УДК 37

Развитие памяти младших школьников посредством мнемотехники

Варфоломеева Мария Сергеевна – студент кафедры «Психология детства» Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова

Научный руководитель Климентьева Наталья Николаевна – кандидат психологичеких наук, доцент Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова

Аннотация: В данной статье рассмотрены возможности развития памяти младших школьников посредством приемов мнемотехники. Исследование показало, что с помощью специально разработанной программы процесс развития памяти посредством мнемотехники, способствует улучшению запоминания младшего школьника.

Ключевые слова: память, особенности памяти младших школьников, мнемотехника, приемы мнемотехники, развитие памяти, приемы запоминания, младшие школьники.

На сегодняшний день проблема развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой. Понимание, анализ и использование информации становятся наиболее важными навыками. В результате, внимание в учебном процессе переключается с аккумулирования и запоминания информации на развитие умения её эффективного использования.

Развитие памяти является важным критерием для успешности обучения младших школьников и в совершенствовании навыков, которые необходимы во внеурочной деятельности. Использование мнемотехнических приемов является продуктивным средством в развитии памяти младших школьников.  При всем при этом необходимо учитывать то, что учителям начальной школы, родителям и педагогу-психологу необходимо внести большой вклад в совершенствование памяти детей, побуждая их к организованности и осмысливанию учебного материала.

Для того, чтобы процесс запоминания был эффективен,  необходимо проведение специальной работы, по формированию результативных способов запоминания. Важно, чтобы этот процесс был привлекателен и интересен для детей, при этом позволял предотвратить информационную перегрузку, поэтому помимо традиционных методик обосновано применение творческих, нестандартных методик. Одна из таких методик – это использование мнемотехнических приёмов.

Методы мнемотехники известны с незапамятных времён, их использование не всегда одобрялось известными учёными, но современными учёными и практиками доказано: применение мнемотехнических приёмов положительно влияет на развитие психических функций таких как память, восприятие, внимание, мышление, речь.

Исследование по развитию памяти младших школьников посредством приемов мнемотехники проводилось в несколько этапов.

Первый этап – констатирующий. Цель данного этапа направлена на определение уровня развития памяти у школьников 3-го класса. Данная цель достигалась с помощью использования следующих методов: наблюдение, беседа, диагностические методики.

Остановимся на характеристике диагностического инструментария.

  1. «Определение типа памяти» у младших школьников О.Н. Истратова;
  2. «Запомни пару» М.У. Калкинс;
  3. «Оперативная память» А.Р. Лурия;
  4. «Долговременная память» А.Р. Лурия.

В ходе исследования уровня развития памяти младших школьников, можно отметить, что у большинства детей из двух классов память развита на высоком и среднем уровне. Несмотря на положительные результаты, по итогам тестирования выявились дети и с низким уровнем развития памяти. Дети с низким уровнем развития памяти сталкиваются с трудностями в учебном процессе, им трудно применять полученные ранее знания, им сложно запоминать и воспроизводить информацию. С такими учениками необходимо проводить коррекционно-развивающую работу, направленную на развитие памяти. Для этого мы разработали программу на 10 занятий, направленных на развитие памяти. Реализация программы проводилась с применением мнемотехнических приемов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти.

Второй этап – реализация программы развития памяти с помощью мнемотехнических приёмов с младшими школьниками.

Цель программы: сформировать у детей навыки запоминания любой информации средствами мнемотехники.

На занятиях дети учатся рациональным приёмам обработки информации, т.е. овладением приёмами мнемотехники (искусственным приёмам запоминания информации), строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.

Третий этап подразумевает контрольный срез с целью определения эффективности реализуемой программы.

После апробации программы по развитию памяти с использованием мнемотехнических таблиц, нами был проведен контрольный срез с младшими школьниками.

Результаты контрольного среза по методике «Определение типа памяти» у младших школьников представлены в таблице 1.

Таблица 1. Динамика развития каждого типа памяти учащихся.

Констатирующий эксперимент

 

 

Уровень

Слуховая память

Зрительная

Моторно-слуховая

Комбинированная

Контрольный класс

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Экспериментальный класс

 

Высокий уровень

 

20%

 

16%

 

20%

 

20%

 

32%

 

20%

 

60%

 

50%

 

Средний уровень

 

60%

 

60

%

 

70%

 

64%

 

60%

 

60%

 

40%

 

46%

 

Низкий уровень

 

20%

 

24%

 

10%

 

 

 

 

 

16%

 

10%

 

20%

 

0%

 

4%

 

Контрольный срез

 

 

 

 

Уровень

Слуховая память

Зрительная

Моторно-слуховая

Комбинированная

 

Контрольный класс

 

Экспериментальный класс

 

Контрольный класс

 

Экспериментальный класс

 

Контрольный класс

 

Экспериментальный класс

 

Контрольный класс

 

Экспериментальный класс

 

Высокий уровень

 

 

20%

 

20%

 

20%

 

28%

 

32%

 

28%

 

64%

 

68%

 

Средний уровень

 

 

60%

 

68%

 

70%

 

68%

 

60%

 

68%

 

36%

 

32%

 

Низкий уровень

 

 

20%

 

12%

 

10%

 

4%

 

10%

 

4%

 

0%

 

0%

 

Исходя из результатов контрольного среза по изучению доминирующего типа памяти, можно сказать, что типы памяти младших школьников развиты по-разному в зависимости от индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка. Высокий уровень в обоих классах преобладает по комбинированной памяти. После апробации программы заметно изменились показатели в экспериментальном классе, ученики научились лучше запоминать информацию, усвоенную зрительно, на слух, и фиксируя ее письменно.

С результатами контрольного среза по изучению логической и механической памяти можно ознакомиться в таблице 2. 

Таблица 2. Динамика развития логической и механической памяти младших школьников.

 

 

 

Уровень

Констатирующий эксперимент

Контрольный срез

 

Логическая память

 

 

Механическая

 

Логическая память

 

 

Механическая

Контрольный класс

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Экспериментальный класс

 

Высокий уровень

 

 

20%

 

16%

 

20%

 

20%

 

24%

 

28%

 

20%

 

24%

 

Средний уровень

 

 

60%

 

48%

 

70%

 

56%

 

64%

 

60%

 

68%

 

64%

 

Низкий уровень

 

 

20%

 

36%

 

10%

 

24%

 

12%

 

12%

 

12%

 

12%

Анализируя результаты по изучению логической памяти, следует отметить, что большинство обучающихся могут применять ранее полученные знания и анализировать их, умеют обосновать их логически. В контрольном классе присутствуют изменения по улучшению результатов логической памяти, что отражает положительный показатель эффективности обучения. В экспериментальном классе тоже наблюдаются положительные результаты в развитии логической памяти, что подтверждает эффективность апробированной программы.

 Результаты контрольного среза по изучению механической памяти, следует отметить, что в экспериментальном классе заметно повысились показатели по высокому и среднему уровню. Такой результат говорит о том, что теперь большинство младших школьников с экспериментального класса неплохо запоминают информацию, которая не несет смысловой нагрузки. В контрольном классе изменений по развитию механической памяти не выявлено. 

Рассмотрим результаты контрольного среза по методике «Оперативная память» А.Р. Лурия. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3. Динамика развития оперативной памяти  младших школьников.

 

Уровень оперативной памяти

Констатирующий эксперимент

Контрольный срез

Контрольный класс

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Экспериментальный класс

Высокий уровень

20%

16%

20%

24%

Средний уровень

60%

56%

60%

64%

Низкий уровень

20%

28%

20%

12%

Подводя итоги по результатам контрольного среза на изучение оперативной памяти, можно сказать, что в контрольном классе не наблюдается изменений в развитии. В экспериментальном классе наблюдаются изменения в улучшении показателей. Дети стали лучше   запоминать информацию и работать в более быстром темпе, чем обычно. Также, дети научились лучше переключаться с одной деятельности на другую и быстро воспринимать новый материал.

Последней методикой по контрольному срезу была проведена – «Долговременная память» А.Р. Лурия. Тест позволил определить, могут ли дети запоминать информацию на длительный промежуток времени. Результаты исследования представлены в таблице 4.

Таблица 4. Уровень долговременной памяти младших школьников.

 

Уровень оперативной памяти

Констатирующий эксперимент

Контрольный срез

Контрольный класс

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Экспериментальный класс

Высокий уровень

20%

16%

20%

24%

Средний уровень

54%

56%

54%

64%

Низкий уровень

26%

30%

26%

12%

Очень низкий уровень

0%

5%

0%

 

 

0%

Подводя итоги по результатам контрольного среза можно отметить, что в экспериментальном классе заметно изменились показатели в развитии памяти среди младших школьников. Ученики стали лучше запоминать усвоенный материал, стали больше применять  полученных знаний на практике и безошибочно выполнять задания с опорой на ранее усвоенный материал.

После апробации программы нами был проведен контрольный срез, по результатам которого можно сказать, что в экспериментальном классе заметно изменились показатели в развитии памяти. Ученики стали лучше запоминать усвоенный материал, стали больше применять  полученных знаний на практике и безошибочно выполнять задания с опорой на ранее усвоенный материал. В контрольной группе показатели остались без изменений.

Исходя из результатов контрольного среза, можно отметить, что апробированная нами программа на развитие памяти у младших школьников посредством мнемотехники является актуальной и значимой.

Список литературы

  1. Ачох Д.А., Белавина А.Н. Особенности использования мнемотехник при запоминании информации / Д.А. Ачох, А.Н. Белавина // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. – 2022. – № 3. – С. 191-192.
  2. Букреева А.А. Коррекция памяти младших школьников / А.А. Букреева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – С. 121-125.
  3. Выготский Л.С. Память и её развитие в детском возрасте / Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2008. – 646 с.
  4. Заика Е.В. Экспериментальные исследования памяти. Основные методики и результаты исследований / Е.В. Заика. – Москва: Владос, 2018. – 432 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: