УДК 37

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников посредством игровых технологий

Доржиева Туяна Содномовна – студентка кафедры Психологии детства Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова.

Научный руководитель Климентьева Наталья Николаевна – кандидат психологических наук, доцент Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова.

Аннотация: В статье анализируется развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников посредством игровых технологий. Приводятся результаты исследования уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся. На основе полученных данных разработана программа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий посредством игровых технологий.

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, игровые технологии, общение, младшие школьники.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у учеников начальных классов способствует становлению личности, обеспечивая требуемый в современных условиях уровень социальной адаптации. Способность легко контактировать со сверстниками и учителями, налаживать с ними гармоничные отношения, выстраивать свои поведенческие реакции согласно текущей ситуации не только помогает эффективной учебной деятельности, но и потенциально влияет на будущее социальное положение ребёнка, его успехи в дальнейшей взрослой жизни.

Младшие школьники находятся в так называемом сензитивном периоде, который наиболее благоприятен для того, чтобы овладевать навыками коммуникации, поскольку в это время ребенок очень чувствителен к передаче смыслов при помощи речи и мотивирован к активному общению и со взрослыми, и с другими детьми. Коммуникативные умения в младшем школьном возрасте формируются как на уроках, так и в послеурочное время. Школьное образование сегодня требует от учащихся непрерывного решения достаточно сложных проблем коммуникации, чему способствует точное и грамотное формулирование собственных мыслей, а также организованное деловое общение с одноклассниками и учителем в рамках изучаемого предмета.

Актуальность нашей работы обусловлена необходимостью разработки действенных способов формирования универсальных коммуникативных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста, поскольку развитость вышеуказанных действий оказывает непосредственное влияние на процесс личностного становления и социализации.

На наш взгляд, одним из коммуникативно активных методов являются игровые технологии. Как отмечал нидерландский философ и культуролог Й. Хейзинга: «Они «проигрывают» необычные ситуации и предупреждают о возможных тенденциях развития, вооружают творящую личность радостью и юмором, выполняют роль механизма ломки стереотипов». Он писал, что во время игрового процесса можно решать различные коммуникативные задачи, выходящие за узкие рамки игры, так как игра сама по себе обеспечивает мотивированную и свободную коммуникацию, стимулирует полноценное общение сверстников.

Сформировавшиеся в должной степени универсальные коммуникативные учебные действия у учащихся младших классов определяют их успешность на более старших ступенях образования, вплоть до ВУЗа, и в дальнейшей профессиональной деятельности. Несмотря на то, что рассматриваемая проблема достаточно актуальна, на сегодняшний день она недостаточно разработана, в силу чего имеется объективная необходимость создания экспериментальной учебной программы, использующей игровые технологии, которые направлены на формирование универсальных коммуникативных учебных действий у младших школьников.

С целью исследования степени развитости таких действий у учеников третьих классов мы провели диагностическое изыскание, в котором приняли участие обучающиеся 3 «А» класса (из них была сформирована экспериментальная группа численностью 20 человек) и 3 «Б» класса (контрольная группа аналогичной численностью 20 человек).

Исследование проводилось в три этапа:

I) Констатирующий этап. Его основная цель – провести первичную диагностику, определить начальную степень развитости универсальных коммуникативных учебных действий учеников, сравнить итоги исследования в двух группах.

Федеральный образовательный стандарт (ФГОС), касающийся начальной ступени образования, устанавливает три главных элемента учебных коммуникативных действий, которые следует развивать: коммуникация как кооперация, как взаимодействие, как условие для интериоризации.

Для формирования вышеперечисленных аспектов мы определили следующие методики:

  1. Коммуникация через кооперацию - методика «Нарисуй иллюстрацию» по стихотворению Лермонтова М. Ю. «Горные вершины».
  2. Коммуникация через взаимодействие - методика «Давай поговорим» по мотивам сказки «Иван Царевич и Серый волк».
  3. Коммуникация для интериоризации - методика «Дорога к Морозу» по мотивам русской народной сказки «Морозко».

Используя среднеарифметические вычисления результатов, полученных по проведённым методикам, мы получили следующие данные: 15% (ЭГ) и 20% (КГ) испытуемых показали высокую степень сформированности учебных коммуникативных действий; 47% (ЭГ) и 40% (КГ) - среднюю степень; 38% (ЭГ) и 40% (КГ) – низкую степень. То есть степени развитости исследуемых действий находятся в обеих группах на практически одинаковом уровне.

В ходе проведённой диагностики мы выяснили, что:

  1. Не все дети способны поддержать разговор, некоторые из них не используют формулы речевого этикета;
  2. Возникают сложности в формулировании собственных мыслей и в письменной, и в устной речи;
  3. Учащиеся во многих случаях не способны аргументированно обосновать собственное мнение;
  4. Далеко не все ученики способны принимать другую точку зрения;
  5. Возникают сложности анализа прочитанного текста.

Исходя из вышесказанного, в ходе диагностики была выявлена задача разработки программы формирования коммуникативных УУД у учащихся младшего школьного возраста при помощи дидактических игр. Данная программа может объединить в себе разнообразные приёмы обучения, индивидуальный и групповой подход.

II) Формирующий этап. В процессе исследования начинается реализация задачи формирования коммуникативных умений младших школьников.

Основная цель представленных занятий – формировать навыки сотрудничества с ровесниками и с учителями, умение слышать и воспринимать другую точку зрения, уступать и разрешать конфликтные ситуации. Также в занятия включены обучающие упражнения, которые демонстрируют действенные методы освобождения от злости, гнева, страха и иных отрицательных эмоций. Важно развивать у учащихся способность к анализу своих личных чувств, эмоций, качеств, поведенческих реакций, формировать у них чувство эмпатии.

III) Контрольный этап. Его цель – выявить изменения в степени развитости учебных коммуникативных действий у учеников экспериментальной подгруппы после реализации программы.

Для диагностики мы использовали методики из первого этапа исследования, сравнив полученные итоги с результатами первичной диагностики в контрольной и экспериментальной группах.

По итогам трёх исследований мы нашли среднеарифметическое значение степени развитости коммуникативных УУД и провели его сравнение с результатами первичной диагностики в табл. 1.

Табл. 1. Сравнительные данные первичной и вторичной диагностики.

Методика «Давай поговорим»

% экспериментальная/ % контрольная до второго этапа эксперимента

% экспериментальная/ % контрольная после второго этапа

Методика «Нарисуй иллюстрацию»

% экспериментальная/ % контрольная до второго этапа эксперимента

% экспериментальная/ % контрольная после второго этапа

Методика «Лягушка-путешественница»

% экспериментальная/ % контрольная до второго этапа эксперимента

% экспериментальная/ % контрольная после второго этапа

Средний показатель степени развитости учебных коммуникативных действий

Высокий

10%/20%

25% 20%

Высокий

15%/20%

30% 25%

Высокий

20%/20%

30% 20%

15% / 20%

28% 21%

Средний

60%/45%

65% 55%

Средний

45%/45%

55% 50%

Средний

35%/30%

45% 35%

47% / 40%

55% 47%

Низкий

30%/35%

10% 25%

Низкий

40%/35%

15% 25%

Низкий

45%/50%

25%

45%

38% / 40%

17% 32%

Таким образом, из представленной таблицы видно, что показатели высокой степени сформированности коммуникативных УУД в экспериментальной группе увеличились на 13%, показатели средней степени увеличились на 12%, а показатели низкой степени сформированности УУД понизились на 11%.

В экспериментальной группе среднеарифметические значения выявили значимые сдвиги и зафиксированы по всем исследуемым показателям, а в контрольной группе значимых изменений не выявлено.

Следовательно, формирующий экспериментальный этап в виде апробации разработанных методик формирования универсальных коммуникативных учебных действий у младших школьников в экспериментальной подгруппе привёл к значимым изменениям по всем анализируемым показателям. Полученные результаты продемонстрировали то, что разработанная нами программа развития коммуникативных УУД у учеников начальных классов доказала свою эффективность, а выдвинутая перед началом эксперимента гипотеза подтвердилась.

Список литературы

  1. Авдеева Е. И. Формирование коммуникативных УУД: от учебного взаимодействия к сотрудничеству / Е. И. Авдеева, Л. Р. Саубанова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2016. – №4. – URL : http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-uud-ot-uchebnogo-vzaimodeystviya-k-sotrudnichestvu
  2. Агафонова И. Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся / И. Н. Агафонова // Управление начальной школой. – 2011. – № 2. С. 4-10.
  3. Булганина С. В. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся / С. В. Булганина, Н. С. Тюмина, Т. В. Погодина // Наука, техника и образование. – 2015. – №9 (15). – С. 14-19.
  4. Джалилова К. С. Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / К. С. Джалилова // Новая наука: проблемы и перспективы. – 2015. – № 5-1. –С. 18-20.
  5. Турлова Е. А. Формирование коммуникативных умений младших школьников средствами игровой деятельности / Е. А. Турлова, С. И. Фомина // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2014. – № 7. – С. 167–171.

Интересная статья? Поделись ей с другими: