УДК 37.013.8

К проблеме формирования навыков описательного рассказа у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Филиппова Екатерина Олеговна – студентка Смоленского государственного университета.

Колодовская Елена Анатольевна – преподаватель Смоленского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности формирования описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития как неотъемлемой части развития речевой деятельности ребенка, высших психических функций и становления личности в процессе социализации. Представлены условия овладения способами и навыками построения описательных рассказов вышеназванной группы детей, а также освещены коррекционно-педагогические методы обучения рассказыванию и составлению описательных рассказов детей с задержкой психического развития.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, задержка психического развития, связная речь, развитие описательной речи, логопедическая работа.

На протяжении длительного времени педагоги, лингвисты, психологи занимались исследованием вопросов, связанных с формированием и развитием описательной речи у детей дошкольного возраста. Ситуация была связана с тем, что описательная речь имеет важное значение в процессе становления и развития высших психических функций ребенка, их интеграции в социальную систему, а также всестороннему формированию личности. Также умение составлять рассказы описательного характера является одним из компонентов дальнейшего успешного обучения в школе.

В методических пособиях проведение занятий по описанию предметов рассматривается как необходимый этап, который должен пройти ребенок, прежде чем заняться самостоятельным составлением развернутого изложения события, произошедшего с ним или с его окружением. В процессе таких занятий происходит развитие зрительного и слухового анализаторов, тактильного восприятия, мыслительных функций и процессов, речевой активности. В процессе проведения подобных занятий ребенок формирует эмоциональные и поведенческие реакции, умение целенаправленно воспринимать объекты или явления, позволяющие ему развивать свое творческие способности, креативное мышление и воображение. Вышеназванные умения будут помогать ребенку в процессе создания творческих образов и рассказов [2; 8; 10].

В современных исследованиях В.П. Глухова, В.В. Коноваленко, Т.А. Ткаченко и других отмечается роль описательных рассказов в формировании высших психических функций, связной речи, учебных навыков и построения коммуникации. Описательный рассказ, по мнению О.А. Нечаева, характеризуется как модель монолога, несущего за собой перечисление признаков предмета в широком понимании и при этом имеющая для этого определенную языковую структуру [7].

Описание – одна из самых трудных для усвоения форм речи. В исследованиях В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой отмечается, что составление описательного рассказа вызывает у детей с задержкой психического развития наибольшие трудности. В.К. Воробьева отмечает, что трудности формирования рассказа-описания тесно связаны с внутренней смысловой организацией описательного рассказа, не имеющая определенной программы, носит субъективный характер, зависящий от последовательности выделяемых качеств и характеристик предмета, явления, которые подчинены общим целям общения [3; 10].

Задержка психического развития как одна из форм отклонений в психофизиологическом развитии ребенка отличается рядом признаков, которые позволяют отличить ее от иных видов социальной, интеллектуальной или физической ограниченности, например: педагогической запущенности и умственной отсталости. Несмотря на то, что дети с задержкой психического развития не имеют нарушений крупных мозговых структур, однако сталкиваются с проблемами, связанными с эмоциональной и личностной незрелостью, влияющей как поведенческие привычки ребенка, так и на уровень истощаемости в процессе выполнения определенного вида деятельности, степень его познавательного интереса и трудоспособности.

Н.Ю. Максимова и Е.Л. Милютина отмечают, что задержка психического развития проявляется у детей замедлением темпа развития его психики, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности [2].

При описании детей с задержкой психического развития В.М. Астапов и Н.П. Вайзман считали, что вышеназванное отклонение психофизиологического развития не является заболеванием, а должно восприниматься как аномальное развитие, в процессе которого наблюдаются нарушение познавательных процессов, расстройство эмоционального поведения и недостаточность произвольной регуляции действий. Все психические процессы: мышление, память, восприятие и речевая деятельность развиваются неравномерно, в замедленном темпе, отставая от установленной нормы на 1,5–2 года [7].

А.Д. Гонеев при определении понятия «задержка психического развития» акцентирует внимание на том, что это нарушение нормального темпа психического развития, в результате диагностирования которого, ребенок, даже достигший школьного возраста, продолжает сохранять дошкольных интересы и удерживать внимание только в процессе игровой деятельности [8].

При исследовании детей с задержкой психического развития В.П. Глухов отмечал, что несовершенство становления и развития основных компонентов языковой системы, а также наличие вторичных отклонений психических процессов оказывает непосредственное негативное влияние на процесс освоения навыков описательного рассказа у детей вышеназванной нозологической группы [1].

Педагогами-дефектологами, а именно: Л.Б. Баряевой, Н.Ю. Боряковой, М.А. Касицыной, С.Ю. Кондратьевой, И.В. Скворцовой и другими, предпринимались попытки преодолеть речевую и интеллектуальную недостаточность дошкольников с задержкой психического развития и разработать подходы к формированию у них полноценного умения составлять рассказы. Данное умение является необходимой предпосылкой для усвоения школьных знаний и умений, ведь старшим дошкольникам уже через год предстоит начать школьное обучение. Навык составления описательных рассказов в дальнейшем развивается при изучении практически всех школьных дисциплин – на уроках чтения (чтение, анализ текстов, их пересказ), русского языка (анализ предложений и текстов, написание изложений и сочинений), математики (анализ и составление математических задач).

Исследованиями Л.С. Выготского, Н.И. Лепской, С.Н. Цейтлина и других ученых было доказано, что продуцирование полноценных описательных рассказов детьми с задержкой психического развития становится возможным не только с появлением у них качественных, относительных, притяжательных имён прилагательных, но и в связи с совершенствованием регулирующей, планирующей функцией речи. Условия овладения способами и навыками построения описательных рассказов не отличаются от тех, которые присущи монологической речи в целом [3].

К этим условиям относятся следующие:

  • формирование специальных мотивов, потребности в употреблении монологических высказываний;
  • сформированность различных видов контроля и самоконтроля;
  • накопление словарного запаса;
  • усвоение соответствующих синтаксических средств построения развёрнутого сообщения;
  • овладение достаточно широким кругом бытовых понятий [4].

Также авторы отмечали, что описательная сторона речи значительно совершенствуется под воздействием продуктивных видов детской деятельности: рисования, лепки, аппликации.

При описании работы с детьми с задержкой психического развития и подборе коррекционного материала Л.Ф. Фатихова опиралась на методику, предложенную П.Я. Гальпериным. Содержание методики основывается на осуществлении поэтапного формирования умственных действий и разделение процесса обучения на этапы и подэтапы, в процессе которых каждому ребенку, по мере необходимости, предоставляется помощь педагога. Такой подход к формированию данного умения позволяет достичь положительного эффекта в коррекционно-педагогической работе. Методика предполагает обучение составлению описательного рассказа по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, самостоятельному составлению описательного рассказа [9].

Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с задержкой психического развития. Методика обучения выстраивается с учетом отмечаемых у детей этой группы речевых нарушений, а также особенностей психического и познавательного развития. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора и последовательности использования картинного материала, структуры занятий и приемов коррекционной работы. Особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления [5].

По мнению Н.Ю. Боряковой серии сюжетных картинок являются своего рода планом, они помогают детям устанавливать связь между различными эпизодами, выделять главное в рассказе, не отвлекаться от основного. Кроме того, серии сюжетных картинок помогают продолжить работу над лексическим материалом. Значение новых слов уточняется и усваивается в контексте связной речи [2].

Вследствие вышесказанного следует отметить, что описательный рассказ является одной из наиболее сложных форм речи, требующей от ребенка значительных интеллектуальных усилий и достаточно высокого уровня речевого развития, поэтому исследование по формированию навыков составления описательного рассказа у дошкольников с задержкой психического развития требует более детального рассмотрения особенностей речевого развития вышеназванной группы детей.

Список литературы

  1. Антонова О.А. Особенности состояния речи у детей с ЗПР // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 13. С. 1 – 5.
  2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: учебно-методическое пособие. М.: Гном-Пресс, 2002. 64 с.
  3. Жукова Е.О. Особенности развития связной описательной речи у детей с задержкой психического развития // Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация. материалы XI Международной научно-практической конференции. Владимир, 2022. С. 273 – 277
  4. Кусаинова К.К. Закономерности овладения навыками продуцирования описательных рассказов в онтогенезе // Инновации в науке: пути развития. 2018. № 1. С. 1 – 5.
  5. Малмыгина Н.В. Особенности обучения описательным рассказам детей с задержкой психического развития с использованием графической наглядности // Вестник магистратуры. 2022. № 12-5 (135). С. 34 – 37.
  6. Пацко Д.А., Конакова М.С. Формирование описательного рассказа у дошкольников с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. 2023 № 80-3. С. 210 – 214/
  7. Приходько О.Г. Специфика речевого развития детей первых лет жизни различных нозологических групп // Специальное образование. 2019. № 4. С. 95 – 105.
  8. Рычкова Л.С. Коррекция психического развития: учебное пособие. Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2006. 47 с.
  9. Фатихова Л.Ф. Обучение рассказыванию детей с задержкой психического развития // Теория и практика образования. 2019. № 3. С. 42 – 50.
  10. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: монография. М.: Альфа, 2001. 347 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: