УДК 37
Развитие памяти младших школьников посредством мнемотехники
Варфоломеева Мария Сергеевна – студент кафедры «Психология детства» Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова
Научный руководитель Климентьева Наталья Николаевна – кандидат психологичеких наук, доцент Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова
Аннотация: В данной статье рассмотрены возможности развития памяти младших школьников посредством приемов мнемотехники. Исследование показало, что с помощью специально разработанной программы процесс развития памяти посредством мнемотехники, способствует улучшению запоминания младшего школьника.
Ключевые слова: память, особенности памяти младших школьников, мнемотехника, приемы мнемотехники, развитие памяти, приемы запоминания, младшие школьники.
На сегодняшний день проблема развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой. Понимание, анализ и использование информации становятся наиболее важными навыками. В результате, внимание в учебном процессе переключается с аккумулирования и запоминания информации на развитие умения её эффективного использования.
Развитие памяти является важным критерием для успешности обучения младших школьников и в совершенствовании навыков, которые необходимы во внеурочной деятельности. Использование мнемотехнических приемов является продуктивным средством в развитии памяти младших школьников. При всем при этом необходимо учитывать то, что учителям начальной школы, родителям и педагогу-психологу необходимо внести большой вклад в совершенствование памяти детей, побуждая их к организованности и осмысливанию учебного материала.
Для того, чтобы процесс запоминания был эффективен, необходимо проведение специальной работы, по формированию результативных способов запоминания. Важно, чтобы этот процесс был привлекателен и интересен для детей, при этом позволял предотвратить информационную перегрузку, поэтому помимо традиционных методик обосновано применение творческих, нестандартных методик. Одна из таких методик – это использование мнемотехнических приёмов.
Методы мнемотехники известны с незапамятных времён, их использование не всегда одобрялось известными учёными, но современными учёными и практиками доказано: применение мнемотехнических приёмов положительно влияет на развитие психических функций таких как память, восприятие, внимание, мышление, речь.
Исследование по развитию памяти младших школьников посредством приемов мнемотехники проводилось в несколько этапов.
Первый этап – констатирующий. Цель данного этапа направлена на определение уровня развития памяти у школьников 3-го класса. Данная цель достигалась с помощью использования следующих методов: наблюдение, беседа, диагностические методики.
Остановимся на характеристике диагностического инструментария.
- «Определение типа памяти» у младших школьников О.Н. Истратова;
- «Запомни пару» М.У. Калкинс;
- «Оперативная память» А.Р. Лурия;
- «Долговременная память» А.Р. Лурия.
В ходе исследования уровня развития памяти младших школьников, можно отметить, что у большинства детей из двух классов память развита на высоком и среднем уровне. Несмотря на положительные результаты, по итогам тестирования выявились дети и с низким уровнем развития памяти. Дети с низким уровнем развития памяти сталкиваются с трудностями в учебном процессе, им трудно применять полученные ранее знания, им сложно запоминать и воспроизводить информацию. С такими учениками необходимо проводить коррекционно-развивающую работу, направленную на развитие памяти. Для этого мы разработали программу на 10 занятий, направленных на развитие памяти. Реализация программы проводилась с применением мнемотехнических приемов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти.
Второй этап – реализация программы развития памяти с помощью мнемотехнических приёмов с младшими школьниками.
Цель программы: сформировать у детей навыки запоминания любой информации средствами мнемотехники.
На занятиях дети учатся рациональным приёмам обработки информации, т.е. овладением приёмами мнемотехники (искусственным приёмам запоминания информации), строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.
Третий этап подразумевает контрольный срез с целью определения эффективности реализуемой программы.
После апробации программы по развитию памяти с использованием мнемотехнических таблиц, нами был проведен контрольный срез с младшими школьниками.
Результаты контрольного среза по методике «Определение типа памяти» у младших школьников представлены в таблице 1.
Таблица 1. Динамика развития каждого типа памяти учащихся.
Констатирующий эксперимент
|
||||||||
Уровень |
Слуховая память |
Зрительная |
Моторно-слуховая |
Комбинированная |
||||
Контрольный класс |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
Экспериментальный класс |
|
Высокий уровень |
20% |
16% |
20% |
20% |
32% |
20% |
60% |
50% |
Средний уровень |
60% |
60 % |
70% |
64% |
60% |
60% |
40% |
46% |
Низкий уровень |
20% |
24% |
10%
|
16% |
10% |
20% |
0% |
4% |
Контрольный срез
|
||||||||
Уровень |
Слуховая память |
Зрительная |
Моторно-слуховая |
Комбинированная |
||||
Контрольный класс |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
Экспериментальный класс |
|
Высокий уровень
|
20% |
20% |
20% |
28% |
32% |
28% |
64% |
68% |
Средний уровень
|
60% |
68% |
70% |
68% |
60% |
68% |
36% |
32% |
Низкий уровень
|
20% |
12% |
10% |
4% |
10% |
4% |
0% |
0% |
Исходя из результатов контрольного среза по изучению доминирующего типа памяти, можно сказать, что типы памяти младших школьников развиты по-разному в зависимости от индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка. Высокий уровень в обоих классах преобладает по комбинированной памяти. После апробации программы заметно изменились показатели в экспериментальном классе, ученики научились лучше запоминать информацию, усвоенную зрительно, на слух, и фиксируя ее письменно.
С результатами контрольного среза по изучению логической и механической памяти можно ознакомиться в таблице 2.
Таблица 2. Динамика развития логической и механической памяти младших школьников.
Уровень |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный срез |
||||||
Логическая память
|
Механическая |
Логическая память
|
Механическая |
|||||
Контрольный класс |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
Экспериментальный класс |
|
Высокий уровень
|
20% |
16% |
20% |
20% |
24% |
28% |
20% |
24% |
Средний уровень
|
60% |
48% |
70% |
56% |
64% |
60% |
68% |
64% |
Низкий уровень
|
20% |
36% |
10% |
24% |
12% |
12% |
12% |
12% |
Анализируя результаты по изучению логической памяти, следует отметить, что большинство обучающихся могут применять ранее полученные знания и анализировать их, умеют обосновать их логически. В контрольном классе присутствуют изменения по улучшению результатов логической памяти, что отражает положительный показатель эффективности обучения. В экспериментальном классе тоже наблюдаются положительные результаты в развитии логической памяти, что подтверждает эффективность апробированной программы.
Результаты контрольного среза по изучению механической памяти, следует отметить, что в экспериментальном классе заметно повысились показатели по высокому и среднему уровню. Такой результат говорит о том, что теперь большинство младших школьников с экспериментального класса неплохо запоминают информацию, которая не несет смысловой нагрузки. В контрольном классе изменений по развитию механической памяти не выявлено.
Рассмотрим результаты контрольного среза по методике «Оперативная память» А.Р. Лурия. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3. Динамика развития оперативной памяти младших школьников.
Уровень оперативной памяти |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный срез |
||
Контрольный класс |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
Экспериментальный класс |
|
Высокий уровень |
20% |
16% |
20% |
24% |
Средний уровень |
60% |
56% |
60% |
64% |
Низкий уровень |
20% |
28% |
20% |
12% |
Подводя итоги по результатам контрольного среза на изучение оперативной памяти, можно сказать, что в контрольном классе не наблюдается изменений в развитии. В экспериментальном классе наблюдаются изменения в улучшении показателей. Дети стали лучше запоминать информацию и работать в более быстром темпе, чем обычно. Также, дети научились лучше переключаться с одной деятельности на другую и быстро воспринимать новый материал.
Последней методикой по контрольному срезу была проведена – «Долговременная память» А.Р. Лурия. Тест позволил определить, могут ли дети запоминать информацию на длительный промежуток времени. Результаты исследования представлены в таблице 4.
Таблица 4. Уровень долговременной памяти младших школьников.
Уровень оперативной памяти |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный срез |
||
Контрольный класс |
Экспериментальный класс |
Контрольный класс |
Экспериментальный класс |
|
Высокий уровень |
20% |
16% |
20% |
24% |
Средний уровень |
54% |
56% |
54% |
64% |
Низкий уровень |
26% |
30% |
26% |
12% |
Очень низкий уровень |
0% |
5% |
0% |
0% |
Подводя итоги по результатам контрольного среза можно отметить, что в экспериментальном классе заметно изменились показатели в развитии памяти среди младших школьников. Ученики стали лучше запоминать усвоенный материал, стали больше применять полученных знаний на практике и безошибочно выполнять задания с опорой на ранее усвоенный материал.
После апробации программы нами был проведен контрольный срез, по результатам которого можно сказать, что в экспериментальном классе заметно изменились показатели в развитии памяти. Ученики стали лучше запоминать усвоенный материал, стали больше применять полученных знаний на практике и безошибочно выполнять задания с опорой на ранее усвоенный материал. В контрольной группе показатели остались без изменений.
Исходя из результатов контрольного среза, можно отметить, что апробированная нами программа на развитие памяти у младших школьников посредством мнемотехники является актуальной и значимой.
Список литературы
- Ачох Д.А., Белавина А.Н. Особенности использования мнемотехник при запоминании информации / Д.А. Ачох, А.Н. Белавина // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. – 2022. – № 3. – С. 191-192.
- Букреева А.А. Коррекция памяти младших школьников / А.А. Букреева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – С. 121-125.
- Выготский Л.С. Память и её развитие в детском возрасте / Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2008. – 646 с.
- Заика Е.В. Экспериментальные исследования памяти. Основные методики и результаты исследований / Е.В. Заика. – Москва: Владос, 2018. – 432 с.