УДК 329

Оформление второй Итальянской республики на рубеже XXI века: причины возникновения, структурные изменения и партийно-политические процессы

Верховский Иван Анатольевич – магистрант Факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения Российского государственного гуманитарного университета.

Аннотация: Статья посвящена исследованию ключевых особенностей процесса оформления Второй итальянской республики. В работе приводятся основные характеристики партийно-политического ландшафта Италии в эпоху Холодной войны, что позволяет выделить предпосылки изменений, произошедших на нём в 90-е годы. Автор упоминает и непосредственные причины перехода ко Второй итальянской республике, такие, как серия антикоррупционных расследований в отношении традиционных политиков. Наконец, в статье рассматриваются характерные черты новой системы, благоприятствовавшей появлению в политике Италии новых лидеров. Отдельно анализируется фигура Сильвио Берлускони, возглавлявшего правоцентристскую коалицию, оценивается его вклад в дальнейшее партийно-политическое развитие Республики.

Ключевые слова: политика Италии, итальянские партии, Вторая республика, Сильвио Берлускони.

Исследование феномена Второй республики в Италии (1990-е– н.в), причинах и предпосылках её возникновения, необходимо начать с определение характера политической ситуации, предшествующей столь кардинальным изменениям в политике страны. Ключевой особенностью партийного ландшафта страны в годы Холодной войны стала так называемая «несовершенная двухпартийность». Политическое развитие Италии, начиная с середины XX века, характеризовалось противостоянием двух сил – Христианско-демократической партии (ХДП), выступавшей за полную солидарность с капиталистическим блоком и лояльной социалистическому блоку Итальянской коммунистической партии (ИКП), являвшейся также крупнейшим формированием подобного толка во всей Западной Европе. Специфика подобной «биполярности» становилась предметом обсуждения многих исследователей.

Примечательная позиция по этому вопросу была изложена в ходе интервью известного эссеиста, автора политологических работ Эдмондо Берселли, беседовавшего журналистом Джулиано Феррара на радиостанции Rai 3 в ходе программы «Faccia a faccia» от 7 ноября 2008 года. Рассуждая на тему изменений, произошедших в итальянской политике в 90-е годы, эксперт отмечал: … «Левые и правые, это новое явление для Италии. Раньше их не было… Во времена первой республики были коммунисты, были социалисты…То есть компартия, или как она тогда называлась, представляла собой скорее некую историю, традицию и культуру, чем левую партию…Это две культуры (в частности, ХДП) уже пригодны для современности. То есть, есть культура, идущая от Компартии, и культура, идущая от левых христианских демократов…». [1, с. 232] И действительно, на протяжении практически полувека итальянская партийно-политическая сцена держалась на двух столпах: ХДП и ИКП, которые, однако, не были равноправными, в виду чего сложившаяся система получила название «несовершенная двухпартийность». За всю историю Первой республики коммунисты никогда не формировали правительственный кабинет, чему, в свою очередь, активно способствовали США.

Американский журналист Уияльям Блум в своей книге «Убийство демократии», одном из наиболее подобных описаний инструментария открытой и скрытой деятельности американских внешнеполитических ведомств и спецслужб, писал так: «Государственный департамент США поддерживал ежедневную серию прямых радиоэфиров на коротких волнах в Италии с участием именитых американцев. (По подсчетам госдепа, в Италии уже с 1946 года насчитывалось 1,2 миллиона коротковолновых приемников). Министр юстиции США в эфире уверял итальянский народ, что парламентские выборы являются выбором между демократией и коммунизмом, между Богом и безбожием, между порядком и хаосом…». [7]. Холодная война влияла на итальянскую политику самым прямым образом. Примечательно, что американская агитация работала, о чем говорили результаты парламентских выборов для ХДП (явка на выборы, к слову, практически всегда была более 90%), учитывая тот факт, что главной задачей христианских демократов ставилось подавление, а часто и отстранение коммунистической силы от правительственных кругов. Коммунистические лидеры в Италии характеризовались весьма специфической симпатией в отношении CCCР. Так, Пальмиро Тольятти, по воспоминаниям некоторых исследователей, выделял лишь Ленина и Сталина среди советских партийных. Итальянский литературовед Клара Алексеевна Страда-Янович писала по этому поводу: «…он свысока относился к советским руководителям, видя в них плебеев и недоучек, узурпировавших великое наследие Маркса, Ленина и самого Сталина. А вот западная коммунистическая интеллигенция, являясь носительницей подлинного марксизма, не допустит перегибов и метаний, подобных советским. Но Советскому Союзу он всегда сохранял верность…» [5, с. 11]. Так или иначе, по линии взаимодействия КПСС-ИКП Москва не прибегала к пропагандистской интервенции, аналогичной той, что проводили США.

Так или иначе, Холодная война прямым образом затрагивала Италию, в которой также разворачивалось противостояние мира коммунистического против «некоммунистического». Последняя формулировка, использованная в данном случае вместо термина «капиталистического», во многом обуславливается спецификой процесса исчезновения самого «Фактора К» (коммунистической угрозы), что являлось одной из главных причин возникновения Второй республики в Италии.

Распад Итальянской коммунистической партии произошёл в 1991 году. Внутрипартийные противоречия разделили коммунистов на Демократическую партию левых сил и партию Коммунистического возрождения. Христианские Демократы, главная противоборствующая коммунистам сила, оставшись фактически единственной сильной партией в стране, исчерпала себя. В таких условиях, помимо потери актуальности своей роли, ХДП оказывалась под пристальным вниманием на предмет выявления в ее структуре коррупции, связи с преступными организациями. Если исчезновение ИКП послужило отправной точкой процесса зарождения Второй республики, своеобразным запуском двигателя, то операция «Чистые руки» представляла собой нажатие на педаль газа. Происходило повсеместное выявление скандальных коррупционных связей в партийных кругах; было возбуждено свыше трех тысяч уголовных дел, «под нож» попали политики ХДП, ИСП (Итальянская социалистическая партия) и союзных с ними партиё. Итальянский журналист и политический деятель, один из лидеров коммунистической партии Джульетто Кьеза в одном из своих интервью по этому поводу отмечал: «…после 1989 года рухнула система исключения оппозиции, защитные возможности власти существенно уменьшились. К тому же произошла смена поколений. На сцену вышли молодые, около 40—45 лет от роду, юристы…Они могли открывать шкафы во властных кабинетах и смотреть, что в них есть…Все большие дела о коррупции отсылались туда и там тонули. И вдруг появляется группа молодых прокуроров. Они идеологически не сочувствовали коммунистам, они были в основном правых взглядов, но они были честными людьми. Сейчас выдвигают предположения, что кто-то управлял этим движением. Я так не считаю. Это был спонтанный и, думаю, практически объективный процесс…» [2]. В дальнейшем, как следствие этих событий, произошел и окончательный распад Христианской демократической партии.

Период начала 90-х годов в Италии характеризовался рядом референдумов об изменениях в избирательной системе. Такой была реформа Сената (1993 г.) [11]. Главным её итогам стало принятие нового избирательного закона, упразднявшего пропорциональную систему и вводившему на её месте смешанную мажоритарно-пропорциональную [1, с. 156].

Вместе с уходом традиционных партий «старой школы» в итальянскую политику приходят новые люди, наиболее ярким из которых, вероятно, был крупный бизнесмен Сильвио Берлускони. Создавая в 1994 году движение «Вперёд, Италия!», он использовал свой карьерный опыт (Берлускони занимался строительством, а в 70-е годы начал покупать телевизионные каналы). Движение подобно одному из его строительных проектов, создавалось буквально по кирпичикам, при широком использовании телевидения и ярких популистских высказываний. Само название «Forza Italia!» звучит как футбольный девиз, выкрикиваемый тысячами болельщиков на трибуне во время матча. (1986 году Берлускони покупает клуб «Милан») [6].

Идеологически партию «Вперёд, Италия» можно определить, как либерально – консервативную. Избиратель, ввиду популистского характера программы и массовой агитации, был по истине «пёстрым» - поддержка была во всех группах и слоях населения. «Я создам миллион новых рабочих мест», «Домохозяйкам будет выплачиваться зарплата», «При мне не будет повышения налогов», «Я добился успеха для своего предприятия - такой же успех ждет Италию, если меня изберут», «Моя футбольная команда «Милан» победила – так же победит Италия под моим руководством…» [3].

Вклад Сильвио Берлускони в дальнейшее развитие итальянского партийно-политического ландшафта можно объяснить несколькими тезисами. Во-первых, бизнесмен предложил итальянцам принципиально новые инструменты политической коммуникации, что способствовало значительному расширению числа типов потенциальных избирателей, ровно, как и их географии. Во-вторых, триумфальная победа правой коалиции Берлускони «Полюс свобод» на выборах 1994 года способствовала скорой консолидации итальянских левоцентристов, что привело к возникновению левого блока – «Оливковое дерево» во главе с Романо Проди, прагматичным сторонником европейской интеграции [8, 9]. Возникновение этой конкуренции положило начало блоковому противостоянию, представлявшему собой чередование в правительстве двух коалиций, в зависимости от итогов парламентских выборов. Наконец, в эпоху становления Берлускони в качестве лидера правоцентристов (90-е годы) итальянская политика персонифицировалась; противостояние идеологий превратилось в противостояние личностей. Журналист Эдмондо Берселли, непосредственный участник описываемых событий, отмечал: «…после большого политического и институционального кризиса начала 90-х годов появляются левые и правые партии в их как бы классическом виде…однако те же правые точно не знали, кто они… «Мы Берлускони» - таков ответ, в сущности, когда обобщают...» [10]. Такая неопределённость, связанная с упованием масс на многообещающего лидера, в дальнейшем, привела к росту в итальянской политике влияния популистов. Несмотря на то, что подобные силы приобрели популярность лишь в 2010-е годы, именно события становления Второй республики подготовили благоприятную почву для их развития.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Во-первых, партийно-политическая сцена Итальянской республики в годы Холодной войны характеризовалась противостоянием двух сил – Христианских демократов и ИКП, представлявших собой не столько «левые» и «правые» партии, сколько политические культуры, формально ориентирующиеся на капиталистический и, соответственно, социалистический блоки. Во-вторых, основной причиной распада Первой итальянской республики стало исчезновение одного из центров силы – ИКП, что, в свою очередь, напрямую отражало международной контекст окончания Холодной войны. В-третьих, дискредитация политиков эпохи биполярного противостояния вкупе с новым избирательным законодательством благоприятствовала появлению на партийном ландшафте страны новых формирований, способных объединяться в коалиции, что в дальнейшем привело к возникновению блокового противостояния. В-четверных, в 90-е годы политика Италии превратилась в игру образов и противоречий, законодателем которой стал Сильвио Берлускони. Именно в это время, спустя долгие годы «несовершенной двухпартийности», итальянское общество показало открытость к популизму, желание следовать за амбициозным лидером, коим является и действующий премьер-министр страны Джорджа Мелони.

Список литературы

  1. Григорьева И.В, Италия в XX веке, «Дрофа» 2006, С. 232.
  2. Джульетто Кьеза. Интервью. «Отечественные записки»: в чем специфика коррупции в Италии? Интервью. [[Электронный ресурс] //[сайт] URL: https://strana-oz.ru/2012/2/spros-na-chistye-ruki//
  3. Ковалева А.Ю. Феномен Сильвио Берлускони в контексте особенностей политики и средств массовой информации Италии // Вестник МГИМО-. 2016. – С.117-130.
  4. Левин, И. Италия после первой республики. Дубна, 2001, С.330
  5. К. Страда-Янович. Пальмиро Тольятти. Фрагменты прошлого, Мой дальний Восток - М., 2015. - С. 11
  6. Т.В. Зонова Партийная система Италии. МГИМО МИД России. Научная статья. 2018. 156-176.
  7. Уильям Блум, Убийство демократии: операции ЦРУ и Пентагона в период холодной войны. 2. Италия 1947-1948, Кучково поле; Москва; 2014.
  8. Archivio storico delle elezioni. Camera 27/03/1994. [Электронный ресурс] //[сайт] URL: https://elezionistorico.interno.gov.it/index.php?tpel=C&dtel=27/03/1994&tpa=I&tpe=A&lev0=0&levsut0=0&es0=S&ms=S//
  9. Documento di programmazione economico-finanziaria per gli anni 1998-2000, 30 maggio 1997, p. 8.
  10.  Intervista radiofradioonica con Giuliano Ferrara su Radio Rai 3 nel corso del programma “Il terzo anello” il 7 novembre 2008. Un “faccia a faccia” tra due delle più importanti firme del giornalismo italiano. [Электронный ресурс] //[сайт] URL: https://www.edmondoberselli.net//
  11. Referendum 18/04/1993 Area ITALIA [Электронный ресурс] //[сайт] URL: https://elezionistorico.interno.gov.it/index.php?tpel=F&dtel=18/04/1993&tpa=I&tpe=A&lev0=0&levsut0=0&es0=S&ms=S//

Интересная статья? Поделись ей с другими: