УДК 37

Школьная неуспешность. Причины и пути преодоления

Чайникова Елена Викторовна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ребрихинской средней общеобразовательной школы Алтайского края.

Аннотация: В данной статье исследуется проблема школьной неуспешности, анализируются ее причины и предлагаются пути ее преодоления. Основываясь на результатах исследований и практическом опыте, автор статьи предлагает комплексный подход к решению данной проблемы, позволяющий повысить успеваемость и мотивацию школьников.

Ключевые слова: образование, успеваемость, мотивация, развитие, способности, самооценка, сотрудничество.

Введение

Школьная неуспешность является актуальной проблемой современного образования. Многие учащиеся испытывают трудности в учебе, несмотря на доступность и качество образования. Такая ситуация может привести к негативным последствиям для будущей карьеры и личностного развития учащихся. Проблема касается не только учеников, но и общества в целом, так как успешное образование является ключевым фактором социальной мобильности и экономического развития. Целью данной статьи является анализ причин школьной неуспешности и предложение эффективных путей ее преодоления.

  1. Факторы, влияющие на школьную неуспешность:

1.1. Недостаточная мотивация учащихся.

Одной из основных причин школьной неуспешности является недостаточная мотивация учащихся. Отсутствие интереса к учебному процессу, недооценка важности знаний, низкая самооценка - все это может привести к нежеланию учиться и неуспеху в школе. Без должной мотивации ученикам трудно находить интерес в обучении, что сказывается на их успеваемости. Поэтому, учителям необходимо создавать стимулы и интересные задания, чтобы пробудить желание учиться [6].

 1.2. Неспособность адаптироваться к учебному процессу.

Некоторые ученики испытывают затруднения в адаптации к учебному процессу. Это может быть связано с неправильной организацией преподавания, недостатком индивидуального подхода к каждому ученику или отсутствием необходимой помощи со стороны педагогов. Важно создать учебную среду, которая способствует успешной адаптации учеников.
1.3. Слабые учебные навыки.

Еще одной причиной неуспешности является отсутствие необходимых учебных навыков. Плохая организация учебного времени, недостаточные навыки работы с учебной литературой, неумение составлять планы и конспекты - все это может привести к затруднениям в усвоении материала и неуспеху на уроках [4].

 1.4. Социальные факторы.

Часто школьная неуспешность имеет социальные причины. Семейные проблемы, неблагоприятная обстановка в школе или отсутствие поддержки со стороны окружающих могут серьезно сказаться на успеваемости учащихся. Решение этой проблемы требует взаимодействия школы, семьи и общества в целом.

1.5. Родительский фактор.

Родительская поддержка и оказываемое влияние также играют важную роль в успешности учебного процесса. Недостаточное внимание со стороны родителей, отсутствие контроля и помощи, негативное отношение к образованию - все это может оказывать негативное влияние на успех ученика.

  1. Пути преодоления школьной неуспешности.

2.1. Психологическая поддержка

Оказание психологической поддержки является важным шагом в преодолении школьной неуспешности. Необходимо помочь ученикам повысить мотивацию и самооценку, развить стратегии преодоления трудностей, улучшить учебные навыки [1].

2.2. Индивидуализация обучения

Комплексный подход к обучению, ориентированный на индивидуальные потребности каждого ученика, является эффективным способом преодоления неуспешности. Дифференцированное обучение, использование учебных материалов, соответствующих интересам и способностям учащихся, позволяет создать максимально благоприятные условия для успешной учебы. Педагоги должны учитывать индивидуальные особенности ребенка, его интересы и способности. Учитель должен стать наставником и помощником своим ученикам, готовым поддержать их в трудностях [3].

2.3. Взаимодействие школы, семьи и общества

Преодоление школьной неуспешности требует также взаимодействия школы, семьи и общества. Задача школы - создать благоприятную обучающую среду и обеспечить необходимые ресурсы. Общество, в свою очередь, должно поддерживать и ценить образование, осознавая его роль в формировании будущего. Родители же должны активно участвовать в жизни и образовании своих детей Вовлечение родителей в образовательный процесс позволяет создать благоприятную образовательную среду для ученика. Родители могут оказывать поддержку, контролировать учебную деятельность и помогать в решении проблем, возникающих у ребенка.

 2.4. Содействие мотивации и саморазвитию

Стимулирование мотивации и саморазвития учеников является ключевым моментом в преодолении школьной неуспешности. Педагоги должны создать условия для самостоятельного поиска знаний и развития творческого мышления учащихся. Необходимо проводить мотивационные беседы и поощрять достижения учеников [2].

Заключение

Школьная неуспешность является сложной проблемой, требующей комплексного подхода и сотрудничества всех участников образовательного процесса, а также внимания со стороны общества. Повышение мотивации, укрепление учебных навыков и родительская поддержка являются основными факторами, способствующими успешной учебе. А использование индивидуализированного подхода к обучению позволит эффективно преодолеть школьную неуспешность и повысить успеваемость учащихся. Только в сотрудничестве и совместных усилиях со стороны педагогов, родителей и общества можно обеспечить успешное будущее для школьников.

Список литературы

  1. Школьная неуспеваемость: психолого-педагогические причины и пути преодоления : учебное пособие / М. Г. Харитонов, И. П. Иванова, Т. В. Романова, О. В. Чернова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021. – 67 с.
  2. Преодоление учебной неуспешности. – Новосибирск: ГКУ НСО НИМРО, 2022. – 88 с.
  3. Внутришкольная система профилактики учебной неуспешности: методические рекомендации / авт.-сост. О.В. Созонтова – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2022. – 76 с.
  4. Исследование факторов школьной неуспеваемости с позиций тайм-менеджмента [Текст] / Н. Ф. Анохина // Школьные технологии. - 2015. - №5. - С.85-90.
  5. Организация адресной работы со слабоуспевающими и неуспевающими школьниками: методические рекомендации / Сост. А.В. Аверин. – Сыктывкар: Изд-во ГОУДПО «КРИРО», 2020. – 89 с.
  6. Трудности школьного обучения: предпосылки, характер и способы преодоления (социологический аспект) [Текст] / К. В. Харченко // Вестник Белгородского института развития образования. - 2020. - №1. - С.91-103.