УДК 32

Стратегическое партнёрство стран-участниц ШОС и ЕАЭС в рамках евразийской интеграции

Хурсинова Милана Арсеновна – магистр Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. 

Аннотация: В статье анализируется стратегическое партнёрство стран-участниц ШОС и ЕАЭС в рамках евразийской интеграции. Рассматриваются сущность, цели и задачи формирования Большого евразийского партнёрства, отмечаются особенности этого объединения. Выявляются роли Шанхайской организации сотрудничества и Евразийского экономического союза в евразийской интеграции. Приводятся рабочие принципы интеграции, которых придерживаются страны-участницы при формировании Большого евразийского партнёрства.

Ключевые слова: ШОС, ЕАЭС, евразийская интеграция, Большое евразийское партнёрство, стратегическое партнёрство.

На евразийском пространстве развивается ряд интеграционных проектов, в каждом из которых заложены перспективы евразийского партнёрства в условиях общемирового соперничества [1]. Каждый из проектов имеет свою цивилизационную базу и основан на стремлении стран-участниц к достижению поставленных целей посредством интеграции. Общей целью государств является партнёрское взаимодействие в различных форматах сотрудничества для ускорения и расширения масштабов реализации собственных экономических интересов, увеличения сфер влияния и укрепления собственного положения. Цель России заключается в восстановлении статуса великой державы, усилении влияния на страны Большой Евразии и обеспечении безопасности союзных государств. Однако вследствии слабости отечественной экономики, санкционного давления, наличия ряда внутренних проблем и вызовов и недостаточной проработки собственной платформы действий для решения экономических, политических, социальных и военных вопросов, необходимых для усиления интеграции, Россия вынуждена в значительной степени маневрировать, чтобы найти оптимальный формат взаимодействия на глобальном евроазиатском пространстве. Один из наиболее перспективных форматов – Большое евразийское партнёрство (далее – БЕП), создаваемое с целью поддержания долгосрочного мира, сотрудничества, процветания и экономической безопасности стран Евразии. Для преодоления препятствий, которые существуют на пути достижения этой цели, используется опыт существующих интеграционных структур и организаций, в том числе Шанхайской организации сотрудничества (далее – ШОС) и Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС).

Целью работы является изучение стратегического партнёрства стран-участниц ШОС и ЕАЭС в рамках Евразийской интеграции. Для её достижения были использованы аналитический, синтетический, индуктивный и дедуктивный методы обработки тематических исследований, научных публикаций и релевантных литературных источников.

Идея создания БЕП как евразийской системы межгосударственных отношений, базирующихся на доверии и стремлении к безопасности, была предложена С.А. Карагановым и поддержана В.В. Путиным в 2015 г. [2]. Локомотивом нового интеграционного взаимодействия выступил ЕАЭС, который в 2018 г. принял Декларацию о дальнейшим развитии интеграционных процессов, в которой было зафиксировано стремление к формированию БЕП основе скоординированной работы стран-участниц по вопросам сопряжения интеграционных процессов, включающим либерализацию торговых взаимоотношений и совместное развитие транспортно-логистической инфраструктуры [3].

Идея БЕП получила конкретизацию в Стратегических направлениях развития ЕАЭС до 2025 г., согласно которым ЕАЭС выступит в качестве одного из центров формирования интеграционного контура БЕП в рамках международных дискуссионных площадок и форумов и определения приоритетных проектов отраслевого сотрудничества [4]. Первым этапом формирования БЕП было обозначено сопряжение ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс, Один путь». В рамках создаваемого БЕП не планируется формирование новых наднациональных интеграционных органов.

В настоящее время ЕАЭС активно развивается: расширяется его количественный и качественный состав, география торгового и экономического сотрудничества [5]. Он продолжает активное взаимодействие с ШОС, причём в данной геополитической конструкции ЕАЭС выступает своеобразным стержнем, который формирует основы единого евразийского партнёрства с общей зоной свободной торговли. Консолидация усилий ЕАЭС и ШОС и новая комбинация евразийских стран обновляют содержание интеграционных процессов в современных мирохозяйственных отношениях, разделяя евразийское пространство на два макроуровня:

  • внутренний контур – ЕАЭС, образованный странами постсоветского пространства;
  • внешний контур – ШОС, формируемая ведущими мировыми экономиками и наиболее значимыми геополитическими странами, которые имеют выраженные самостоятельные сегменты развития.

С позиции обеспечения безопасности ЕАЭС формирует северный контур безопасности по линии Северного морского пути [6]. Совместно с ШОС они поддерживают южный островок безопасности по пространству соединения двух сухопутных частей проектов. При этом триада международных организаций – ЕАЭС, ШОС и СНГ – фактически образуют центральноазиатскую дугу стабильной безопасности и стратегического регионального развития. Данная конфигурация даёт возможность одновременно запустить три модели интеграции на разных уровнях: проект собственного развития России; развитие ШОС как союза континентальных цивилизаций; процессы развития евразийского единого таможенно-экономического пространства в рамках СНГ.

Для достижения цели БЕП – превращения Евразии в зону мира, сотрудничества и процветания – требуется решение следующих задач [7]:

  • формирование преференциальных режимов торгово-экономического взаимодействия;
  • развитие континентальной информационной, транспортной и энергетической инфраструктуры;
  • сочетание государственных планов развития;
  • гармонизация глобальной производственно-технологической кооперации;
  • переход к справедливой системе валютно-финансовых взаимоотношений;
  • завершение текущих и недопущение новых вооруженных конфликтов.

БЕП не предполагает унификации социально-экономического и политического устройства стран-участниц, а исходит из принципов безусловного уважения их национального суверенитета, невмешательства во внутригосударственные дела и сохранения разнообразия политической и хозяйственной культуры как обязательных условий поддержания добросовестной конкуренции и совместного развития, основанного на сочетании конкурентных национальных преимуществ.

Ключевыми рабочими принципами интеграции, предполагающей создание свободных торговых и инвестиционных зон, являются принципы наибольшего благоприятствования и предоставления национального режима [8]. Данные принципы выступают механизмами поддержания и развития недискриминационных взаимоотношений и международного правопорядка. Суть принципа наибольшего благоприятствования заключается в том, что одна сторона обязуется предоставить другой стороне все улучшения, предоставляемые ею любой третьей стороне в рамках партнёрских отношений; принципа предоставления национального режима – в закреплении дополнительных улучшений инвестиционного режима при создании свободных инвестиционных зон только для членов интеграционного объединения.

Создание БЕП осложняется отсутствием прецедентов межблоковых торгово-экономических партнёрств [9]. Эксперты и экономисты ЕАЭС считают, что в десятилетней перспективе реально сформировать БЕП как сеть зон свободной торговли, однако для этого требуется определить оптимальные институциональные формы для придания процессу создания евразийского сообщества интересов и ценностей необратимый характер.

Таким образом, БЕП представляет собой не просто единое интеграционное пространство, основанное на объединении свободных инвестиционных зон, автономных зон свободной торговли и регулировании социальной сферы, а один из центров экономической силы в формирующемся многополярном мироустройстве и способ мирного сосуществования различных цивилизаций. Стремление к построению БЕП указывает, что правительства дозрели до создания «суперпартнёрств» со свободными торговыми и инвестиционными зонами зонами, страны-участницы которых опираются преимущественно на равенство суверенитетов и общепризнанные правовые принципы.

Список литературы

  1. Ситников Е.В. Цели и возможности ЕАЭС в развивающемся глобальном евразийском пространстве конкуренции и сотрудничества / Е.В. Ситников, Н.И. Гавриленко, В.Ф. Вакуленко, Т.Н. Шушунова. Н.И. Гринев // Постсоветский материк. – – №4 (32). – С. 92-103. – DOI: 10.48137/2311-6412_2021_4_92
  2. Марышев А.А. Сопряжение интеграционных потенциалов ЕАЭС, ШОС и АСЕАН в рамках формирующегося большого евразийского партнерства // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. – – №4-1. – С. 242-243.
  3. Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза (Санкт-Петербург, 06.12.2018) // Европейский экономический союз. – – 8 c.
  4. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 N 12 "О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года" [Электронный ресурс] // Европейская экономическая комиссия. – URL: https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&opi=89978449&url=https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_razv_integr/strategicheskie-napravleniya-razvitiya.php&ved=2ahUKEwj5h4G2wryEAxVTTWwGHez_DWgQFnoECCAQAQ&usg=AOvVaw2gULvKhzZnaTbmT3knX07a (дата обращения: 21.02.2024).
  5. Головин В.Г., Головина Е.Е. Взаимосвязанность международных образований как фактор евразийского развития // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2020. – №2 (63). – С. 67-75.
  6. Головина Е.Е. Евразийский экономический союз в системе интеграционных мирохозяйственных процессов // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2021. – №2 (67). – DOI: 10.21672/1818-510X-2021-67-2-124-135
  7. Глигич-Золотарева М.В. Евразийская интеграция: вчера, сегодня, завтра // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. – 2020. – №3-1. – С. 164-166.
  8. Шумилов В.М., Салия М.Р. Идея всеобъемлющего (большого) евразийского партнёрства в свете международного права (часть 1) // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. – 2021. – №2. – С. 66-78. – DOI: 10.24866/1813-3274/2021-2/66-78
  9. Петровский В.Е. Россия, Китай и контуры «Большого евразийского партнерства» // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. – 2020. – №3-1. – С. 209-213.