УДК 740

Развитие познавательного интереса детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности посредством цифровых образовательных ресурсов

Климентьева Наталья Николаевна – кандидат психологических наук, доцент, преподаватель Института педагогики и психологии Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова.

Вторушина Ольга Алексеевна – студент по профилю «Психология образования» Института педагогики и психологии Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова.

Аннотация: Данная статья посвящена теме использования ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) во внеурочной деятельности младших школьников с целью развития познавательных интересов. Подробно рассмотрены цифровые образовательные ресурсы и возможность применения их для младших школьников в образовательной внеурочной деятельности. Также авторами проведен анализ организации внеурочной деятельности для младших школьников, целью которого является развить познавательный интерес и вовлечь данную категорию учащихся в образовательную программу.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, ЦОР, младший дошкольный возраст, развитие интереса учащихся.

На данный момент имеется актуальная проблема в сфере образования – это заинтересованность детей к образовательной школьной программе и к получению новых знаний по разным научным дисциплинам. Познавательный интерес – в первую очередь это естественное желание ребенка и искренний интерес к новым знаниям с желанием понимать изучаемый объект или тему. Данное качество значительно влияет на дальнейшую жизнь ребенка и способствует формированию других положительных качеств, которые являются вспомогательными для процесса становления индивидуума в более взрослом возрасте при определении специальности, выборе профессии и также это способствует к адаптивному навыку и создает внутри личности готовность к конкуренции и проявления себя по карьерной службе. Именно поэтому данное качество необходимо нашему обществу для того, чтобы подрастающие поколения были адаптивными к быстрым изменениям в социальной и экономической среде.

Технологии быстро изменили то, как мы живем и взаимодействуем с окружающим миром. То же самое можно сказать и об образовании, поскольку технологии оказали глубокое влияние на то, как учащиеся учатся, а учителя преподают. В естественнонаучном образовании технология обладает потенциалом революционизировать процесс обучения, предоставляя учащимся новые и захватывающие способы изучения сложных концепций. Однако внедрение технологий в учебный процесс сопряжено с определенными трудностями. В этой статье будут рассмотрены преимущества и проблемы использования технологий в естественнонаучном образовании и предложены стратегии их эффективного использования в классе.

Интерес к знаниям и процессу обучения также является важным фактором в построении научной карьеры, но и не маловажным фактором является то, что при имеющимся интересом к обучению, ребенок с большими шансами успешно сдает экзамены и поступает в ВУЗ. Заинтересованность и искренний интерес к процессу образования значительно облегчает жизнь человеку в процессе взросления, поэтому данная задача многими экспертами в области образования и работы с малыми дошкольными группами является ключевой. Для того, чтобы развивать познавательный интерес у детей требуется сочетание разных подходов образования, таких как традиционные методы, но и конечно, следует добавлять современные средства и методы, одним из которых является ЦОР.

В цифровые образовательные ресурсы входят видео материалы, фотографии, презентации, анимационные объекты, различные лазерные объекты, а также аудиофайлы, такие как аудио гиды, объекты виртуальной реальности, картографические материалы, текстовые документы и иные учебные материалы и другие информационные формы передачи информации.

Одним из наиболее значительных преимуществ применения ЦОР в образовании во внеурочное время с малыми дошкольниками является то, что они улучшают процесс обучения. Например, теперь учащиеся могут использовать симуляцию виртуальной реальности для изучения научных концепций и процедур, которые было бы трудно или невозможно продемонстрировать в реальном мире. Технология также предоставляет учащимся доступ к множеству онлайн-ресурсов, таких как видеоролики, интерактивные симуляции и обучающие игры. Это может помочь углубить их понимание сложных концепций и сделать науку более увлекательной и доступной.

Еще одним преимуществом использования технологий в естественнонаучном образовании является то, что они способствуют сотрудничеству и решению проблем. Студенты могут вместе работать над проектами и использовать технологии для обмена своими идеями и находками. Кроме того, технологии могут предоставить студентам возможность участвовать в практическом обучении, которое побуждает их критически мыслить и применять свои научные знания к проблемам реального мира.

Данный подход является наиболее эффективным для того, чтобы побудить ребенка к искреннему интересу к образованию. Немаловажным фактом является то, что благодаря ЦОР ребенок может экспериментировать и проверять различные гипотезы в формате игрового исследования.

Несмотря на многочисленные преимущества, существуют также проблемы, связанные с использованием технологий в естественнонаучном образовании. Одной из самых больших проблем является цифровая пропасть, которая относится к разрыву между теми, кто имеет доступ к технологиям, и теми, кто этого не делает. Это может привести к неравным возможностям для учащихся изучать и использовать технологии, что может увековечить существующие различия в результатах образования.

Еще одна проблема - это подготовка и компетентность учителей. Учителя должны быть хорошо осведомлены и чувствовать себя комфортно при использовании технологий в классе, что может быть затруднительно, если они не знакомы с ними или если им не хватает необходимой подготовки и поддержки. Идти в ногу с достижениями в области технологий - еще одна задача, поскольку технологии постоянно развиваются и меняются. Это требует от учителей постоянной адаптации и обновления своих навыков, чтобы эффективно использовать технологии в своем преподавании.

Наконец, финансирование и доступность также могут быть препятствием для внедрения технологий в естественнонаучное образование. Школы могут не располагать ресурсами для приобретения и обслуживания необходимой технологии, или у них может не быть инфраструктуры для ее поддержки.

Однако, в большом пространстве интернет-сервисов учителю бывает сложно ориентироваться и выбирать необходимые для работы ЦОР. Ведь федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 04 октября 2023 года №738, содержит более 400 ЦОР.

Нами были проанализированы 27 интернет-порталов, образовательных платформ и сайтов с ЦОР для обучения и развития детей младшего школьного возраста. Следует отметить, что изученные образовательные платформы и сайты для начальных классов содержат преимущественно ЦОР по учебным предметам: математике, русскому языку, окружающему миру, лишь 7 сайтов из 27 (25,92% от общего количества изученных) содержат ресурсы для использования во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. Исходя из сказанного, следует сделать вывод, что имеется сравнительно малое количество ресурсов для применения во внеурочной деятельности, а для выбора наиболее подходящих ресурсов педагогу требуется большое количество времени на самостоятельное освоение особенностей и преимуществ этих ресурсов.

Чтобы преодолеть эти проблемы и эффективно использовать технологии в естественнонаучном образовании, существует несколько стратегий, которые могут использовать учителя. Одна из наиболее эффективных стратегий заключается в том, чтобы интегрировать технологию в уроки и сделать ее неотъемлемой частью процесса обучения. Например, учителя могут использовать симуляцию виртуальной реальности для демонстрации научных концепций, или они могут использовать онлайн-ресурсы для дополнения и улучшения своих уроков.

Другая стратегия заключается в поощрении практического обучения с использованием технологий. Это может включать использование технологий для вовлечения студентов в интерактивные мероприятия, такие как виртуальные лаборатории или симуляции, которые позволяют им применять свои знания и навыки в безопасной и контролируемой среде.

Еще одним эффективным способом использования технологий в естественнонаучном образовании является персонализация обучения. Например, учителя могут использовать технологию для предоставления учащимся индивидуальной обратной связи и поддержки, или они могут использовать ее для создания персонализированных путей обучения, которые удовлетворяют потребностям и интересам каждого учащегося.

Наконец, технология также может быть использована для оценки. Например, учителя могут использовать технологию для проведения оценок, таких как викторины и экзамены, и предоставлять учащимся немедленную обратную связь об их успеваемости.

Примеры научно-технических проектов и экспериментов также можно увидеть в классах по всему миру. Например, учащиеся могут использовать датчики и регистраторы данных для сбора данных о различных научных явлениях, от погодных условий до роста растений, а затем анализировать и интерпретировать данные с помощью технологий. Это позволяет студентам участвовать в практическом, основанном на исследованиях обучении, которое воплощает науку в жизнь.

Таким образом, результаты экспериментальной работы подтверждают, что использование программы по развитию познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности посредством применения ЦОР, является теоретически обоснованным и подтвержденным практически. В заключение можно сказать, что технология обладает потенциалом революционизировать естественнонаучное образование, улучшая процесс обучения, улучшая доступ к ресурсам и способствуя сотрудничеству и решению проблем. Однако внедрение технологий в учебный процесс сопряжено с определенными трудностями, включая "цифровой разрыв", подготовку и компетентность учителей, следование технологическим достижениям, а также финансирование и доступность. Чтобы эффективно использовать технологию в естественнонаучном образовании, учителя могут интегрировать ее в уроки, поощрять практическое обучение, персонализировать обучение и использовать ее для оценки. При правильных стратегиях и поддержке технологии способны трансформировать научное образование и помочь студентам развить навыки, необходимые им для успеха в цифровую эпоху.

Список литературы

  1. Босова Л.Л. Цифровые образовательные ресурсы для пропедевтического курса информатики и ИКТ // Информатика и образование. 2009. №2. С.32-36.
  2. Горчинская А.А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности. Челябинск.1999. 187 с.
  3. Соколова Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий // Начальная школа. № 3. 2017. с. 292.
  4. Киселева Т.И. Цифровые образовательные ресурсы познавательных интересов младших школьников во внеурочной деятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-obrazovatelnye-resursy-razvitiya-poznavatelnyh-interesov-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti?ysclid=lswrrogg9h804860576 (дата обращения 22.02.2024).
  5. Отрадная Е.М. Роль внеурочной деятельности в начальной школе // Воспитание школьников. 2017. №4. 18 с.
  6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение. 2018. 328 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/?ysclid=lswu01mm3w278357717 (дата обращения 22.02.2024).
  8. Якимова М.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности // Историческая образовательная мысль. 2012. С.122-

Интересная статья? Поделись ей с другими: