УДК 376.37

Некоторые особенности описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Казанова Елизавета Александровна – студентка Смоленского государственного университета.

Колодовская Елена Анатольевна – преподаватель Смоленского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена проблеме изучения описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), исследованию уровня владения описательной речью, выявлению особенностей рассказов-описаний у данной категории детей.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, связная речь, описательная речь.

Дошкольный возраст является благоприятным этапом в совершенствовании всей речевой системы ребёнка. В детском саду значимое место отводится развитию связной речи, как одной из приоритетных задач речевого воспитания детей. Хорошее владение связной речью даёт дошкольнику возможность правильно и развёрнуто излагать свои мысли, позволяет беспрепятственно осуществлять коммуникацию с ровесниками и взрослыми, развивает личностную и познавательную стороны ребёнка, подготавливает его к переходу на школьную ступень обучения.

Особенно значимой работа по развитию связной речи представляется для детей с речевыми патологиями, среди которых велик процент детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, лексического и грамматического строя языка, связной речи.

Описание является одним из типов связной монологической речи. Данный тип связного высказывания также страдает у детей, имеющих ОНР, и характеризуется рядом особенностей.

Нами были изучены 14 детей старшего дошкольного возраста, имеющих логопедическое заключение «Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития)», с целью выявления индивидуального уровня и особенностей владения описательной речью у данной категории воспитанников.

Для всестороннего изучения описательной речи мы воспользовались элементами методик В.П. Глухова «Обследование связной речи» [1] и О. Е. Грибовой «Обследование речи дошкольников» [2].

Таким образом, методика констатирующего эксперимента включала три задания: составление рассказа-описания с опорой на объект; составление рассказа-описания с опорой на картинку, составление рассказа-описания по впечатлению (по памяти). Для оценки полученных результатов были использованы критерии, определённые В.П. Глуховым, а именно: полнота и точность отражения свойств предмета, наличие логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании признаков предмета, использование языковых средств словесной характеристики [1]. Данные критерии легли в основу разработки уровней выполнения задания (высокий, удовлетворительный, недостаточный, низкий), оцениваемых в баллах.

Задание №1. Составление рассказа-описания с опорой на объект-куклу. Результаты задания представлены на рисунке 1. По данному заданию большая часть испытуемых (57%), имеют недостаточный уровень развития описательной речи. В рассказах детей наблюдаются следующие недостатки: дети не всегда были способны выделить непосредственно объект описания, они сразу приступали к перечислению составных частей объекта (куклы) и его признаков. Логическая последовательность перечисляемых признаков также была нарушена: ребёнок мог начать описывать куклу, начиная рассказ о бусах, затем переключался на волосы куклы, лицо и его составные части, затем переходил к описанию платья. Зачастую дети не связывали предложения между собой, а переходили к простому перечислению подмеченных признаков. Наблюдались множественные аграмматизмы: неверное образование сложного имени прилагательного, обозначающего оттенки цветов «волосы серо-светлые», ошибочное образование глагольных форм «когда куклу ложишь» и др. Также у части детей отмечался бедный словарный запас, не позволяющий им назвать все составные части куклы, часто испытуемые не могли назвать цвет или оттенок, определяли цвет неверно. Пример рассказа, составленного одним из детей (5 лет, недостаточный уровень выполнения задания): «…Это Маша. Губки, бровки, глазки коричневые, носик, ножки, ручки. Платье бордовое, белое. Волосики рыженькие, коротенькие. У мамы точь-в-точь, как у этой куклы волосики».

1

Рисунок 1. Уровень сформированности умения составлять рассказ-описание по наглядному образцу (в%).

Задание №2. Составление рассказа-описания с опорой на картинку «Кошка» из альбома Смирновой И.А. [3]. Подробные результаты отражены на рисунке 2. По данной пробе у большей части детей (64% воспитанников) также обнаружился недостаточный уровень развития описательной речи. В рассказах дошкольников были обнаружены следующие особенности: рассказ также часто сводился к простому перечислению наблюдаемых признаков; логическая последовательность изложения описываемых признаков нарушалась. Детям требовались побуждающие и наводящие вопросы для продолжения описания картинки. Наблюдалась незавершённость микротем. В рассказах детей не были отражены существенные признаки описываемого объекта. Наблюдались лексические ошибки: «борода» (верное обозначение-«грудка»), «колокольчик» (верное обозначение- «бантик»). Приведём пример рассказа одного из детей (6 лет, недостаточный уровень): «Котёнок. Домашнее. Потому что оно живёт в доме. У котика жёлтые глаза. У котика серая пушистая…Нос, рот, уши, лапы, ноги, хвост, борода».

2

Рисунок 2. Уровень сформированности умения составлять рассказ-описание об объекте с опорой на картинку (в%).

Задание №3. Составление рассказа-описания по впечатлению (по памяти) на тему: «Мой лучший друг». На рисунке 3 представлены результаты выполнения данного задания. У 72% детей выявлен недостаточный уровень развития описательной речи. В рассказах детей были выявлены такие особенности: в процессе ответа многие дети прерывались после каждого предложения на обдумывание своего следующего высказывания, соответственно, в рассказах было много пауз. Детям требовались наводящие вопросы для продолжения построения рассказа-описания. Дети затруднялись в описании внешнего вида друга, подмечали только цвет и длину волос, реже-цвет глаз. Также наблюдались лексико-грамматические ошибки. Пример рассказа-описания одного из детей (5 лет, выявлен недостаточный уровень выполнения задания): «Подруга есть, Света. У неё волосы длинные. Она умная. Она любит заниматься, она рисует. Она делится со мной игрушками».

3

Рисунок 3. Уровень сформированности умения составлять рассказ-описание на основе личного опыта (в%).

По итогам выполнения каждого задания прослеживается вывод о преимущественно недостаточном уровне сформированности навыков составления рассказов-описаний у детей, задействованных в эксперименте: в задании №1 «недостаточный уровень» у 57 % детей, в задании №2-у 64%, в задании №3-у 72%.

Если оценивать суммарные результаты по всем трём заданиям, то высоким уровнем развития монологической описательной речи не обладает ни один ребёнок, удовлетворительный уровень обнаружен-у 7 детей (50%), недостаточный уровень-у 6 детей (43%), низкий уровень-у 1 ребёнка (7%). Результаты представлены на рисунке 4.

4

Рисунок 4. Общий уровень умения составлять рассказы-описания (в %).

Анализируя описанные выше особенности, можно выделить следующие черты описательных рассказов, характерные для старших дошкольников с общим недоразвитием речи:

  1. при описании не все дети выделяют сам объект описания;
  2. описания недостаточно информативны, непоследовательны;
  3. наблюдается незавершённость микротем, логика повествования нарушена;
  4. отсутствует связь между структурными частями рассказа-описания, рассказ сводится к перечислению фактов о предмете;
  5. наблюдается недостаточная сформированность лексико-грамматических категорий;
  6. дети нуждаются в наводящих вопросах по ходу составления описания.

Все эти особенности ограничивают детей старшего дошкольного возраста в составлении полноценного рассказа-описания. Требуется специальная коррекционная работа по развитию описательной речи у детей с ОНР.

Список литературы

  1. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. М.: Юрайт, 2024. 231 с. Режим доступа: https://urait.ru/book/metodika-formirovaniya-navykov-svyaznyh-vyskazyvaniy-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-541110 (дата обращения: 03.03.2024).
  2. Грибова О.Г. Технология организации логопедического обследования. М.: АРКТИ, 2019. 80 с.
  3. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи. СПБ: Детство-Пресс, 2021. 48 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: