УДК 944

Культ государства и личности

Миронов Андрей Сергеевич –  магистрант кафедры социально-гуманитарных дисциплин Мичуринского государственного аграрного университета

Аннотация: В центре внимания статьи находятся вопросы понимания сущности возникновения культов государства и личности. Формирование культа личности имеет глубокие социокультурные корни и может строиться на различных идеологических ценностях. Формирование образа власти и целенаправленная работа по его восприятию обществом является частью концептуальной работы политической системы. Большое значение в этом имеет появление культовых личностей, которые не только дают представление о политическом режиме, но создают примеры для подражания.

Ключевые слова: государство, культ личности, медиафилософия, идеология, политический образ, политический режим.

История имеет социальную и гуманитарную направленность вследствие чего зависима от общества и государства и потому часто становится предметом манипуляции. Каждая власть является отражением и порождением определенной системы социальных отношений, которые определяют политический режим.  Так как процесс оценки власти всегда субъективен и нередко иррационален, то могут рождаться политические мифы, которые с объективной действительностью имеют мало общего [2]. Процесс мифологизации власти обществом может происходить бессознательно или же сознательно в определенных целях, что зачастую зависит от восприятия народом власти. Мифы могут носить разный характер, но общество нуждается в позитивном образе политического руководства. Соответственно порождается необходимость отражения деятельности государства в позитивных символах и образах.

История служит фундаментом для строительства новой культуры и ступенькой для возвеличивания молодых политиков, которые, проводя параллели, подчеркивают и укрепляют свое положение. Культ лидера формируется не только прямым идеологическим воздействия на массы, но и косвенно через формирование культа тех, кто не может уже помешать лидеру в борьбе за власть, но чья слава и успех станут крыльями для его взлета. Так на Украине И. Мазепа должен был стать основой для культа В. Ющенко [3, с. 50-53].

В основе формирования культов лежит набор идеологических ценностей, которые могут впитывать в себя самые разные факторы: заимствовать всё лучшее из народного уклада жизни, или же, наоборот, строиться на отрицании позитивных факторов в настоящем или прошлом.

Любая власть в силах изменить трактовку исторических событий по своему усмотрению, чтобы самой выглядеть как можно лучше. Система власти всегда стремится формировать свой культ, чтобы максимально благоприятно выглядеть в глазах различных сообществ. Поэтому ей необходимо целенаправленно улучшать свой политический образ, чтобы получать от народа как можно больше поддержки и добиваться консолидации общества вокруг себя.

Таким образом, действующая власть формирует свой имидж, пытаясь угодить интересам активного меньшинства, либо пассивного большинства.

Чтобы понять качества конкретного политика (слабый лидер или сильный), необходимо проанализировать его деятельность и политическую программу. Слабость власти проявляется в том, что политическая программа строятся исключительно на критике исторических личностей и оппонентов, зачастую переходящей на личные оскорбления.

Если же программа выстроена из действий, которые приводят к улучшению жизни общества и воздерживается от унижения исторических деятелей и унижения соперников, то эту власть можно считать сильной.

Задача власти состоит не только в том, чтобы предугадывать нужды и желания народа, но и в том, чтобы обеспечить его процветание и безопасность.

Также следует обратить внимание на культовые личности, которых чествует власть, на личности, которыми гордятся и возводят в пример для подражания.

В качестве наглядного примера стоит упомянуть медиафилософию, которая ставит своей целью исследование влияния новых медиа на образ жизни, мировоззрение и сознание больших масс людей [1; 4; 5; 6]. Значение системы влияния на массовое сознание привело к тому, что в наше время практически не осталось полностью независимых медия.

Возвеличивание спорных в историческом плане личностей приводит к расколу общества внутри страны или же к расколу в международных   отношениях [20; 21; 22]. Также большую опасность представляет Интернет, где бесконтрольно может распространяться информация, негативно влияющая на развитие как личности, так и целого общества [8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19]. В России в настоящее время взят курс на сохранение культурных и традиционных ценностей [7].

Список литературы

  1. Савчук В. В. Российский домен медиафилософии // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2010. № 3. С. 181-188.
  2. Ставицкий А. В. Украинская идентичность: общие подходы конструирования и мифологизации. Севастополь: Рибэст, 2013. 160 с.
  3. Ставицкий А. В. Мифы Украины: Мазепа. Севастополь: Рибэст, 2012. 172 с.
  4. Фёдоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. М.: МОО «Информация для всех», 2014. 64 с.
  5. Хайдарова Г. Р. Медиасреда как пространство культурной практики: борьба за воображаемое // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2018. № 46. С. 49-51.
  6. Жилавская И. В. Классификация медиа. Проблемы, понятия, критерии // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2016. № 4. Т. 2. С. 15-21.
  7. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система КонсультантПлюс: [сайт]. [2015]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669 (дата обращения: 23.08.2019).
  8. Любимова А. И. Теории религиозной конверсии и новые религиозные движения в России // Вестник Русской христианской гуманитарной академи. 2009. № 1. С. 70-74.
  9. Романов А. В. Причины вовлечения в культовые религиозные группы // Известия УрГЭУ. 2013. № 2. С. 137-142.
  10. Бесконтактная вербовка: как террористы заманивают молодежь через соцсети [Электронный ресурс] // Сетевое издание РИА Новости [сайт]. [2018]. URL: https://ria.ru/20180228/1515459761.html (дата обращения: 02.09.2019).
  11. Приманки и капканы: как работают вербовщики террористических организаций [Электронный ресурс] // Информационное агентство ТАСС: [сайт]. [2016]. URL: https://tass.ru/v‒strane/3548615 (дата обращения: 29.08.2019).
  12. Террористы всё чаще выбирают женщин и лиц в возрасте 16‒30 лет для вербовки / ОП РФ [Электронный ресурс] // Российское агентство правовой и судебной информации [сайт]. [2019]. URL: http://rapsinews.ru/human_rights_protection_news/20190130/294387150.html (дата обращения: 29.08.2019).
  13. Мухаметзянов И. Ш., Хусаинова С. В. Анализ психофизиологических характеристик подверженности влиянию (вербовке) учащейся молодёжи // Казанский педагогический журнал. 2016. № 3 (116). С. 113-120.
  14. Фёдорова К. В. Вербовка как искусственное формирование поведенческой аддикции на примере синдрома Варвары Карауловой // Казанский педагогический журнал. 2016. № 3 (116). С. 131-136.
  15. Варвара Караулова [Электронный ресурс] // Интернет‒СМИ Кавказский узел [сайт]. [2019]. URL: https://www.kavkaz‒uzel.eu/articles/292173 (дата обращения: 01.09.2019).
  16. Террористы начали вербовать сторонников в онлайн-играх [Электронный ресурс] // Портал Игры Mail.ru [сайт]. [2015]. URL: https://games.mail.ru/pc/news/2015‒10‒22/igil_verbuet_naemnikov_v_onlajn_igrah (дата обращения: 02.09.2019).
  17. Террористов выводят из игры [Электронный ресурс] // Медиахолдинг РБК [сайт]. [2017]. URL:https://www.rbc.ru/newspaper/2017/11/27/5a1812759a7947098fd6b0b2 (дата обращения: 03.09.2019).
  18. Бураева Л. А. О методах вербовки женщин террористическими организациями посредством сети Интернет // Пробемы в российском законодательстве. 2018. № 5. С. 190-193.
  19. Калинина С. Б. Психологические методы вербовки молодёжи в террористические организации [Электронный ресурс] // Издание Наука. Общество. Оборона [сайт]. [2018]. URL: https://www.noo‒journal.ru/nauka‒obshestvo‒oborona/2018‒2‒15/article‒0145 (дата обращения: 08.09.2019).
  20. Мединский В. Р. Война. 1939–1945. Мифы СССР. М.: Эксмо, 638 с.
  21. Мединский В. Р. Культурная политика и национальная идея. М.: Книжный мир, 2017. 350 с.
  22. Мединский В. Р. Мифы о России. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. 302 с. 

Интересная статья? Поделись ей с другими: