УДК 378.147

Обзор актуальных проблем современного высшего образования

Салищева Ольга Гурьевна – преподаватель кафедры Математики и инженерной графики Военной академии связи имени маршала Советского Союза С. М. Буденного.

Аннотация: Несмотря на прогресс, современная образовательная система требует дополнительных реформ для повышения качества и профессионализма специалистов. Необходимы шаги для гармоничного развития общества, например, соответствие международным стандартам и удовлетворение национальных потребностей в квалифицированных кадрах. В статье анализируются проблемы высшего образования в России. Освещаются вопросы, такие как теоретическая направленность образования, несоответствие спроса и предложения специалистов, финансовые и технические трудности университетов, улучшение качества обучения, подготовка и мотивация преподавателей. Представлены предложения по решению этих проблем в соответствии с последними указами Президента РФ.

Ключевые слова: высшее образование, повышение качества образования, образовательная система, модернизация.

Образование играет ключевую роль в развитии общества, отражая и определяя будущее государства. Для стран, которые стремятся к мировому лидерству, крайне важно развивать интеллектуальный потенциал нового поколения и решать текущие и будущие проблемы в образовании. Повышение грамотности и образовательного уровня населения является приоритетом для стран, которые нацелены на мировое развитие и признание. Тем не менее, современная образовательная система России сталкивается с некоторыми проблемами, которые требуют вмешательства со стороны государства.

Сейчас множество учреждений, такие как Высшая школа экономики (ВШЭ), РАНХиГС, Институт стратегии развития образования РАО и частные организации, активно изучают проблемы образования в России. Они рассматривают как общие, так и специфические аспекты, которые затрагивают школы и вузы. Россия также участвует в международных исследованиях образования, в том числе TIMSS, PIRLS и PISA.

Согласно социологическим исследованиям, студенты и преподаватели положительно оценивают творческие возможности и поддерживают идеи самостоятельной работы, совершенствования экзаменационных процедур, участия в управлении вузами и развития конкурентоспособной системы аттестации. Однако к середине 90-х годов высшее образование в России столкнулось кризисом, из которого не все учебные заведения смогли эффективно выйти.

Далее, давайте разберем, какие на данных момент выделяются основные проблемы в сфере высшего образования.

Например, мы можем наблюдать, что образование имеет больше теоретическую ориентацию образования, в то время как практическое применение недостаточно развивается [4, с.141]. Современная система подготавливает будущих ученых с теоретическими знаниями, но они испытывают трудности при их практическом применении, что в свою очередь приводит к дефициту специалистов с необходимыми практическими навыками и усугубляет разрыв между образованием и требованиями рынка труда.

Автор А.В. Бровкин отмечает, что проблемы в российской образовательной системе негативно сказываются на рынке труда и экономике страны. Низкое качество образования подтверждается малым числом российских университетов в международных рейтингах, таких как Times Higher Education, QS и ARWU.

Для решения этой проблемы, необходимо исследовать проблемы высшего образования в контексте современных трендов рынка, что поможет разработать меры для преодоления образовательного кризиса.

Другой характерной проблемой является дисбаланс между потребностями рынка труда и выпускниками вузов, что затрудняет трудоустройство, вынуждая многих специалистов искать работу вне своей специальности или переквалифицироваться.

Необходимо проводить более тщательный отбор абитуриентов в вузы, с акцентом на желание получить качественное образование, а не только диплом. Государство должно также активно способствовать развитию отраслей, обеспечивающих трудоустройство молодых специалистов [1].

Недофинансирование высшего образования в России ведет к ухудшению качества образования и снижению его престижа. Ограниченные финансовые ресурсы приводят к дефициту квалифицированных специалистов, что снижает мотивацию преподавателей и оказывает негативное влияние на общество. Кроме того, следует обращать внимание на техническое оснащение вузов, чтобы оно соответствовало современным требованиям.

В контексте этой проблемы вузы должны сфокусироваться на создании стартапов, которые будут связаны с процессом обучения и квалификационными экзаменами и ориентированы на потребности предприятий. Именно это поможет в организации целенаправленной подготовки и трудоустройстве выпускников. Более того, требуется обновлять устаревшее оборудование и активно внедрять новые образовательные технологии во всех регионах России.

Одной из ключевых задач высших учебных заведений является повышение качества образования. Основные цели данного процесса включают в себя развитие логического мышления, способности к анализу, синтезу и принятию самостоятельных решений. Качество образования влияет на экономический рост и модернизацию общества, а ведь оно зависит от организации учебного процесса.

Использование инновационных методов управления и развития образовательных программ – основной путь решения этой проблемы. Основные меры включают в себя следующие виды деятельности [5, с. 34]:

  • детальное планирование учебного процесса;
  • создание условий для усвоения знаний;
  • внедрение модульной системы;
  • рейтингование студентов;
  • оценка трудозатрат и образовательных стандартов,;
  • коллективное проектное обучение;
  • развитие практических навыков;
  • внешняя экспертиза высшего образования;
  • анализ качества подготовки выпускников.

Например, активные методы обучения, такие как деловые игры и семинары, позволяют студентам активно участвовать в образовательном процессе, выражать свои взгляды и применять знания на практике. Все это способствует развитию их мыслительных способностей.

На данный момент наблюдается кризис в традиционной системе образования. Современное образование требует адаптации к глобальным изменениям, к примеру, обновление методов преподавания, учебных ресурсов и роли преподавателя. Следует обучать студентов навыкам поиска и применения информации, что потребует новых учебников и методических пособий, а также подготовки педагогов.

Для этого надлежит изменить педагогическую концепцию, повысить престиж профессии учителя и его социальный статус. Образование должно охватывать не только передачу знаний, но и формирование личности, воспитание и самообразование [2]. Особое внимание следует уделить подготовке и мотивации педагогических кадров, а также привлечению молодых специалистов.

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что текущая образовательная система нуждается в реформах для повышения уровня образования и подготовки большего числа квалифицированных специалистов. В указе Президента РФ подчеркивается, что для развития нации необходимы дополнительные меры, которые будут соответствовать международным стандартам и удовлетворять потребностям страны в высококвалифицированных кадрах.

Год 2023, по указу Президента РФ В.В. Путина, объявлен годом педагогических работников и наставников, что в очередной раз указывает на актуальность данной темы. Президентские указания направлены на повышение роли учителя и его социальную поддержку. Министр Просвещения РФ, Сергей Кравцов, отмечает принятые законодательные меры, такие как улучшение профориентации и обновление программ педвузов. Акцент делается на конкурсном движении среди педагогов, формировании нравственности молодежи, развитии ценностных ориентиров и умения самостоятельно анализировать информацию [3].

Список литературы

  1. Афанасьев М.Н., Ткачева О.А. Проблемы современной системы образования в России «Экономика и управление»// - Шахтинский институт (филиал) ЮРГПУ(НПИ) им. М.И. Платова. – 2016. – с. 2 электронный ресурс https:// cyberleninka.ru/article/n/problemy-sovremennoy-sistemy-obrazovaniya-v-rossii
  2. Бровкин А.В. Проблемы современной российской системы высшего образования и пути их решения в интересах всех участников образовательного процесса: часть 1 – Современное образование. – 2018 – 10 с.
  3. Вестник образования. Электронный периодический журнал. Слово министра Просвещения РФ Сергея Кравцова – 2022-92 с. – электронный ресурс https://vestnik.edu.ru/
  4. Зайналов Ж.Р. Проблемы повышения качества обучения. / монография «Состояние, проблемы и перспекимвы развития современного образования» под ред. Айларовой З.А. и др.. – Петрозаводск: МЦНП «Новая наука» - 2022. – с. 136-151.
  5. Салаватова А.М., Ибрагимова Л.А. Современные проблемы образования: Учебное пособие. Нижневартовск: изд-во НВГУ – 2022. – 136с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: