УДК 33? 32

Санкции – как инструмент скрытой войны

Коняхин Илья Евгеньевич – аспирант Университета управления Татарского института содействия бизнесу.

Аннотация: В последние годы санкции стали неотъемлемой частью политического диалога между различными странами. Санкции – негативное явление для любого государства, в особенности для его экономики. В статье рассматриваются различные аспекты санкционного давления на Российскую Федерацию, начиная с 2014 года, последствия введенных санкций. Проанализирована структура введенных санкций, произведен количественных разбор введенных против Российской Федерации санкций. Отмечено, что Российская Федерация – государство наиболее подверженное различным санкциям и рестрикциям в мире. Затрагиваются важные аспекты санкционного давления, а также влияние сложившейся обстановки на общество.

Ключевые слова: санкции, санкционное давление, экономическая устойчивость, экономическая война, экономический конфликт.

Начиная с 2014 года Соединенные Штаты Америки (США) ввели не поддающееся преценденту количество санкций в отношении Российской федерации (РФ). Ограничения вводятся в обход международных соглашений и договоров, в обход международных институтов, прежде всего Совета Безопасности ООН. Так же при введении санкций нарушается устав ООН, что является вопиющим нарушением международных обязательств. Имеет место частое игнорирование правил Всемирной Торговой Организации (ВТО) в осуществлении торговых операций между странами. Происходит полная подмена понятий и игнорирование устоявшихся за десятилетия норм международного поведения. Коллективный Запад, прежде всего Европейский Союз (ЕС) и Соединённые Штаты Америки (США) поставили на своё вооружение инструмент санкций на одну из ведущих экономических позиций. Все это является для коллективного Запада инструментами недобросовестной конкуренции и давления, не регулирующимися международным правом.

2022 год стал рекордным для Российской Федерации по количеству введенных санкций в отношении страны [1, с. 138]. Именно в 2022 году Россия столкнулась с ограничениями в: блокировке финансовых активов, в том числе резервов в виде валюты Центрального Банка за рубежом; замораживания активов и деятельности Банка России и отключении различных российских банков от международной системы платежей SWIFT; ограничения возможности использования банковских карт с платежными системами Visa и Master Card; рестрикции на размещение с 01.03.22 года облигационных займов РФ в зарубежных странах; различные запреты от зарубежных криптобирж и платформ на обслуживание криптокошельков; углеводородное эмбарго на импортирование из Российской Федерации в страны Европейского Союза газа, нефти и каменного угля, цветных металлов и удобрений химического производства, и т.д. [2, c. 31].

Количество санкций, введенных против России за последние 2 года, как минимум в 3 раза превышает количество наложенных рестрикций против Ирана за всю его современную историю, исходит из открытых статистических данных [3].

В прошлом Иран оставался самым подверженным рестрикциям государством мира, однако после 2022 года ситуация изменилась. Сейчас же против него действует совокупно 5011 ограничительных мер, которые накладывают ограничения для юридических, физических лиц, а так же накладывают рестрикции на транспортные средства. Однако это всё равно меньше как минимум в 3 раза, чем то что было наложено на РФ за последние два года, что составило 15628 ограничительных мер. С принятием готовящегося санкционного пакета ЕС число ограничительных мер в отношении России вырастет до рекордных 15821. [3]

Рисунок 1.

Рисунок1

На рисунке 1 проиллюстрировано общее количество введённых ограничений. Так по количеству ограничений безусловным лидером являются США, так они с 22.02.2022 ввели три с половиной тысячи ограничений. Не может не удивить тот факт, что на втором месте Швейцария с 2377 введенных в отношении РФ санкций. Канада так же не осталась в стороне, и идет на 3 месте с 2087 санкций и ограничений в отношении России. Великобритания, с недавних времен не находящаяся в составе ЕС – отдельно идёт на 4 месте с 1949 санкциями в отношении РФ, а сам Евросоюз идёт на 5 месте со 1837 ограничениями [3].

Если рассматривать структуру ограничительных мер Соединенных Штатов Америки и Европейского Союза, то они нацелены в основном не на нанесение таргетированного ущерба, а на рестрикции доступа к технологиям, высокотехнологичному оборудованию и комплектующим, направлены на ограничение инвестиционных возможностей, то есть предполагается сдерживание развития в долгосрочной перспективе [4].

Наиболее прицельно тем не менее ограничения накладываются на такие отрасли, как: топливно-энергетический комплекс, военно-промышленный комплекс, банковский сектор и машиностроение [4].

Относительно нефтегазового сектора речь в санкциях идёт о сокращении возможностей геологоразведки, так же об освоении новых месторождений, что в будущем может привести к снижению объёмов добычи, что в свою очередь повлияет на объём доходов бюджета РФ [4].

Устойчивость экономической и политической системы государства представляется ключевым фактором в экономическом конфликте. За решением западных стран ввести беспрецедентные рестрикции в отношении РФ видится уверенность в том, что для нашего государства санкции окажутся наиболее болезненными, чем для государств, им принявших [4].

Тематика санкций как инструмента экономического и политического давления в большей степени, детально и подробно изучена и проанализирована российскими учёными: И. Н. Тимофеевым [5]; С. А. Афонцевым [6]; В. В. Архиповой [7]; В. В. Штолем [8].

В условиях всепоглощающего экономического конфликта, когда Запад активизирует все более изощрённые антироссийские рестрикции с целью максимизации ущерба экономике РФ – не беря в расчет социальные последствия, оправданными являются только тщательно проанализированные ответные меры, направленные на наиболее уязвимые точки западных стран, которые смогли бы оказать существенное воздействие на стабильности хозяйственной модели их экономики.

Список литературы

  1. Амирова С.А. Экономические санкции: теоретические и исторические аспекты // Вопросы устойчивого развития общества. – 2022. – № 4. – С. 138–143.
  2. Гутман С.С., Кадзаева В.В. Теоретические подходы к изучению экономических санкций // Научный вестник Южного института менеджмента. – 2022. – № 4 (28). – С. 31–35.
  3. Против России ввели санкций в 3 раза больше, чем против Ирана за 40 лет. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20240222/sanktsii-1928870408.html (дата обращения 24.02.2024).
  4. Лебедев Алексей Сергеевич САНКЦИИ - ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ // Обозреватель - Observer. 2022. №11-12 (394–395). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sanktsii-instrument-ekonomicheskoy-voyny (дата обращения: 24.02.2024).
  5. Тимофеев И. Н. Экономические санкции как политическое понятие // Вестник МГИМО-Университета. 2018. № 2. С. 26–42.
  6. Афонцев С. А. Санкции и международные институты: перспективы снижения санкционных рисков для России // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2019. Т. 14. № 3. С. 48–68.
  7. Архипова В. В. Современный санкционный режим в отношении России: характеристика и глобальный аспект // Мир новой экономики. 2017. Т. 11. № 2. С. 13–19.
  8. Штоль В. В. Санкции как инструмент неоколониализма // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2021. № 6. С. 142–152.