УДК 323.37, 343.35

Реализация антикоррупционной политики в органах государственной власти

Золотарева Анастасия Денисовна – магистрант Челябинского государственного университета

Аннотация: Одной из главных проблем в государстве остается коррупция. Несмотря на усилия власти по борьбе с этим явлением, есть понимание того, что эффективность методов можно увеличить. В статье разбираются основные аспекты, на которые следует обращать внимание при формировании антикоррупционной политики.

Ключевые слова: коррупция, законодательство, государственная служба, антикоррупционная политика.

Проблема коррупции уже давно несет глобальный характер. Большое количество специалистов в самых разных областях задаются вопросами о ее минимизации.

На данный момент, одним из самых важных источников этой проблемы является отсутствие должного регулирования вопросов конфронтации между личными интересами и государственными обязанностями отдельных лиц. Важно обозначить, что установление уровня коррупции в стране, или регионе, как и признание факта его наличия, является одним из важнейших шагов к выстраиванию антикоррупционной стратегии, в которой нужно обратить внимание не только на факт совершения коррупционной сделки, но также на причины, и другие аспекты, активизирующие преступную деятельность. Имея понимание того, как бороться с истоками коррупции, увеличивается шанс построить действенную стратегию, работающую как профилактика, заранее искореняя факторы, толкающие людей на преступление [2].

Причинами коррупции являются факторы экономического, национального, социального, идеологического и духовного характера, что говорит о многогранности этого явления. Если же обозначать конкретнее, то можно перечислить: низкое качество и эффективность отдельных правовых норм, которые можно трактовать в сторону собственной выгоды; изменение экономических отношений, встающих главнее духовно-нравственных принципов; закрытость деятельности органов власти; низкая правовая культура. Так же важно указать на то, что даже единичные проявления коррупции несут огромный репутационный вред всем государственным корпорациям и публичной власти, что показывает, как ответственность за поступок даже одного человека, с желанием личной наживы, несет уже целый орган государственной власти, в котором такой инцидент произошел [3].

Учитывая все вышеперечисленные особенности возникновения самой коррупции, необходимо так же четко понимать, из чего конкретно должен состоять план по формированию антикоррупционной политики и на какие этапы следует обратить пристальное внимание:

  • Разработка проекта. В самом начале следует очертить круг ответственных должностных лиц, или подразделений, которые будут отвечать за дальнейшую работу. Стоит подключить к делу внешних экспертов, которые смогут дать свое заключение о факторах и причинах. Так же необходимо информирование должностных лиц о возможном участии, по предотвращению коррупционных махинаций.
  • Согласование и отверждение проекта. Разумеется, необходимо согласовать свои действия с руководителями, особенно юридической службы. Нужно позаботиться о том, чтобы план был так же известен рядовым сотрудникам, после чего можно заниматься следующим этапом.
  • Информирование сотрудников об утверждении проекта. Обязательно следует проинформировать всех сотрудников о вступлении в силу антикоррупционной стратегии, включая и вновь прибывших работников. Все должны иметь право ознакомиться с проектом и инструментами его осуществления.
  • Реализация проекта. Поддержка руководства и личный пример соблюдения антикоррупционных процедур.
  • Анализ и оценка внедрения проекта. Отслеживание эффективности предпринятых методов, с внесением необходимых корректировок [5].

Борьба с коррупцией является одним из самых приоритетных направлений деятельности во всем мире, поэтому не нужно пытаться скрывать появление подобных случаев. Следует не только обозначить эту проблему и создавать комитеты по борьбе с ней, но и постоянно озвучивать. Так, одной из первых стран, которая стала открыто не просто говорить, но и действовать в этом ключе стала Китайская Народная Республика. С недавнего времени там произошел новый этап этой борьбы, ознаменовавшийся арестом Мэн Хунвэя, довольно именитого дипломата, до октября 2018 года стоящего во главе Интерпола и занимающего пост заместителя министра общественной безопасности Китая. До этого случая считалась, что за коррупционные проступки таких крупных чиновников не трогают, но этот инцидент стал своеобразным показателем, что несмотря на высокое положение, коррупционная деятельность не должна быть доступна никому.

Давно известно, что антикоррупционная политика в Китае ведется повсеместно и может затронуть каждого. Говоря о государственном секторе, то там существует свой кодекс чиновника, который строго регламентирует правила его поведения от использования служебного автомобиля, до траты государственных средств. Сам глава государства на своем примере старается так же показать борьбу с излишней роскошью. При Си Цзиньпине сократилась закупка живых цветов для партийных нужд, а банкетная практика при проведении официальных торжеств и приемов ограничилась четырьмя блюдами. Глава Китая обозначает коррупцию врагом номер один и в свое время запустил операцию «Небесная сеть» представляющая собой комплекс мероприятий по вычислению и наказанию коррупционеров.  Интересно, что с таким серьезным подходом и даже существованием в стране смертной казни, Китай не может сейчас сказать, что полностью избавился от коррупции [4].

Понимая всю опасность коррупции, следует изучать эффективные методы борьбы с этим явлением: согласование единой политики борьбы с коррупцией; создание антикоррупционных комитетов и законов; постоянное информирование граждан о видах юридической ответственности за коррупционные правонарушения; совершенствование экономической сферы государства; открытость деятельности органов публичной власти; пропаганда институтов общественного контроля за соблюдением законодательства государства в области коррупционных преступлений [3].

В настоящее время для России так же актуальна проблема коррупции, которая наносит ущерб как экономической сфере, так и имиджу государственных структур. Несмотря на проводимую борьбу и жесткие меры по наказанию за экономические преступления, нельзя сказать, что власти достигли больших успехов в этом. Поэтому, для выстраивания эффективной антикоррупционной модели, нужно понимать слабые места: отсутствие должного информирования граждан и государственных служащих; неимение четко прописанной программы; дефицит необходимых кадров с желанием пресекать подобного рода преступления; экономическая нестабильность.

Говоря о реализации подобной стратегии важно подчеркнуть, что формирование положительного образа государственных структур среди граждан – обязательный момент, который не стоит избегать. Распространенное позитивное мнение поможет государственным структурам избежать очередного конфликта и коллективной ответственности при проступке очередного недобросовестного работника [4].

При этом, стоит сказать, что в нашем государстве, конечно, проводятся антикоррупционные компании. Является позитивной стороной тот факт, что власти не стараются замалчивать эту проблему, а постоянно совершенствуют законодательство для более эффективной борьбы с коррупционерами. Так, на данный момент, есть четкое понимание, с кем конкретно нужно бороться. Согласно статье 285 УК РФ уголовно наказуемые деяния касаются должностных лиц, совершившие преступление только с прямым умыслом, при отступлении от своих прямых прав и полномочий. Касательно правовых характеристик преступника можно обозначить: незаконный характер получаемых от государства благ; использование служебного положения в личных интересах; нанесение вреда авторитету государственной власти; обладание признаками должностного лица; наличие корыстной или личной заинтересованности [1].

Так, в России проблема коррупции остается актуальной, но несмотря на явные признаки борьбы с этим явлением, нет четкого понимания того, какими методами нужно действовать для повышения результативности. Признание проблемы, главный, до далеко не единственный шаг, чтобы существенно минимизировать уровень коррупционных правонарушений в стране. Именно поэтому следует привлекать больше специалистов для выстраивания единой четкой стратегии, прагматичность которой необходимо будет продемонстрировать публично.

Список литературы

  1. Адриянова, А. И. Мудрицкая, В. В. Реализация антикоррупционной политики в органах государственной (муниципальной) власти муниципального образования / Экономика и право. МЦНП «Новая наука». 2023. – С. 126-132.
  2. Азиева Р.Х., Мусаева М.С. Конфликт интересов как фактор коррупции на государственной службе / Естественно-гуманитарные исследования 2022. – № 41 (3). – С. 26-29.
  3. Власов, В. А. Противодействие коррупции в органах публичной власти: вопросы теории и практики / Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики. Материалы XXIII международной научно-практической конференции: В 2 частях. Том 1. Красноярск. 2020. – С. 38-40.
  4. Денисенко, И. Ф. Осипов, В. А. Борьба с коррупцией в органах власти: международная и отечественная практика / Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. – № 1 (104). – С. 113-118.
  5. Козлов, С. В. Направления реализации антикоррупционной политики в органах государственной власти / Молодой ученый. – 2021. – № 2 (344). – С. 95-98.

Интересная статья? Поделись ей с другими: