УДК 376.112.4

Методические затруднения педагогов при разработке специальной индивидуальной программы развития для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития

Шестакова Юлия Викторовна – старший преподаватель Института развития образования Иркутской области.

Аннотация: В контексте реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) рассматривается актуальный вопрос разработки специальной индивидуальной программы развития для обучающихся по второму варианту адаптированной основной общеобразовательной программы. Содержание предложенной статьи наглядно позволит педагогам проанализировать свои профессиональные дефициты в реализации образовательной деятельности обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Ключевые слова: интеллектуальные нарушения, тяжелые множественные нарушения развития, специальная индивидуальная программа развития, особые потребности, экспертная группа.

Введение

Обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития крайне неоднородная нозологическая группа. Как правило, помимо интеллектуальных нарушений в умеренной, тяжелой или глубокой степени тяжести, у детей имеются еще ряд сочетанных или парциальных системных нарушений: со стороны анализаторов (патологии зрения или слуха), опорно-двигательного аппарата, расстройств аутистического спектра. Сложные сочетания нарушений в своей совокупности неоспоримо оказывают влияние на психофизическое развитие ребенка [2, с. 134]. В процессе реализации образовательной деятельности, ученики нуждаются в значительной помощи; повышенном объеме содержания и качества поддержки со стороны специалистов образовательной организации. В связи с выраженными нарушениями познавательной деятельности, речевого развития, когнитивной сферы, эмоционально-волевой деятельности возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента программ образования, и в приоритете на первый план выступают задачи развития «жизненных» компетенций, тех навыков, которые необходимы ученику в повседневной жизнедеятельности. Уровень психофизического развития не соотносится с возрастными параметрами вследствие имеющегося органического поражения центральной нервной системы. Следовательно, весь образовательный процесс должен быть выстроен строго с учетом индивидуального подхода и четкой дифференциацией особых образовательных потребностей. В дальнейшем, совокупность имеющихся нарушений препятствуют самостоятельной жизнедеятельности в семье и обществе.

В требованиях федерального нормативно-правового законодательства четко обозначены условия индивидуализации образовательного процесса для обучающихся с множественными нарушениями развития. Содержание специальной индивидуальной программы развития (далее ― СИПР) учитывает специфические образовательные потребности учащихся [4, с. 2 ] (табл. 1).

Таблица 1. Варианты адаптированных программ, на основе которых разрабатывается СИПР

Вариант 2, Приказ 1599

СИПР разрабатывается обязательно

Вариант 1, Приказ 1599

СИПР разрабатывается при необходимости

Варианты 4-е, Приказ 1598 (1.4, 3.4, 6.4, 8.4)

СИПР разрабатывается обязательно

Варианты 3-е, Приказ 1598 (1.3, 2.3, 3.3, 4.3, 6.3, 8.3)

СИПР разрабатывается при необходимости

Вариант 6.3, Приказ 1598

СИПР разрабатывается обязательно

Структура СИПР представлена девятью обязательными пунктами. Ни один из этих пунктов не может быть исключен. Независимо от особенностей состояния обучающегося, структура должна быть отражена в полном объеме [5, с. 19].

Основа для разработки СИПР - адаптированная программа определенного варианта. Содержание индивидуальной программы должно быть доступным и конкретным, учитывающим актуальный уровень развития учащегося [1, с. 124]. Экспертная группа – это педагоги и специалисты школы, работающие с учениками, которые помимо реализации образовательной деятельности, проводят также все организационно-методические мероприятии и мониторинговую диагностику. Рекомендуется к совместной деятельности педагогов школы мотивировать на участие и родителей. Так как содержание СИПР ориентировано на формирование необходимых жизненных компетенций, законные представители обучающихся могут оказать значимую помощь. Программа утверждается руководителем образовательной организации после ее согласования на педагогическом совете [3, с. 231]. Пока программа не подписана, педагоги вправе вносить свои коррективы. При разработке СИПР педагоги экспертной группы как правило, используют электронный учебно-методический ресурс, разработанный Псковским Центром лечебной педагогики.

Материалы и методы исследования

На базе государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Иркутской области» реализуется программа профессиональной переподготовки «Основы олигофренопедагогики». Одна из тем модуля звучит как «Особенности организации образовательного процесса обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития». В рамках этой темы слушателям предлагается лекционный материал, а также практические задания и самостоятельная работа. В рамках практического задания педагоги должны ознакомиться с конструктором СИПР и проанализировать разработанные программы для обучающихся с ТМНР применительно к разным годам обучения. В рамках самостоятельной работы необходимо разработать СИПР для учащегося с умеренной умственной отсталостью любого года обучения. Анализ выполняемых педагогами работ, позволил выявить профессиональные дефициты и методические затруднения при разработке специальных программ.

Результаты и обсуждение

В предлагаемой статье, рассмотрим варианты методических ошибок на примере первых трех пунктов, допускаемых при составлении специальной программы. Далее, в последующих публикациях, анализ дефицитов педагогов будет продолжен.

  1. Общие сведения об обучающемся. Включает личные сведения об обучающемся и родителях.

Самая распространенная ошибка, когда педагоги указывают не все сведения об обучающемся или его законных представителях. Система конструктора позволяет внести возраст ребенка, год обучения, класс, заключение ПМПК. Тогда как в рабочем варианте программы необходимо будет дополнительно заполнить следующую информацию: фамилия, имя, отчество обучающегося и родителей; место жительства. На практике, педагоги оставляют эти строки незаполненными. Вторая ошибка - неверный перенос в программу информации из заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

  1. Характеристика, включающая оценку актуальных сформированных знаний, навыков и компетенций на момент составления программы.

Непосредственно в практической работе позволяет определить значимые направления воспитания и обучения обучающегося. Написанию характеристики предшествует проведение тщательного психолого-педагогического обследования педагогами школы.

Рассмотрим примеры.

Психолого-педагогическая характеристика на обучающегося с ТМНР, 1 класс (рис. 1).

Рисунок03

Рисунок 1. Образец не информативной характеристики

Характеристика должна отражать подробное, полное описание уровня сформированности психофизического развития. Представленный вариант рабочего документа не может быть рассмотрен как содержательный и передающий актуальную, значимую информацию об обучающемся. В образце проиллюстрирован набор отрывочных словосочетаний.

Второй пример психолого-педагогической характеристики на обучающегося с ТМНР, с нарушениями опорно-двигательного аппарата в тяжелой степени, 2 класс (рис.2). Здесь другой вариант распространенных типичных ошибок, допускаемых педагогами при работе в конструкторе. В системе конструктора представлен универсальный образец характеристики с уже готовым примерным содержанием каждого из критериев. Последовательно специалист заполняет каждый показатель, исходя из актуально сформированных у обучающегося навыков. Если у обучающегося отсутствует тот или иной показатель, необходимо прописать полным предложением, иначе проставленные в характеристике прочерки будут понятны по содержанию только специалисту, работающему в конструкторе. В рабочем варианте программы, характеристика будет иметь вид разорванного текста. Содержание рассматривается как поверхностное и схематичное.

К написанию характеристики на обучающегося нельзя подходить формально. Характеристика должна быть точной, достоверной. Любой педагог, не знакомый с обучающимся, прочитав характеристику, должен мысленно представить портрет ученика. Поэтому текст должен быть логичный, содержательный, отражающий основные параметры развития. Тем более, не допускается наличие лексико-грамматических и орфографических ошибок.

Рисунок04

Рисунок 2. Образец разорванной характеристики

  1. Индивидуальный учебный план.

Индивидуальный учебный план (далее – ИУП) представлен индивидуальным набором учебных предметов и коррекционных курсов, а также внеурочной деятельностью. Педагоги формируют образовательный план и определяют объем почасовой нагрузки, учитывая индивидуальные психофизические особенности.

Проанализируем на примере типичные практические ошибки из ИУП для обучающегося с ТМНР, 4 класс (рис.3).

  1. В реализацию ИУП включены все предметы учебного плана адаптированной программы. Тогда как при организации образования на основе СИПР, перечень предметов и коррекционных курсов, исходя из психофизических возможностей, необходимо варьировать. На основе предварительно проведенного психолого-педагогического обследования, педагоги выбирают только те учебные предметы, которые являются актуальными для обучающегося на конкретный момент времени. Делая выбор в пользу реализации всех предметов, действуя по принципу «чем больше, тем лучше», есть высокий риск того, что к концу учебного года, по результатам промежуточной аттестации большая часть содержания предметов будет не освоена.
  2. Отсутствие в ИУП одного или нескольких узконаправленных специалистов. В заключении психолого-медико-педагогической комиссии, как правило, всем обучающимся с интеллектуальными нарушениями рекомендуются такие специалисты как учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог. Для образовательных организаций заключение ПМПК носит обязательный характер и поэтому специалисты сопровождения должны быть включены в ИУП обучающихся. Наличие в ИУП и индивидуальных, и групповых занятий приветствуется, даже если ученик на домашнем обучении.

Как правило, родители всегда принимают и поддерживают возможность включить ребенка в совместную работу с одноклассниками во внеурочной деятельности, проводимые праздники или мероприятия.

  1. Недостаточное количество часов коррекционных курсов. В соответствии с требованиями нормативного законодательства, количество отведенного времени должно составлять не менее 5 часов в неделю. Тем более, если проанализировать заключение ПМПК, сопровождение узкими специалистами образовательной организации: учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом прописано у каждого обучающегося с ТМНР.
  2. Отсутствие часов, отводимых не внеурочную деятельность. В соответствие с требованиями законодательства, количество должно составлять не более 5 часов в неделю. Соответственно, если даже обучающийся находится на домашнем обучении, хотя бы 1 час в неделю должен быть проставлен в ИУП программы. Отсутствие вообще часов внеурочной деятельности не допустимо.

Таким образом, минимальное количество часов ИУП любого обучающегося с ТМНР, независимо от психофизического состояния, будет составлять не менее 10 часов. Это общее количество часов коррекционных курсов и внеурочной деятельности; плюс часы учебных предметов, которые дифференцированно должны быть выбраны педагогами и специалистами, исходя из особых образовательных потребностей обучающегося.

Рисунок05

Рисунок 3. Пример индивидуального учебного плана

Выводы

Все обучающиеся, независимо от тяжести состояния и степени нарушения интеллектуальной деятельности, включаются в образовательное пространство, где принцип организации образовательной деятельности определяется индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями. Педагогам образовательных организаций очень важно ответственно и профессионально относиться к реализации образовательной деятельности рассматриваемой категории обучающихся. Анализ структурных компонентов СИПР наглядно показывает, насколько актуальным остается вопрос «пошаговости» и этапности работы. Нецелесообразно формально использовать готовый конструктор без предварительно проведенной работы: изучения документации на обучающегося с ТМНР, беседы с родителями, проведение психолого-педагогической диагностики обучающегося. Недостаточно формально отразить правильную структурную последовательность программы. Важно содержательное наполнение. Анализ методических затруднений педагогов, реализующих СИПР будет продолжен в последующих публикациях.

Список литературы

  1. Быстрова Ю.А., Практическая подготовка специалистов сопровождения для работы по специальной индивидуальной программе развития в инклюзивном классе // Наука и школа. - 2022.- № 6. - С. 134-145.
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N URL: http://internet.garant.ru (дата обращения: 17.01.2024).
  3. Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 24 ноября 2022 г. N URL: http://internet.garant.ru (дата обращения: 19.01.2024).
  4. Бретенкова И.Ю., Опыт составления специальной индивидуальной программы развития // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. - 2023. - № 2 (83). - С. 122-127.
  5. Верозуб А.С., Особенности проектирования образовательных маршрутов для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития // В сборнике: Модернизация образования: проблемы общего, среднего, профессионального и высшего образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 165-летию со дня рождения К.Э. Циолковского. – Рязань. - 2022. - С. 229-234