УДК 004.056

Возможности российско-иранского киберсотрудничества: обеспечение безопасности и противостояние киберугрозам

Акопян Гаяне Арсеновна – студентка факультета Политических и социальных технологий Российского государственного социального университета.

Аннотация: В статье дается сравнительный анализ государственной политики двух стран в цифровом пространстве. Автор сравнивает национальную политику кибербезопасности России с основными фактами построения национального фронта кибербезопасности в Иранской Республике. Особое внимание уделяется санкционному ограничению развития интернета в Иране, проводятся тождественные сравнения с политикой России в настоящее время.

Ключевые слова: кибербезопасность, национальная стратегия кибербезопасности, национальный фронт кибербезопасности, Корпус Стражей Исламской Революции.

Развитие российско-иранских отношений в современном мире находится под пристальным вниманием многих российских и зарубежных исследователей. Для понимания перспектив данных отношений предоставить увидеть существующую ситуацию в трех временных эпохах: советско-иранские отношения, российско-иранские отношения после 2000 годов и сотрудничество в цифровом пространстве.

Историческое становление отношений вызвано взаимными симпатиями советского социалистического и исламского народного общества. После Исламской революции советско-иранские отношения претерпели длительное время охлаждения и по некоторым источникам взаимной ненависти, но тем не менее сложно отрицать повышенный интерес к сравнению двух исторический путей, основываясь на некоторые близости: опыт революционного движения, высокие доходы от продажи полезных ископаемых, радикализация и поляризация общества по отношению к идеям Запада.

Ряд исследователей предлагает разделить десятилетия после Исламской революции на три этапа и придает им следующую смысловую нагрузку:

  • этап: 1978-79 годы, консолидация антишахской оппозиции вокруг революционеров. Данное событие было вызвано обнищанием населения, большим разрывом между богатым и нищим населением, что позволило сравнить опыт возникновения революционных сил с опытом дореволюционной России при последнем Романове.
  • этап: 1980-89 годы, построение в Иране политической культуры третьего пути, отрицание лидерских позиций и СССР, и США. Объединяя население на религиозной основе, представители революции отказались от классовой борьбы и рассматривали советское государство как очередной лагерь зла, отрицая даже возможную перспективу советско-иранского сотрудничества. Война в Афганистане усложнила отношения с СССР, добавив в общественный дискурс тезисы о попытках СССР ослабить борьбу Ирана с другими государствами, введя в соседнее государство войска. Ирако-иранская война также отдалила возможное сближение двух государств, что было вызвано как помощью советского государства Ираку (с целью ограничить распространение радикального ислама в государствах Востока), так и усилением антисоветских манифестаций и даже разрушение советской дипломатической собственности.
  • этап: 1990 годы. Данный этап обусловливается ослаблением механизмов плановой экономики и формированием зачаточных рыночных инструментов.

Появление общих экономических интересов побудило два государства пересмотреть внешнюю политику и определить ключевые моменты сближения. Постепенное уменьшение поддержки рабочей социалистической партии “Туве” началось с 1984 года, но только к 1990 годам стало возможно открытое сотрудничество. Наибольший интерес вызывала газовая промышленность СССР, а вывод войск из Афганистана позволил исключить СССР из официального перечня врагов. Не стоит забывать, что к этому времени санкционное давление на Иранскую Республику начинает насчитывать второе десятилетие: экономика государства не могла полностью обеспечить себя ресурсами, а усиление США в странах Востока существенно ограничивало перечень потенциальных партнеров.

В начале 1990х годов Иран начал развивать сотрудничество в рамках развития концепции “Шелковый путь -путь диалога”,участилось количество взаимных визитов в оба государства.

После образования Российского государства наметились цели по поиску фундаментальных аспектов стратегического сотрудничества между двумя государствами. Россия стала одной из первых стран, с помощью которых была совершена попытка ослабления санкционного давления путем включения механизмов взаимного рыночного сотрудничества: отмена двойного налогообложения, поддержка инвестиций, таможенное сотрудничество. Важнейшими отраслями сотрудничества становятся экономическая, энергетическая и научно-техническая сферы.

Обеспечение безопасности в регионе, добыча энергоресурсов выделяли специальные регионы сближения между Россией и Ираном. Наиболее перспективными регионами сотрудничества можно признать Каспийское море (энергетическая и экономическая сферы), Сирия (безопасность), Афганистан (безопасность).

Отмечая диверсификацию российского внешнеполитического курса и условного поворота России на Восток, можно заметить активизацию контактов между Москвой и Тегераном, особенно по направлениям экономического блока и деловых кругов. Более углубленной стала работа российско-иранской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. куратором российской части которой является вице-премьер Александр Новак, а иранской – министр нефти ДжавадОуджи.

Закрытие западных и азиатских рынков для России, отключение страны от системы SWIFT (Сообщество всемирных межбанковских каналов связи), делает все более привлекательным страны со схожими представлениями о международном суверенитете и западных ценностях. Иран постепенно становится своеобразным транспортным хабом на Востоке: усиливается развитие морской и железнодорожной составляющей проекта МТК “Север-Юг”, которая является частью проекта доступности Персидского залива и Индийского океана. В 2021 году Иран становится страной-участницей ШОС, что еще более сближает два государства в общих целях по борьбе с экстремизмом, терроризмом и обеспечением региональной стабильности и безопасности.

Со вторым расширением БРИКС, проведенным 1 января 2024 года, сотрудничество между государствами становится еще глубже, включая механизмы общего таможенного пространства, унификации пошлин и формировании единого экономического пространства.

Об увеличении экспорта между двумя государствами говорят исследования 2022 и 2023 года, хотя заметно изменение экспортных интересов. Согласно данным ФТС товарооборот 2022 года достиг отметки в 4 млрд долл США. Основными продуктами российского экспорта стали продовольствие и сельскохозяйственные товары. В структуре импорта России данные товары также составляли процентное большинство, добавляя в список пластмассы и оборудование. В 2023 году экспорт товаров из Ирана вырос на 30%: увеличился ввоз турбореактивных двигателей и турбинного оборудования, а Россия начала переговоры по субсидированию железнодорожного строительства в Иране на сумму более 1,3 млрд долл США.

Особым элементом в развитии отношений является санкционное давление, оказываемое международным сообществом на оба государства. Иранская Республика обладает громным опытом противодействия санкционной политике и формированию элементов поддержки внутренних механизмов экономики.

Развитие информационных технологий в Иране является наиболее важным направлением, так как позволяет обеспечивать противодействие угрозам стабильности в экономике и в политике на новом, кибер-уровне. В иране существуют национальные социальные сети, социальные мессенджеры и национальный прообраз известных видео- и аудио-хостингов.

Ряд отечественных исследователей давно отмечает, что система национальной кибербезопасности должна базироваться на тех мерах и действиях, которые способствуют защите процессов, операций и информации внутри интернет-пространства государства. Тем не менее, существуют трудности в идентификации и понимании характера, источника и направления кибератак. Данное обстоятельство актуализирует необходимость формирования национальной концепции кибербезопасности - кибербезопасности, актуализирующей национальные особенности, а подчас и религиозные нормы общества.

В Иранской Республике дорогой интернет, стоимость которого превышает российский в несколько раз (стоимость усредненного тарифа в Иране 1,52 долл США, стоимость усредненного тарифа в России 0,29 долл США, данные британского аналитического ресурса Cable). Тем не менее, количество населения, имеющего доступ к услугам широкополосного интернета достаточно велико: 62,2 % согласно ежегодного отчета Международного союза электросвязи. Что вынуждает государство формировать достаточно строгую и сложную политику обеспечения национального киберсуверенитета, ориентируемого на два аспекта: исламские традиционные ценности и попутку противостоять увеличивающимся угрозам киберпреступлений и кибератакам.

Количество кибератак по отношению к иранской инфраструктуре начинает увеличиваться с 2010 годов. Отчасти этому способствовало изменение цифровой стратегии и цифровой дипломатии США в публичном пространстве. Среди задач цифрового превосходства США ставятся: дискредитационная и деструктивная политика идеологических оппонентов США; противодействие культурному влиянию таких стран как Китай, Иран, Россия преимущественно в социальных сетях и интернет-пространстве; преимущественное финансирование проектов, позволяющих обходить системы государственного контроля и государственной цензуре в интернете.

Национальная киберполитика Исламского государства институционально построена на сочетании государственных и негосударственных ресурсов. Основной орган есть Верховный совет по киберпространству, руководителем которой является президент, а контролером высшее духовное лицо страны. Членами данного совета являются парламентские акторы, члены правительства, судов, представители спецслужб, армии и СМИ.

Данный совет контролирует вопросы кибербезопасности в национальном и международном пространствах: осуществляет мониторинг технологий, методик проведения политических событий. Для исполнения решений Совета действует национальный центр киберпространства.

Наиболее интересным является возникновение такого института обеспечения национальной кибербезопасности является Корпус Стражей Исламской Революции. Данный орган специализируется на защите исламских ценностей, выявлении и ликвидации враждебного интернет-контента. Занимаясь обеспечением защиты от кибер-влияния, стражи КСИР противостоят культурному давлению на иранское государство других государств.

Принимая во внимание развитие ИКТ и доступность интернет-ресурсов для молодежи, а также отмечая усиление деструктивных технологий на данное поколения, важность государственной политики в киберпространстве не поддается сомнению.

Учитывая усиливающееся деструктивное давление на российское общество и усиление позиций традиционалистов в российской политике, опыт иранской национальной политики кибербезопасности должен быть кардинально изучен.

Список литературы

  1. Бучнев Е. В. Цифровизация молодежной политики в России как фактор развития национальной стратегии кибербезопасности // Социально-гуманитарные знания. №6. – 2022. – С.152-155.
  2. Бучнев Е.В. Доступность и конфиденциальность в социальных сетях: политический аспект // Глобальные проблемы современности: поиски и пути решения. Материалы общественного онлайн-обсуждения и круглого стола. Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре государственный университет. 2022. С.158-161. DOI: 10.17084/978-5-7765-1532-3-2022-158.
  3. Валиахметова, Г. Н. Обеспечение национальной кибербезопасности в условиях виртуальных войн XXI в.: опыт Исламской Республики Иран / Г. Н. Валиахметова // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. – 2016. – Т. 11 № 2(152). – С. 87-97.
  4. Гончар Г. Ирано-российским отношениям придали ускорение // Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/technologies/industries_and_markets/articles/2023/07/10/984547-i rano-rossiiskim-otnosheniyam-pridali-uskorenie (дата обращения 19.02.2024 г).
  5. Елисеева Ю. Двое в лодке: товарооборот России и Ирана достиг рекордных значений // RU. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1434697/iuliia-eliseeva/dvoe-v-lodke-tovarooborot-rossii-i-irana-dostig-rekordny kh-znachenii (дата обращения 19.02.2024 г).
  6. Ковалев О.Г., Скипидаров А.А. Кибербезопасность в условиях национального интернета (иранский опыт противодействия киберугрозам) // Столыпинский вестник.№ 3(no. 3). 2021. С. 186-195.
  7. Иванов В.И. Иран испытывает проблемы с IT-безопасностью // Независимая газета. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru/problems/2024-01-11/6_1268_iran.html (дата обращения 19.02.2024 г).
  8. Ларина А. Экспорт иранских товаров в Россию вырос на 30% // Коммерсант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6012713 (дата обращения 19.02.2024 г).
  9. Марьясов А. Российско-иранские отношения в новых геополитических условиях // Валдай. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/rossiysko-iranskie-otnosheniya-v-novykh-usloviyakh/ (дата обращения 19.02.2024 г).
  10. Никипорец-Такигава Г.Ю., Бучнев Е. В. Методологические проблемы формирования концепции национальной кибербезопасности Российской Федерации // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(1):70-74. DOI: 26794/2226-7867-2022-12-1-70-74.

Интересная статья? Поделись ей с другими: