бюрократических операций. Система направлена на оптимизацию административных процедур, значительное сокращение бумажных процессов и ускорение предоставления государственных услуг населению. ГИС достигает этих целей путем эффективного объединения баз данных различных правительственных ведомств, способствуя оперативному и согласованному обмену информацией между различными правительственными учреждениями.

Такая интеграция способствует усилению межведомственной координации, которая имеет решающее значение для слаженного и эффективного управления. Предоставляя различным департаментам доступ к соответствующим данным и обмен ими в режиме реального времени, ГИС гарантирует, что принятие решений основывается на всеобъемлющей и актуальной информации. Этот аспект ГИС особенно важен в таких областях, как социальное обеспечение, налоговое администрирование и соблюдение нормативных требований, где точность и своевременность обмена информацией имеют первостепенное значение [1].

В контексте социального обеспечения ГИС обеспечивает быструю и точную обработку заявлений, проверку соответствия требованиям и распределение пособий. Он объединяет данные из трудовых книжек, отчетов о доходах и других соответствующих источников, чтобы обеспечить целостное представление о ситуации каждого получателя, обеспечивая тем самым эффективное и справедливое распределение пособий по социальному обеспечению.

Для целей налогового администрирования ГИС упрощает процесс сбора налогов и управления ими. Она объединяет финансовую отчетность, налоговые декларации и информацию о платежах, позволяя налоговым органам точно оценивать налоговые обязательства, обрабатывать платежи и выявлять расхождения или случаи уклонения. Такая интеграция не только упрощает процесс подачи налоговой декларации гражданами, но и расширяет возможности правительства по эффективному управлению государственными финансами.

В сфере соблюдения нормативных требований ГИС играет важнейшую роль в мониторинге и обеспечении соблюдения нормативных актов в различных секторах. Интегрируя данные от различных регулирующих органов, система позволяет отслеживать статус соблюдения в режиме реального времени, выявлять нарушения и оперативно принимать правоприменительные меры. Это гарантирует соблюдение нормативных стандартов и оперативное устранение любых отклонений.

Важнейшим аспектом Государственной информационной системы (ГИС) в России является ее роль в содействии предоставлению государственных услуг. Российское правительство предприняло масштабные усилия по оцифровке широкого спектра государственных услуг, тем самым предоставив гражданам доступ к этим услугам онлайн. Этот переход к цифровым платформам заметно повысил удобство и доступность государственных услуг, одновременно повышая прозрачность и подотчетность при их предоставлении.

Одной из ключевых областей, где эта трансформация очевидна, является выдача официальных документов. Такие услуги, как подача заявлений на получение паспортов, водительских прав и свидетельств о рождении, которые традиционно требовали личного посещения государственных учреждений, теперь доступны преимущественно через цифровые платформы. Этот сдвиг значительно сократил время и усилия, необходимые гражданам для получения этих важных документов. Онлайн-заявки, отправка электронных формуляров и процессы цифровой верификации упростили всю процедуру, сделав ее более быстрой и удобной для пользователя.

Управление коммунальными услугами представляет собой еще одну область, где цифровизация оказала значительное влияние. Граждане теперь могут удобно управлять коммунальными услугами, такими как водоснабжение, электричество и газ, через онлайн-платформы. Это включает в себя такие задачи, как просмотр и оплата счетов, отчетность о проблемах и запрос услуг по техническому обслуживанию. Оцифровка этих услуг не только упростила процесс управления для граждан, но и позволила поставщикам коммунальных услуг работать более эффективно и быстрее реагировать на запросы об обслуживании и жалобы.

Кроме того, в сфере социального обеспечения произошел существенный сдвиг в сторону цифровых платформ. Услуги, связанные с выплатой пенсий, пособий по безработице и другими программами социального обеспечения, в настоящее время в основном управляются онлайн. Этот цифровой подход обеспечивает более быструю обработку заявлений и претензий, более точное распределение пособий и упрощенный доступ граждан к проверке их соответствия требованиям и статуса пособий. Переведя эти услуги в онлайн-режим, правительство значительно сократило бюрократические препоны и повысило общую эффективность управления социальным обеспечением.

Аспект управления данными в ГИС включает в себя сложный процесс сбора данных из различных источников. Это включает демографическую информацию, экономические показатели, данные об окружающей среде и различные другие формы структурированных и неструктурированных данных. Система разработана таким образом, чтобы справляться со сложностями и вариациями, присущими таким данным, обеспечивая точный и эффективный сбор.

Особого внимания заслуживают аналитические возможности российской ГИС. Используя сложные инструменты и алгоритмы анализа данных, система может обрабатывать и анализировать сохраненные данные для извлечения значимой информации. Этот аналитический процесс имеет решающее значение для разработки политики, основанной на фактических данных. Анализируя тенденции, закономерности и корреляции в данных, директивные органы могут принимать обоснованные решения, основанные на анализе конкретных данных.

Кроме того, функция анализа данных системы играет ключевую роль в проведении всестороннего социально-экономического анализа. Изучая данные по различным социально-экономическим показателям, правительство может получить более глубокое представление о текущем состоянии страны, определить области, требующие вмешательства, и адаптировать политику к конкретным потребностям и вызовам.

Первостепенной задачей Государственной информационной системы (ГИС) в России является обеспечение информационной безопасности и защиты данных. В эпоху, когда государственные функции все больше переводятся в цифровую форму, защита важной и конфиденциальной информации от киберугроз, несанкционированного доступа и злонамеренных взломов стала важнейшим приоритетом. Для решения этих задач российская ГИС использует полный набор передовых протоколов безопасности и надежных технологий шифрования, предназначенных для сохранения целостности и конфиденциальности обрабатываемых ею данных.

Действующие протоколы безопасности многогранны, включают как программные, так и аппаратные решения и регулярно обновляются для противодействия развивающимся киберугрозам. Эти протоколы охватывают ряд мер, включая брандмауэры, системы обнаружения вторжений и механизмы непрерывного мониторинга. Они предназначены для обнаружения и нейтрализации потенциальных угроз в режиме реального времени, тем самым предотвращая несанкционированный доступ и утечку данных.

Более того, ГИС использует самые современные технологии шифрования. Шифрование служит фундаментальным уровнем защиты данных, кодируя данные таким образом, что к ним могут получить доступ и расшифровать их только уполномоченные организации. Это особенно важно для конфиденциальной информации, такой как личные идентификационные данные, финансовые отчеты и данные национальной безопасности. Использование шифрования гарантирует, что даже в случае перехвата данных или незаконного доступа к ним, они остаются непонятными и бесполезными для неавторизованных пользователей.

Важность информационной безопасности в ГИС выходит за рамки простой защиты данных. Это неотъемлемая часть поддержания общественного доверия к правительственным системам. В эпоху цифровых технологий, когда граждане доверяют личную и конфиденциальную информацию правительственным платформам, обеспечение безопасности данных имеет важное значение для укрепления доверия к этим системам. Если общественность осознает, что их данные могут быть уязвимы для взломов, это может привести к нежеланию пользоваться цифровыми государственными услугами, тем самым снижая эффективность инициатив в области электронного управления.

Кроме того, невозможно переоценить аспект национальной безопасности. В контексте глобальной цифровой связи безопасность государственных информационных систем неразрывно связана с более широкими рамками национальной безопасности. Кибератаки на правительственные системы могут иметь далеко идущие последствия, потенциально ставя под угрозу государственную тайну, нарушая работу критически важной инфраструктуры и подрывая национальную стабильность. Таким образом, надежные меры информационной безопасности, применяемые российской службой безопасности, являются не только вопросом защиты данных, но и играют ключевую роль в обеспечении интересов национальной безопасности.

По мере развития Государственной информационной системы (ГИС) в России она готова интегрировать более сложные технологии, включая искусственный интеллект (ИИ), блокчейн. Ожидается, что внедрение этих технологий значительно расширит возможности ГИС, что приведет к целому ряду улучшений в предоставлении услуг, разработке политики и кибербезопасности.

Технология блокчейн обладает значительным потенциалом в повышении безопасности и прозрачности ГИС. Внедряя блокчейн, ГИС может создавать децентрализованные и защищенные от несанкционированного доступа записи для транзакций и обмена данными. Это особенно ценно в таких областях, как ведение государственного учета, управление финансами и юридическая документация, где целостность и неизменяемость записей имеют первостепенное значение. Неотъемлемые характеристики блокчейна могут помочь предотвратить подделку данных и мошенничество, тем самым повышая надежность государственных систем.

Более того, ожидается, что эти передовые технологии повысят устойчивость ГИС к киберугрозам. Алгоритмы искусственного интеллекта могут быть использованы для усиления мер кибербезопасности путем прогнозирования и идентификации потенциальных кибератак, обеспечивая стратегии проактивной защиты. Защищенная архитектура блокчейна может уменьшить уязвимости в транзакциях данных, а протоколы безопасности Интернета вещей могут быть оптимизированы для защиты от взломов во взаимосвязанных устройствах.

В заключение следует отметить, что основные функции и задачи государственных информационных систем в России на современном этапе многогранны и динамичны, отражая продолжающийся путь страны к цифровой трансформации. От оптимизации деятельности правительства и предоставления государственных услуг до обеспечения безопасности данных и поощрения гражданской активности - эти системы находятся на переднем крае усилий России по созданию более эффективной, прозрачной и отзывчивой системы управления. По мере дальнейшего развития технологий будут расширяться масштабы и возможности ГИС, что потенциально установит новые ориентиры в области цифрового управления.

Таким образом, в первой главе магистерской диссертации представлен всесторонний и глубокий научный анализ организационных и правовых основ государственных информационных систем. Изучение этих систем позволяет сделать несколько ключевых выводов, которые важны для понимания масштабов и влияния цифрового управления в современную эпоху. Эти выводы заключаются в следующем:

  1. В статье подчеркивается важнейшая роль информационных технологий в преобразовании деятельности правительства. Интеграция государственных информационных систем значительно упростила процессы, что привело к повышению эффективности и продуктивности государственного управления. Эта интеграция является не просто технологическим обновлением, но и представляет собой смену парадигмы в том, как правительство функционирует и взаимодействует со своими гражданами.
  2. Основным выводом, сделанным из этой главы, является положительное влияние государственных информационных систем на предоставление государственных услуг. Эти системы позволили правительствам предоставлять услуги более оперативно и прозрачно, значительно улучшив опыт граждан. Переводя различные услуги в цифровую форму, правительство добилось успехов в том, чтобы сделать свою деятельность более доступной и удобной для пользователей.
  3. Анализ также подчеркивает первостепенную важность безопасности и неприкосновенности частной жизни данных в государственных информационных системах. Учитывая конфиденциальный характер правительственных данных, обеспечение конфиденциальности и целостности информации имеет решающее значение. В главе обсуждаются меры, принимаемые для защиты данных, демонстрирующие высокий приоритет, придаваемый кибербезопасности в общедоступной цифровой инфраструктуре.
  4. Наконец, в статье делается вывод о том, что правовая и нормативная база, регулирующая эти системы, имеет решающее значение для их эффективного функционирования. В нем подчеркивается необходимость четких правовых рекомендаций и стандартов для обеспечения того, чтобы внедрение и эксплуатация государственных информационных систем соответствовали передовой практике и защищали интересы всех заинтересованных сторон, особенно граждан.

Эти выводы закладывают основу для понимания сложностей и нюансов цифрового управления. Они подчеркивают важность продолжения исследований и разработок в этой области для решения возникающих проблем и использования возможностей для улучшения государственного управления и предоставления услуг.

Список литературы

  1. Красюкова, Н. Л. Эффекты и принципы перехода к единой информационной системе государственного управления / Н. Л. Красюкова // Самоуправление. – 2022. – № 5(133). – С. 476-481
  2. Антопольский А.Б. Государственная политика в сфере информационных ресурсов / А.Б. Антопольский. М.: НТЦ Информрегистр, 2001.