УДК 37.018

К вопросу о непрерывном научном и профессиональном образовании на этапе «школьник-студент»

Евстропов Владимир Михайлович – доктор медицинских наук, доцент, научный руководитель, преподаватель кафедры Непрерывного медицинского образования Национального исследовательского института дополнительного профессионального образования.

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые проблемы формирования исследовательской деятельности при обучении в средней и высшей школе, а также необходимость в такой деятельностии в процессе послевузовского обучения. Характеризуется возможная перспектива оптимизации непрерывного научного и профессионального образования на этапе «школьник – студент» и непрерывного развития исследовательской деятельности школьника – студента с использованием дистанционного дополнительного образования в рамках неформального и информального образования, при участии профессиональных исследователей в качестве научных руководителей для обучающихся, в том числе для проживающих в отдаленных районах, и в силу этого территориально оторванных от учебных и научных центров.

Ключевые слова: непрерывное научное и профессиональное образование, рабочий цикл научного творчества, дистанционное обучение, исследовательская деятельность, старшеклассник, студент.

Известно, что в развитии и реализации идей непрерывного образования актуальным в наше время является построение взаимодополняемой системы формального, неформального (вне рамок формальной системы) и информального (индивидуального) образования [1].

Развивающее обучение, проходящее через все ступени общего и профессионального образования, а также научная подготовка в аспирантуре и докторантуре имеют общие основания. Поэтому оно рассматривается с единых позиций и строится как единая система научного образования, обеспечивающая развитие способностей к научному творчеству [2].

И.В. Ронжин полагает, что, в силу своей комплексности научное образование носит «сквозной» характер, сопровождая каждого обучающегося во всех образовательных учреждениях на протяжении всего его обучения [3].

По мнению В.С. Леднева, основной рабочий цикл научного творчества в рамках непрерывной спирали восхождения от незнания к знанию заключается в формировании системы знаний и умений, развитии механизмов психики и воспитания, обеспечивающих:

  • осознание проблемы (анализ практики, анализ теории объекта, их сопоставительный анализ и др.),
  • определение аксиоматики,
  • синтез гипотетических теорий (поиск гипотез),
  • аналитическую и экспериментальную проверка гипотезы,
  • соответствующую корректировку гипотетической теории [2].

В нашей стране лучшие учебные и научные центры расположены крайне неравномерно и сосредоточены, как правило, в немногих крупных городах. Потому, как считает Д.А. Козлова, дистанционное обучение может рассматриваться как самостоятельная форма обучения для реализации непрерывного образования обучающихся, проживающих в отдаленных районах, и в силу этого территориально оторванные от учебных и научных центров [4].

В связи с вышеизложеным, мы полагаем актуальной разработку дистанционной краткосрочной учебно-научной программы, с помощью которой обучаемый (старшеклассник или студент начальных курсов) мог бы освоить базовый алгоритм основного рабочего цикла научного творчества этапа «школьник – студент», обеспечивающий прежде всего:

  • осознание проблемы (анализ практики, анализ теории объекта, их сопоставительный анализ и др.
  • поиск гипотез;
  • аналитическую и экспериментальную проверку гипотез;
  • мотивированность обучаемых и развитие их способности к реализации научно-исследовательской работы.

В этой программе определенная роль должна отводиться лекциям. Лекция, по отношению к внеаудиторной самостоятельной работе студентов, выполняет направляющую роль. управляемая деятельность студентов последовательно переводится в самоуправляемую, воспроизводящая, репродуктивная – в активную, творческую [5].

А.В. Ефанов с соавторами, анализируя организацию научно-исследовательской работы студентов в ВУЗе, отмечают, что у каждого начинающего исследователя должен быть научный руководитель, который в процессе на работы будет оказывать исследователю научную и методическую помощь, контролировать и корректировать его действия. Это консультативная помощь в составлении плана работы, в поиске источников информации и оценке готовности исследования для оформления и публикации [6,7].

Научный руководитель должен быть у каждого начинающего исследователя-старшеклассника если тот занимается не учебно-исследовательской, а научно-исследовательской деятельностью, например, изучением междисциплинарных аспектов биологии и информатики и т. д. Понятно, что в данной ситуации научным руководителем должен быть не школьный преподаватель, а опытный исследователь из НИИ или профильной кафедры ВУЗа.

Возможность и целесообразность выполнения научно-исследовательской работы с последующим оформлением ее результатов в виде научной статьи нередко может возникнуть уже у старшеклассников и у студентов младших курсов. В связи с этим начинающим исследователям может помочь элементарная информация (основные термины и понятия) основ науковедения [8].

Как полагает Ю.С. Бушмакова, задачей педагога, как научного руководителя, является обучение школьника составлению научных текстов. Известно также, что в современном обществе человек эрудированный, а также имеющий творческий потенциал всегда более успешен и востребован. Поэтому необходимо приобщение к научно–исследовательской деятельности еще в школе [9,10].

По мнению Е.В. Ефимовой, активное формирование исследовательской деятельности начинается только в высшей школе и продолжается в процессе послевузовского обучения, тогда как в средней школе формируются лишь отдельные разрозненные учебно-исследовательские навыки. Автор полагает, что одна из главных причин разрозненности образовательных процессов средней и высшей школ заключается во введении в вузе принципиально нового для обучающихся вида деятельности без предварительной подготовки к ней, поэтому возникает острая необходимость в системном формировании исследовательской деятельности в условиях интеграции общеобразовательной и высшей школ. Отмечается также отсутствие работ, описывающих педагогические условия целостного и системного процесса формирования и развития исследовательской деятельности школьника – студента, недостаточной разработанностью педагогических условий непрерывного развития исследовательской деятельности школьника – студента как фактора интеграции образовательных процессов школы и вуза [11].

Исследовательская деятельность обучающихся школьников и студентов и должна носить системный характер и обеспечивать непрерывное их участие в научной работе в течение всего периода обучения [12].

Таким образом, для оптимизации непрерывного научного и профессионального образования на этапе «школьник – студент» и непрерывного развития исследовательской деятельности школьника – студента, как фактора интеграции образовательных процессов школы и вуза, целесообразно, по нашему мнению, активно использовать возможности дистанционного дополнительного образования, с участием профессиональных исследователей в качестве научных руководителей обучающихся, в том числе, для проживающих в отдаленных районах, и в силу этого территориально оторванных от учебных и научных центров. Такое обучение может проводиться в рамках неформального и информального образования для старшеклассников и студентов-заочников. В качестве прообраза дополнительной образовательной программы такого подхода вероятно могут быть использованы элементы структуры дополнительной образовательной программы «Азбука научного творчества» [7,8,10], а также элементарная характеристика методов научного познания [13] и др.

Список литературы

  1. Осокин И. В. Непрерывное образование как важная составляющая современной системы образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 2. С. 213-217.
  2. Леднев В.С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. Издание второе, исправленное – М.: МГАУ, 2002. –120 с.
  3. Ронжин, И. В. Роль научного образования в формировании творческого мышления личности // Молодёжь и наука: Сборник материалов VII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, посвященной 50-летию первого полета человека в космос [Электронный ресурс]. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. – Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2011/section07.html.
  4. Козлова, Д. А. Дистанционное обучение как инновационный подход в реализации непрерывного образования [Текст]. // Вестник Таганрогского института им. А. П. Чехова, 2013. – Спецвыпуск № 1. – С. 36-40.
  5. Самостоятельная работа студентов: поиски, проблемы, решения / под ред. А. М. Юркова. – Ростов н/д: изд-во рост. Ун-та, 1991.
  6. Организация научно-исследовательской работы студентов в вузе: учеб.-метод. пособие / А.В. Ефанов, В.А. Федоров, Л.C. Приходько, A.C. Зуева, К.В. Комарова. науч. ред. В.А. Федоров. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО "Рос. гос. проф.-пед. Ун-т", 2009. – 144 с.
  7. Евстропов, В. М. Введение в науковедение: элементарные основы научно-исследовательской деятельности / В. М. Евстропов // Современная школа России. Вопросы модернизации. – 2022. – № 6(43). – С. 89-91.
  8. Евстропов В. М. Основные принципы формирования и методический алгоритм информационного обеспечения при конструировании научной статьи / В. М. Евстропов // Заметки ученого. – 2022. – № 9. – С. 80-85.
  9. Бушмакова Ю. С. Научно–исследовательская деятельность как инновационный процесс в работе школы–гимназии // Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей победителей IV Международной научно–практической конферен- ции: в 3 частях, Пенза, 25 мая 2017 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. – С. 37–39.
  10. Евстропов, В. М. Структура авторской общеобразовательной программы дополнительного образования "азбука научного творчества" / В. М. Евстропов // Современная школа России. Вопросы модернизации. – 2021. – № 8-1(37). – С. 117-119.
  11. Ефимова Елена Викторовна. Развитие исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования "школа-вуз": специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ефимова Елена Викторовна. – Уфа, 2005. – 22 с.
  12. Безусова, Т. А. Организация исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования / Т. А. Безусова, Л. Г. Шестакова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 55-8. – С. 72-80.
  13. Методология и методы научного познания [Текст] : учебное пособие / И.Л. Бахтина, А.А. Лобут, Л.Н. Мартюшов,; Урал. гос. пед. ун – т. – Екатеринбург, 2016. – 119 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: