УДК 004

Компьютерный Единый государственный экзамен 2024: изменения, требования и особенности проведения

Беляева Марина Борисовна – кандидат физико-математических наук, доцент Стерлитамакского филиала Уфимского университета науки и технологий

Александрова Ляйсан Вакиловна – магистрант Стерлитамакского филиала Уфимского университета науки и технологий

Аннотация: В статье рассматриваются изменения, требования и особенности проведения Единого государственного экзамена по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) в компьютерной форме в 2024 году.

Ключевые слова: единый государственный экзамен (ЕГЭ), информатика, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), компьютерная форма.

В последние годы одним из самых востребованных экзаменов, который могут выбрать учащиеся, стал ЕГЭ по информационно-коммуникационным технологиям (информатике). Надо учитывать, что, начиная с 2021 года, этот экзамен ведется в компьютерной форме. Ранее он сдавался в обычном письменном виде, на бумажных бланках, персональные компьютеры при этом не использовались.

Согласно статистическим отчетным данным об итогах ГИА-2023 по предметам общего среднего образования в Республике Башкортостан количество сдающих ЕГЭ по информатике в очередной раз увеличилось. Если в 2022 году (сравнительно с 2021 годом) число участников данного экзамена выросло на 239 человек, то в 2023 году – уже на 269 человек (сравнительно с предыдущим годом) (Таблица 0-1).

image001

Таким образом, из Таблицы 0-1 видно, что изменения в технологии проведения экзамена по информатике и ИКТ, начиная с 2021 года, не оказали существенного влияния на популярность выбора данного предмета среди выпускников школ.

В Таблице 0-7 представлена информация о динамике результатов ЕГЭ по информатике за последние три года.

image002

Вышеприведенные данные демонстрируют, что с каждым годом растет число участников, которым не удалось сдать экзамен. Уменьшается количество детей, которые набрали от 61 до 80 баллов. Число учащихся, набравших 100 баллов, тоже стало меньше, если сравнивать с 2021 годом.

Темы заданий компьютерной формы ЕГЭ (КЕГЭ) по информатике дают возможность проверять знания учащихся в следующих предметных областях: «Системы счисления», «Моделирование и компьютерный эксперимент», «Информация и её кодирование», «Элементы теории алгоритмов», «Логика и алгоритмы», «Архитектура компьютеров и компьютерных сетей», «Программирование», «Технологии поиска и хранения информации», «Обработка числовой информации». Экзаменационные материалы включают одиннадцать заданий базы, одиннадцать задач повышенной и пять задач высокой степени сложности.

Приказами Роспотребнадзора и Министерства просвещения РФ установлено, что КЕГЭ по информатике проводится на ПК, на которых установлено требуемое программное обеспечение: общеупотребительные текстовые редакторы и редакторы таблиц, а также самые востребованные среды программирования (среди них могут быть Python, Java, C++, С#, Pascal).

Контрольная измерительная работа (КИМ) по информатике — это форма итоговой аттестации учащихся 9-х и 11-х классов, которая проверяет их знания и умения в области информационных технологий. КИМ по информатике нужен для того, чтобы определить уровень подготовленности учащихся к продолжению образования в средних специальных учебных заведениях и ВУЗах, а кроме того, к успешной адаптации в сегодняшнем информационном обществе [1].

В 2024 году рассматриваемый экзамен отличается тем, что у него повысилась степень сложности заданий, а также требований к их практическому решению. Такие перемены обуславливаются повышением роли информационных технологий в постиндустриальном обществе и важностью сформированности у учащихся достаточной компетентности в данной сфере [1].

Недавно в консультационной онлайн-серии «На все 100» прошла передача, где Сергей Крылов, который руководит комиссией, разрабатывающей контрольно-измерительные материалы аттестационных экзаменов по ИКТ, говорил об отличиях ГИА в 2024 году и о том, как учащимся правильно выполнять различные типы заданий. Он поведал, что глобальных перемен в проведении экзамена, в его содержательной, технической и практической части не планируется. Обновлена сюжетная часть заданий, однако сохранена общая тематика и разбивка задач по степени сложности, причем для двух задач самой высокой сложности потребуется творческий нестандартный подход.

Выполняя задание номер шесть, по рекомендации С. Крылова нужно ориентироваться на подготовительные варианты предыдущих лет, используя какую-либо из алгоритмических моделей – Чертежник, Кузнечик, Цапля. Данное задание относится к базовым, поэтому для его правильного выполнения учащемуся достаточно внимательно читать условие и не перепутать код.

Задание 26, напротив, относится к наиболее сложным, поэтому там присутствует не простой поиск ответа, а усложненный, когда сначала необходимо отсортировать данные по нужному признаку, а затем на этой основе уже искать верный ответ.

Другое сложное задание номер 27 теперь содержит не геометрию олимпиадного уровня, а задание на нахождение определенных алгоритмов и последовательностей согласно обновленным положениям ФГОС, куда могут быть включены: поиск минимума, максимума либо среднего в массиве данных, обработка последовательностей, действия с графами, алгоритмы сортировки.

Сергей Крылов как эксперт в этой теме полагает, что очень важно перед КЕГЭ заняться активным наращиванием компетенции и в сфере программирования: подобрать подходящий язык программирования и осваивать его, стараясь продвинуться как можно глубже в его изучении.

«Чтобы научиться писать программы без ошибок, решайте демоверсии, задания из открытого банка заданий ЕГЭ, участвуйте в олимпиадах по информатике, больше практикуйтесь», – рекомендует он учащимся.

С. Крылов упомянул также, что уже к 2026 году в КИМ будут введены задачи, касающиеся взаимодействия с искусственным интеллектом и затрагивающие новые математические разделы, которые появляются в школьной программе: среди них математическая оптимизация, статистика, линейная алгебра. Заранее будет проведена апробация подобных обновленных заданий, разработка которых уже началась [4]. Возможно добавление в ЕГЭ по информатике заданий на составление алгоритмов для машины Тьюринга или на троичную уравновешенную систему счисления [5].

Задачи, которые включены в КЕГЭ, хороши тем, что позволяют отобрать будущих компьютерных специалистов. Например, задание 3 приближает учеников к пониманию реляционных баз данных. Задание 5 дает возможность проверить уровень понимания алгоритмических конструкций, предлагая самому выбрать способ решения, продумав весь алгоритм и применяя имитационное моделирование. Задания 9 и 10 позволяют школьнику продемонстрировать компетенции обработки информации, используя готовые компьютерные среды, – подобные навыки пригодятся ему в дальнейшем вне зависимости от выбора образовательного пути.

На текущий момент, когда с начала введения КЕГЭ прошло три года, уже можно проанализировать тенденции выбора учениками способов решения определенных задач. К примеру, задание 2 учащиеся выполняют, составляя программным способом таблицу истинности логического выражения. В задании 4 используют двоичное дерево. В задачах 5 и 12 используют имитационное моделирование, программируя исходный алгоритм.

Содержание задания номер 13 в 2024 году изменено и направлено теперь на оценку умения выпускника применять маску подсети при переадресации в соответствии с IP-протоколом.

Тема выбора методов решений заданий КЕГЭ волнует многих учителей информатики. Например, Емельянова А. А. рассматривает в качестве примера задание 13 КЕГЭ из проекта демоверсии экзамена и отмечает, что: «…на сегодняшний день существует три основных способа решения задания №13 КЕГЭ на IP адреса и маски – вручную, средствами электронных таблиц и через написание программы. В данной статье разобрано решение одной задачи из демонстрационного варианта, в качестве тренировки можно использовать задания с сайта компьютерного ЕГЭ [2], сайта Полякова [3] или сайта Решу ЕГЭ информатика [4].

Для успешной сдачи экзамена по информатике и получения высоких баллов необходимо освоить различные способы решения заданий. Хороший ученик должен уметь правильно выбирать методику решения каждого конкретного задания. Оптимальным вариантом будет выполнение одним способом и проверка себя другим. Немаловажное значение имеет повторение пройденного и регулярная практика» [7].

Шубинкин В. Н. в своей работе приводит три различных метода решения задания 24: два альтернативных и авторский (от авторов заданий из Федерального института педагогических измерений), отмечая их преимущества и степень применимости: «Для получения высокого балла необходимым условием является навык программирования. В частности, экзаменуемый должен уметь программно обрабатывать символьную информацию. Этот навык требуется для решения задачи №24 [4, с. 12]. ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) относит её к заданиям высокого уровня сложности [4, с. 12] и утверждает, что «для успешного выполнения этого задания требуется написать алгоритм, реализующий простейший конечный автомат с сумматором. Состояние автомата и значение сумматора изменяются в зависимости от встреченной буквы и текущего состояния» [2, с. 11].» [8].

Шубинкин В. Н. рассматривает как вышеупомянутый метод, так и ещё два альтернативных способа решения подобных задач. Примеры программ даются им на языке Python 3: «…все три приведённых метода могут использоваться при решении реальных экзаменационных задач. Умение применять несколько способов решения позволит экзаменуемому дополнительно проверить свой ответ и тем самым минимизировать вероятность ошибки» [8].

Учителя школ отмечают, что программирующие выпускники сдают экзамен заметно лучше своих непрограммирующих сверстников.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что информатика — это весьма специфический предмет, на который отводится очень мало часов в школьной программе. В большинстве непрофильных средних учебных заведений обязателен один час в неделю для седьмого и восьмого классов и два часа в неделю для девятого и десятого-одиннадцатого классов, что абсолютно недостаточно для полноценной подготовки к ЕГЭ по информатике. Специалисты сходятся во мнении, что для успешной сдачи этого аттестационного экзамена требуется владение каким-либо современным языком программирования, который, в силу нехватки часов в школьной программе, ученики зачастую изучают самостоятельно.

Список литературы

  1. URL: https://cdt5-orel.ru/vse-chto-nuzhno-znat-o-kim-po-informatike-2024-goda.
  2. URL: https://investim.guru/gaydy/oge-informatika-2024-izmeneniya-i-novovvedeniya.
  3. URL: https://tmuse.ru/fipi-ege-informatika-2024-osobennosti-i-izmeneniya.
  4. URL: https://obrnadzor.gov.ru/news/razrabotchiki-kim-ege-po-informatike-rasskazali-ob-osobennostyah-ekzamena-2024-goda/.
  5. URL: https://vk.com/wall-205997912_1833.
  6. https://tetrika-school.ru/blog/podgotovka-k-ege-po-informatike-2021/.
  7. Емельянова А. А. РАЗЛИЧЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЯ №13 КЕГЭ 2024 НА IP АДРЕСА И МАСКИ. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ: сборник статей X Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2023. – С. 38.
  8. Шубинкин В. Н. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ №24 КЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ https://interactive-science.media/ru/keyword/427903/articles.

[social}