УДК 78

Активное слушание музыки в детском саду

Самченко Семен Александрович – учитель Международной гимназии «Сколково»

Аннотация: В статье раскрыты теоретические аспекты развития музыкального восприятия и особенностей слушания музыки в детском саду. Ссылаясь на работы теоретиков в области музыкального дошкольного образования, автор отмечает, что музыкальное восприятие важно с точки зрения развития эмоциональных и психологических процессов. Отмечено, что педагогическая работа должна быть построена на использовании активных методов слушания музыки.

Ключевые слова: активное слушание, музыкальное восприятие, музыка, дошкольники, педагоги, ритмика.

Введение

Проблема активного слушания музыки в детском саду в наше время заключается в том, что репертуар не соответствует возрасту детей. Существует также проблема статичного слушания, которое не учитывает физические требования ребенка и его способность к восприятию в возрасте 3-7 лет. Ряд авторов (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский,) указывает на проблему недостаточного развития эмоционально-ценностного отношения детей к музыке и другим видам искусства [2]. Согласно исследованиям, музыкальная деятельность является важным компонентом раннего развития детей, но должна быть разнообразна и интерактивной, чтобы стимулировать их моторные, социальные и когнитивные навыки. Для успеха таких программ важно планировать занятия с учетом особенностей каждого ребёнка, создавать динамичную обстановку и обеспечивать безопасность во время работы с музыкой.

Литературный обзор

Важность активного слушания музыки в детском саду отмечали многие именитые исследователи. Например, Б.В. Асафьев писал о том, что «слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим» [4]. Анализ музыки позволяет активировать процессы, которые благоприятно сказываются на общем развитии мышления и воображения.

В. Сухомлинский в свою очередь говорил о культурном многообразии, которое прививается ребенку, активно слушающему музыку.

Известные теоретики в области дошкольного музыкального образования, такие как Тютюнникова Т.Э. развивали педагогические подходы к развитию музыкального восприятия. Так, система обучения К. Орфа, которую преподаёт Тютюнникова Т.Э., является образовательным подходом, разработанным композитором Карлом Орфом для работы с детским возрастом. Основная идея этого метода заключается в использовании ритмизированной речи вместе со средствами движения для развития умений музыкального восприятия и выражения у детей. Система обучения К. Орфа фокусируется на создании эффективных способов интеграции музыки и других аспектов человеческого развития, таких как язык, движение, искусство, и психические функции [5].

В свою очередь другой важный теоретик Буренина А.И. подмечала важную мысль о том, что «педагоги должны акцентировать внимание на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность» [6].

Важные мысли отмечают и современные авторы, например, Цыпляева, О. В.В. указывает на то, что в «во время беседы о прослушанной музыке педагог побуждает дошкольников к самостоятельным высказываниям. Для того чтобы углубить впечатления детей, музыкальный руководитель следит за эмоциональной окрашенностью своей речи. Педагог побуждает детей связывать характер музыки с содержанием образа, выраженным в ней настроением, добивается более полных высказываний, оценочных суждений» [1].

Результаты исследования

На основе анализа научной литературы мы приходим к мысли о том, что основой процесса слушания музыки дошкольниками является музыкальное восприятие. Такое восприятие является сложным явлением, которое сочетает в себе и психофизическую, и эмоциональную природу. Гаджиева Р.И. к примеру, сообщает о том, что музыкальное восприятие является синергией «физического восприятия звуков и психических реакций на их сочетание: понимание музыки, переживание и оценка [3].

Важно отметить, что дошкольный возраст характерен особым восприятием культурного материала – у детей еще только-только появляются предпочтения, им сложно ориентироваться в музыкальных вкусах. Стоит обратить внимание и на физиологические\психофизические особенности данного возраста: внимания и память не имеют возможностей, сравнимых со взрослыми, из-за чего ребенок может неверно воспринимать музыкальный материал. В связи с этим нужно формировать грамотную педагогическую методику, учитывая физиологию и психологию возраста.

Слушание разных музыкальных стилей и эпох помогает детям узнать больше о музыке, расширить свой кругозор и стать более открытыми к различным музыкальным стилям. Исследования показывают, что с возрастом способность воспринимать разные музыкальные стили уменьшается, как и способность изучать новые языки, потому что музыка и речь имеют общую интонационную природу. Поэтому формирование современных музыкальных устоев должно учитывать трансформацию репертуара: например, воспитывать в детях предпочтения на основе не только классических произведений, но и современных образцов музыки.

Важно использовать активные методы слушания музыки, такие как движение под музыку, визуализация музыкальных образов (делаем музыку зримой), вербализация музыкальных образов (делаем музыку содержательной), театрализация (проживаем музыку), звуковые «раскраски» (украшаем музыку). Исследователи отмечают также метод творческих заданий: «Угадай по описанию», «Назови друзей, «Нарисуй музыку». Активные методы слушания музыки помогают детям лучше понимать и воспринимать музыку. Эти методы позволяют детям выражать свои эмоции и чувства через движение, визуализацию, слова и рисунки. Также они могут помочь детям развивать творческие способности и воображение.

Выводы

Для решения проблемы активного слушания музыки в детском саду необходимо учитывать возрастные особенности детей и их физические возможности. Репертуар должен соответствовать возрасту детей и учитывать их физические возможности. Важно использовать активные методы слушания музыки, такие как движение под музыку, театрализация, звуковые раскраски и т.д. Также необходимо учитывать способность детей к восприятию музыки в возрасте 3-7 лет. Слушание музыки должно быть направлено на развитие музыкального восприятия, а не просто на слушание звуков.

В целом, правильно используемый музыкальный материал и методы преподавания в детских садах могут иметь положительное влияние на развитие детей этого возраста, помогая им лучше осваивать язык, числовые отношения, социализацию и другие важнейшие навыки. Главная мысль заключается в том, что слушать музыку нужно не ради слушания, а для развития музыкального восприятия.

Список литературы

  1. Цыпляева О.В. Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении / О. В. Цыпляева. – Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). – Санкт-Петербург: Реноме, 2012. – С. 60-63. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2850/ (дата обращения: 22.02.2024).
  2. Алиев Ю.Б. Музыкальное воспитание / Ю.Б. Алиев // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю.В. Келдыш: в 3 т. – М.: Сов. энциклопедия, 1976. – Т.З. – 755 с.
  3. Гаджиева Р.И. К проблеме развития музыкальных способностей детей в дошкольном возрасте. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-razvitiya-muzykalnyh-sposobnostey-detey-v-doshkolnom-vozraste-1?ysclid=lsx4w5vaqw704722338 (дата обращения: 22.02.2024).
  4. Оссовский А. В., Б. В. Асафьев, в сб. Советская музыка. Сборник четвёртый. Л.-М. Музгиз. 1945 г. 192 с.
  5. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К Орфа. – М. ООО «Фирма «Издательство АСТ», ООО «Издательство «Астрель», 2000. – 96 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: