УДК 378

Мотивация обучения информатике студентов социально-гуманитарного профиля

Борисова Наталия Сергеевна – старший преподаватель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: Высшее образование нового тысячелетия ориентировано на подготовку специалистов способных грамотно и эффективно работать с информацией. Информационный капитал человека, включающий опыт работы с информационными технологиями, становится ключевым фактором в условиях развития высоких технологий и информатизации различных сфер деятельности. Мотивация обучения информатике студентов социально-гуманитарного профиля - это процесс, который побуждает студентов изучать информатику, понимая ее важность и преимущества, которые она может принести в их образование и будущую карьеру.

Ключевые слова: мотивация, обучение, учебно-познавательная деятельность.

Эффективность внедрения информационных технологий в образовательный процесс требует постоянного развития не только компетенции педагогов, но и разработки новых форм и инструментов взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Мотивация студентов к самостоятельной исследовательской и научной работе в настоящее время неразрывно связана с использованием компьютерных, информационных и телекоммуникационных систем. Поэтому первоочередной задачей педагога является обучение студентов цифровой грамотности и этике, что позволит обеспечить им безопасное и эффективное использование онлайн-ресурсов.

В новом тысячелетии, в условиях динамично меняющегося мира, академическое образование ориентировано на подготовку специалистов, способных грамотно и эффективно добывать, анализировать и применять информацию для принятия обоснованных решений в различных сферах жизни и профессиональной деятельности. Важным аспектом молодых специалистов является способность адаптироваться к новым технологиям и тенденциям в области информационных технологий [1].

Знание компьютерных и информационных технологий становиться все более значимым фактором, как в уже существующих отраслях экономики, науки, образования, так и в сфере новых продуктов и услуг, порожденных развитием высоких технологий.

Сегодня информационный капитал человека открывает ему беспрепятственное вхождение в современное информационное общество, .обеспечивает доступ к информации. Опыт работы с компьютерными технологиями, рассматривается как культурный капитал, играющий ключевую роль в эффективном формировании интеллектуального потенциала личности.

В настоящее время все четче возрастает противоречие между потребностями общества в использовании компьютерных систем для разработки социальных технологий интеграции людей в глобальное информационное пространство и нехваткой компьютерных и информационных знаний у выпускаемых специалистов социально- гуманитарной сферы. Создавшееся противоречие делает актуальным вопрос мотивация обучения информатике студентов социально-гуманитарного профиля.

Мотивационные процессы, направленные на устранение сложившегося противоречия требуют не только изменения цели обучения студентов социально-гуманитарного направления, но и теоретического обоснования и практической разработки мотивационных моделей, обеспечивающих формирование компьютерно-информационного опыта у студентов в вузе.

Сейчас изучение информатики и смежных дисциплин является одним из ключевых условий подготовки специалистов любого профиля, поскольку стремительное развитие компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий требует от выпускников навыков в области информатики [2]. Этот навык включает в себя умение пользоваться не только текстовыми редакторами, но и электронными таблицами, программами для создания презентаций, графическими и мультимедийными программами и т.д.

Студенты, обучающиеся по социально-гуманитарному направлению, не всегда обладают навыками применения компьютерных технологий на необходимом уровне. Во многом это связано с отсутствием серьезного отношения при изучении информатики и смежных с ней дисциплин. Так называемый прагматический подход характерен для студентов, рассматривающих только необходимые практические навыки и умения и осваивающих только те компьютерные технологии, которые, по их мнению, необходимы в их будущей профессиональной деятельности. Поэтому, у большинства преподавателей возникает вопрос, как замотивировать студентов к изучению информатики и смежных с ней дисциплин.

Выделяются следующие виды мотивации [3]:

  • внешняя мотивация (экстринсивная) - мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами;
  • внутренняя мотивация (интринсивная) - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

С процессом формирования мотивации связано и ее стимулирование, то есть создание факторов, побуждающих к мысли и действию.

Одним из факторов является грамотный метод учебной деятельности: студенты должны не только приобретать знания и умения по отдельности, но и осваивать их вместе. Способность всесторонне применять теоретические знания и практические навыки в учебной, профессиональной и бытовой деятельности называется компетенцией.

Таким образом, изучение информатики является одним из ключевых средств формирования и развития как общекультурных, так и профессиональных компетенций будущих кадров социально-гуманитарного направления.

Реализация компетентностного подхода неразрывно связана с выработкой и постоянным повышением как внутренней, так и внешней мотивации к изучению тех или иных дисциплин.

Внутренняя мотивация более естественна, поэтому она приводит к наиболее успешным результатам в изучении того или иного материала. Основной проблемой при внутренней мотивации является возникновение у учащихся непосредственного интереса, цель которого - добиться хороших результатов в учебно-познавательном процессе. Чтобы вызвать такой интерес у студентов, необходимо активизировать учебно-познавательную деятельность [4].

Для активизации учебно-познавательной деятельности у студентов социально-гуманитарного направления и последующей мотивации на практических занятиях по информатике следует оценивать активное участие в учебном процессе — работа у доски и у компьютера, выполнение индивидуальных работ. Основной задачей при активизации учебно-познавательной деятельности является повышение эффективности процесса вовлечения студентов в изучение дисциплины.

Внешняя мотивация обусловлена внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Одним из таких обстоятельств являются взаимоотношения преподавателя со студентами в учебном процессе. В ситуациях, где отношения носят негативный характер, уровень мотивации резко снижается. При доброжелательных же отношениях между преподавателем и студентами интерес к изучаемым дисциплинам может значительно повыситься.

Многогранность учебного процесса требует постоянного совершенствования системы контроля познавательной деятельности студентов, что продиктовано главной целью - подготовкой грамотных специалистов и быть конкурентноспособными в условиях рыночной экономики. Одним из путей улучшения контроля может быть рейтинговая модель объективной оценки многокомпонентной познавательной деятельности студентов по каждой изучаемой дисциплине, предусмотренной учебным процессом, и ориентированной на конечный результат.

В настоящее время рейтинговая система оценки работы студентов реализуется во многих высших учебных заведениях. В ней предусмотрены два направления оценки познавательной деятельности: рейтинговая оценка усвоения обязательной учебной программы по дисциплине и рейтинговая оценка самостоятельной работы студентов (уровень мотивации) [5].

Рейтинговая оценка самостоятельной работы студентов – это оценка, которая выставляется за выполнение заданий, работы и проектов без участия преподавателя. Она позволяет оценить уровень самостоятельности, ответственности и качества выполненных задач студентами, а также уровень замотивированности к изучению дисциплины.

Рейтинговая оценка самостоятельной работы студентов может быть выставлена на основе следующих критериев:

  1. Самостоятельность выполнения задания – оценка степени самостоятельности, с которой студент выполнил работу без помощи преподавателя или других студентов.
  2. Качество выполненной работы – оценка уровня качества и содержания выполненных задач или проектов.
  3. Соблюдение сроков – оценка того, насколько студент соблюдал установленные сроки выполнения заданий.
  4. Точность и аккуратность – оценка уровня точности и аккуратности выполненной работы.
  5. Творческий подход – оценка степени творческого подхода студента к выполнению задач.

Рейтинговая оценка может выражаться числами, буквами или другими символами в зависимости от используемой системы оценки. Она является важным инструментом для оценки студенческой работы и мотивации студентов к самостоятельному обучению и развитию.

Таким образом, знания в области компьютерных и информационных технологий становятся все более важными в существующих и новых отраслях экономики и образования. Информационный капитал, основанный на опыте работы с технологиями, обеспечивает студентам доступ к информации и позволяет им успешно ориентироваться в информационном обществе.

Мотивация обучения информатике студентов социально-гуманитарного профиля - это процесс, который побуждает студентов изучать информатику, понимая ее важность и преимущества, которые она может принести в их образование и будущую карьеру. Мотивация при изучении информатики и смежных с ней дисциплин может быть усилена за счет создания благоприятной атмосферы при учебно-познавательной деятельности.

Список литературы

  1. Мукашева А. А., Олейников А. А. Организационно-педагогические основы формирования компьютерноинформационного опыта у студентов: Монография, Костанай. – 2008.- 143 с.
  2. Клепцова Е. Ю., Рубцова Д. О. Проблемы мотивации студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 32. – С. 60–66. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56665.htm.
  3. Мельников В.Е. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема // Вестник НовГУ. №5 (96). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-k-obucheniyu-studentov-v-vuze-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema.
  4. Закунова Е.Д., Анисимова А.Е., Слюзнева К.В., Гордеев К.С., Жидков А.А. Мотивация студентов к обучению // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 11. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/11/88167.
  5. Елисеева Е. В., Иванова Н. А., Малинников С. Г. Совершенствование информационно-технологической подготовки студентов вуза на основе практико-ориентированного и оптимизационного подходов в обучении // Проблемы современного педагогического образования. №59-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-informatsionno-tehnologicheskoy-podgotovki-studentov-vuza-na-osnove-praktiko-orientirovannogo-i.

Интересная статья? Поделись ей с другими: