УДК 327.3

Парадипломатия в российской федерации: особенности и препятствия

Дибас Оксана Андреевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной истории и международных отношений Луганского государственного педагогического университета.

Киященко Данил Александрович – магистрант Института истории, международных отношений и социально-политических наук Луганского государственного педагогического университета.

Аннотация. В данной статье рассматривается специфика осуществления парадипломатии в Российской Федерации. Приводятся примеры установления межрегиональных политических связей на начальном этапе процессов парадипломатии в России. Рассматриваются некоторые трудности, с которыми сталкиваются регионы при осуществлении международных связей. Также рассматривается документ, определяющий международную деятельность регионов Российской Федерации.

Ключевые слова: Российская Федерация, парадипломатия, Федеральное правительство, геополитическая обстановка.

За последние десятилетия сфера международных отношений претерпела значительные изменения. Нарастающие процессы глобализации, регионализации, возникновение новых субъектов международных отношений, повышение роли негосударственных акторов привели к возникновению такого явление как парадипломатия. Данный процесс, по сути своей, представляет собой внешнеполитическое взаимодействие между регионами разных стран с целью формирования устойчивых экономических, политических либо же культурных связей. Данное явление характерно для многих административно-территориальных структур, стремящихся к росту благосостояния и устойчивости своей территории. Российская Федерация в этом плане не стала исключением.

Российские регионы становятся участниками международных отношений в начале 1990-х годов по мере распада Советского Союза. Выход на мировую арену субъектов федерального государства был обусловлен не только слабостью центрального правительства, но и необходимостью увеличения социально-экономического развития регионов [1, с. 154]. Уже в это время происходят первые случаи успешного взаимодействия между регионами разных стран, в частности, подписание Соглашение об установлении дружественных связей между Мурманской областью и губернией Оулу (Финляндия) или Соглашение об установлении дружественных связей между Ленинградской областью (Российская Федерация) и провинцией Хэбэй (Китайская Народная Республика) [2].

В Российской Федерации создана самая солидная из существующих федеративных государств база для осуществления международных связей субъектов федерации. Конституция Российской Федерации закрепляет осуществление внешних функций как за государством, так и за регионами. Становление международных связей регионов России происходит в условиях поиска рационального распределения соответствующих функций между центром и регионами. Таким образом, международная деятельность регионов Российской Федерации осуществляется под руководством центральных и региональных органов власти и в чётком соответствии с положениями федеральных законов, международными договорами и другими документами, регулирующими внешние связи регионов [3].

На современном этапе внешнее сотрудничество областей и регионов регулируется Федеральным законом от 04.01.1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» [4]. В документе указано, что субъекты Российской Федерации имеют право на осуществление международных и внешнеэкономических связей с иностранными партнерами, при этом необходимо предварительное согласование на ведение подобных действий. Строго говоря, вся международная активность какого-либо региона должна быть согласована с Федеральным правительством. При этом Федеральные органы государственной власти не несут ответственность по соглашениям об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные соглашения заключены с органами государственной власти иностранных государств с согласия Правительства Российской Федерации либо по конкретному соглашению субъекта Российской Федерации имеются официальные гарантии Правительства Российской Федерации (статья 8).

Среди проблем, с которыми сталкиваются регионы России в ходе формирования международных связей, можно выделить ассиметричное развитие регионов внутри страны. Подобная проблема возникает ввиду большой географической протяженности Российской Федерации, следовательно, регионы, как таковы, имеют различные уровни социально-экономического развития, территориальные расположения – все эти факторы сказываются на заинтересованности иностранных структур к сотрудничеству. С этой точки зрения в России отмечается наличие нескольких групп регионов: развитых регионов с достаточно высоким уровнем производства и жизни людей (нефтегазодобывающие районы, такие как Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также Москва); регионов со средним экономическим потенциалом; проблемных регионов с низким уровнем социально-экономического развития [3].

В условиях нынешней геополитической обстановки регионы вынуждены сворачивать своё сотрудничество с представительствами некоторых государств ввиду изменения внешнеполитического вектора Российской Федерации в условиях кризисной ситуации. Подобные геополитические условия создают основу для интенсификации международных связей регионов со странами Средней Азии, Китаем, Беларусью и другими дружественными по отношению к России государствами. Это будет способствовать дальнейшему развитию существующего сотрудничества между регионами.

Особенности современного мира, характеризующегося процессами глобализации, интеграции и регионализации, ставят региональные власти во всем мире перед необходимостью искать партнеров и «добывать» дополнительные ресурсы регионального развития во внешней среде. Глобализация заставляет регионы конкурировать, одновременно предоставляя и дополнительные возможности для развития.

Россия, безусловно, не является исключением. Для российских регионов, особенно для периферийных, дотационных, приграничных, три вида парадипломатии ― интернационализация, транснационализация и трансграничное сотрудничество ― могут и должны стать инструментом регионального развития [5].

Таким образом, парадипломатия в Российской Федерации происходит в рамках полного регулирования и разграничения прав регионов на ведение международной деятельности, определенного Федеральным законодательством. В нынешней ситуации существенным препятствием на пути к осуществлению международных связей является напряженная геополитическая обстановка. Однако, это способствует переориентировке регионов на новые направления сотрудничества и их интенсификацию. Ключевыми партнерами в данной ситуации могут считаться Китай, Беларусь и страны СНГ. В целом же, для большинства российских регионов основополагающей целью осуществления парадипломатии выступает повышение уровня благосостояния региона путем межрегионального сотрудничества и привлечения зарубежных инвестиций.

Список литературы

  1. Мухаметов Р. С. Факторы международной активности российских городов // Вестник МГИМО-Университета. – 2020. – № 6. – С. 153 – 174.
  2. Реестр международных соглашений о сотрудничестве [Электронный ресурс] – URL: https://minec.gov- murman.ru/activities/foreign_activity/sub02/sub01/sotrudnichestve/, свободный. (Дата обращения: 06.03.2024).
  3. Степурина А.Н. Влияние глобализации на развитие международных связей регионов РФ, ФРГ, США (сравнительный анализ) // Власть. 2009. №6. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-globalizatsii-na-razvitie, свободный. (Дата обращения: 07.03.2024).,
  4. Федеральный закон от 04.01.1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс] – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/13347, свободный. (Дата обращения: 06.03.2024).
  5. Яровой Г. О. Парадипломатическая деятельность как инструмент регионального развития: к постановке вопроса // Studia Humanitatis Borealis / Северные гуманитарные исследования. 2013. – № 1. – С. 28–41.

Интересная статья? Поделись ей с другими: